26 вопросов русской матери Марату Кульшарипову

 Здравствуйте, Марат Махмутович! А в Вашем лице –нацэлита нашей республики!

… Мои вопросы к Вам:
1. Что такое Конституция?

Мой ответ (взят из Толкового словаря):
Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан

2. Что такое право?

Мой ответ (взят из толкового словаря):
1.  Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
2. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-н. делать, осуществлять.
3. Возможность действовать, поступать каким-н. образом.( Право контроля. Иметь право на что-н. Право требовать что-н).

3. Что означает слово "гарантирует"?

Мой ответ: (взят из Толкового словаря):
Ручательство, порука в чём-нибудь, обеспечение

Я, например, вижу, что государство на высочайшем уровне и в самом важном документе – Конституции четко определило свое отношение к языкам народов России и обозначило свои обязательства в деле сохранения национальных языков. Данные статьи Конституции никак не может отменить 309 закон.

4. Не кажется ли Вам, что Ваши слова «В Конституции РФ эти интересы в какой-то мере действительно нашли свое отражение» некорректны по отношению к Основному закону нашей страны? Что значит «в какой-то мере»? Поясните, пожалуйста.
И отсюда вытекает мой следующий к Вам вопрос:

5. Каким словом должно заменить слово «гарантирует» в Конституции РФ, чтобы Вы были абсолютно спокойны по поводу заботы государства о сохранении языков различных народов?

«Удивительно, но факт, в статье В.В. Путина проблемы будущей судьбы национальных республик, состояние дел в них по вопросу сохранения и развития родных языков, культуры и традиций не нашли отражения. В то же время в ней несоизмеримо большое внимание уделено мигрантам и миграционной политике» — также пишете Вы.

Я не Путин, но на Ваш вопрос о родных языках и мигрантах, думаю, ответ напрашивается простой: национальные языки в нашей стране защищены Конституцией, на протяжении всего существования нашего государства национальные языки изучались, и эти вопросы постоянно решаются, а вот вопросы мигрантов и миграционной политики встали перед нашей страной совсем недавно, и как решать их – никто пока не знает, и законов по этому поводу пока нет. Поэтому можно понять обеспокоенность по данному поводу.

Мои главные вопросы Вам, Марат Махмутович, по поводу сохранения национальных языков.

Я утверждаю, что Конституция РФ гарантировала башкирскому народу право на изучение родного языка и свои гарантии государство выполняет.
В Башкирии функционирует достаточное количество башкирских национальных школ и гимназий, в Башкирском государственном университете и Педуниверситете есть факультет башкирской филологии, работают башкирские театры, есть башкирское издательство, издаются многочисленные газеты и журналы на башкирском языке, есть башкирское телевидение, радио, есть Башкирская Академия наук, есть масса национальных башкирских общественных объединений, есть Всемирный Курултай башкир…

Я не знаю, почему Вы не в курсе (наверное, просто некогда было поинтересоваться в МОН РФ и МО РБ), но хочется Вас успокоить: теперь изучать родной язык любой народ может не в рамках регионального компонента, как раньше, а в рамках федеральных государственных стандартов, которые предусматривают варианты учебных планов, где обучение ведется на башкирском языке, на татарском языке, и, вообще, на любом национальном языке, на каком существует возможность обучения. Также федеральные государственные стандарты предусматривают изучение национальных языков детьми других национальностей, — если найдутся желающие и если школа примет такой вариант плана.
А еще любая школа, если обладает нужным для этого педсоставом, может работать и по нескольким вариантам планов: один класс может обучаться на башкирском языке, другой — на татарском, третий — на чувашском, четвертый — на русском и все вместе изучать еще и китайский язык. Пожалуйста! Было бы на то желание участников образовательного процесса и возможность осуществить пожелания учащихся у администрации школы.

Я надеюсь, что после подробнейшей консультации в Министерствах образования РФ и РБ по поводу возможности изучения родных языков, Вы мне уже точно ответите:

6. Ликвидация ли регионального компонента привела «к резкому сокращению, даже вытеснению обучения в школах на родных языках и изучения родного языка учащимися нерусских национальностей» или на это прискорбное обстоятельство есть другие причины?

Я лично вижу другие связи, а именно то, о чем Вы пишете в следующем абзаце:
"Вызывает особую озабоченность внедрение в систему образования механизма подушевого финансирования школ, или так называемая оптимизация сети общеобразовательных учреждений, которая привела к массовому закрытию малокомплектных и реорганизации неполных средних школ в малых деревнях. В Башкортостане в первую очередь закрываются школы в башкирских деревнях, которые традиционно являлись малыми. Притом по данным переписи населения 2002 г. большая часть башкирского населения (57,6 %) проживает в сельской местности. Тем самым всей системе национального образования в Республике Башкортостан был нанесен сильнейший урон»

Я думаю, что обучение в школах на родных языках и изучение родных языков учащимися нерусской национальности , сокращено отнюдь не из-за отмены регионального компонента!
Это случилось исключительно из-за введения подушевого финансирования, вследствие чего произошло сокращение количества малокомплектных школ.
Вот где корень зла!
И это зло распространяется не только на национальные башкирские школы, оно распространяется на все школы России! Все малокомплектные школы закрываются, а деревни, соответственно, еще быстрее вымирают. Вымирают, причем, все малые деревни, и русские в том числе. Но, так как в России, конечно, относительно мало башкирских деревень, то и общее количество национальных башкирских школ заметно сократилось.
И тут я с Вашей обеспокоенностью полностью согласна. Закрытие малокомплектных школ – настоящая беда!

Почему же Вы и Ваши идейные сообщники повсюду клеймите пресловутый федеральный закон 309, отменяющий региональный компонент, который вовсе не отменяет изучение национальных языков, а просто переводит их в ведение самих школ и участников образовательного процесса?

Я думаю, — потому, что теперь будет сложнее заставить изучать какой-либо национальный язык того, кто этого не хочет.
Вы и Ваши идейные союзники очень хотите, чтобы по-прежнему, существовали «рычаги», с помощью которых можно было бы легко заставить любого гражданина РБ изучать любой язык, который Вы или Ваши союзники посчитают нужным изучать.
Так как наш регион носит название «Республика Башкортостан», Вы считаете, что все законы нашей республики должны работать на сохранение башкирского языка, а сохранить башкирский язык, как Вы считаете, можно, лишь сохранив обязательно-принудительное его изучение во всех, без исключения, школах Башкирии.
Что думает по поводу таких методов сохранения башкирского языка наш многонациональный народ, живущий на территории Башкирии, конечно, как у нас повелось с некоторых пор, никого из вас, национальной элиты республики, не волнует. Я бы даже сказала, АБСОЛЮТНО не волнует.
Вас волнует больше всего, как я поняла, вопрос самоопределения башкирского народа, и я ваши волнения разделяю.

Но, скажите, уважаемый Марат Махмутович:

7. Почему борьба вашего народа, а точнее, национальной элиты, за самоопределение, за сохранение своего родного языка должна ложиться тяжким грузом на плечи других народов?

8. С каких пор у нас самоопределение народа стало означать политику игнорирования запросов других народов, в частности, запросов на добровольное изучение башкирского языка?

9. Неужели нельзя самоопределяться другими, безболезненными для остальных, способами?
И вообще,

10. Почему вы, национальная элита Башкирии, решаете ТАКИЕ вопросы единолично, монолитным этнонацсоставом?

11. Разве Башкирия — земля, где проживают исключительно башкиры?

12. Ведь Вам известно, что уже более 400 лет на территории Башкирии проживают и русские, и татары, и чуваши, и десятки других народов, и для каждого из нас именно здесь – родина предков?

13. Вам известно, что компактно в Башкирии башкиры проживают не везде, что, в основном, на территории нашей республики проживает смешанное население, с преобладанием русского (особенно – в городах), что на территории нашей республики есть чисто русские, чисто чувашские, чисто татарские и другие национальные деревни, и их  очень много?

14. Вы в курсе, что в Башкирии башкир проживает примерно одна треть населения, следовательно, две трети у нас – не башкиры, что в крупных городах РБ башкир проживает не более 15 процентов ?

15. И разве башкиры не проживают уже в Оренбургской , Челябинской, Свердловской областях?
Отсюда у меня к Вам еще такие вопросы:

16. Насколько корректен, по-Вашему, при существующем расселении народов на территории современной РБ, по отношению к большинству населения Башкирии – небашкирам сам факт обязательного изучения башкирского языка?

17. Может ли безболезненно для других, рядом проживающих более 400 лет народов, самоопределяться народ, не проживающий компактно или проживающий компактно на очень маленькой территории?

И, раз зашел у Вас вопрос о самоопределении народов и Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах человека, я решила подробнее ознакомиться с этим документом.
Вот знаменитая Статья 1 Пакта:

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Но там есть еще и другие интересные статьи, во 2 части, например:
Статья 4
Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическим обществе.

Отсюда снова возникает вопрос к Вам:

18. Способствует ли общему благосо&

13 декабря 2012 Образование
Источник: http://lina-seregina.livejournal.com/52469.html

Еще новости