4 дня имя которым «Бег»

Хроника многодневного горного сверхмарафона «ТрансУрал 2014» от бегущего фотографа.

Надо ли мне это? Смогу ли я?

Вот два вопроса, которые мучили меня около полугода, предшествующих гонке. Впрочем, думаю, большинство из более чем двух сотен человек, подавших заявки на участие в четырехдневном горном ультрамарафоне «ТрансУрал 2014», также не избежали подобных порывов малодушия.

Время старта неумолимо приближалось, и в один момент я понял, что не могу упустить возможность познать неизвестное и заглянуть за границы свих возможностей, вот именно так высокопарно, ни больше, ни меньше. Мы оплатили стартовые взносы и продолжили подготовку. Вообще эти соревнования должны были стать первыми чисто беговыми в моей жизни, поэтому вопросов было достаточно много. Хотя, конечно, для того, кто знает, как собраться на многодневную мильтигонку, чисто беговые соревнования не представляют большой загадки, но, как говориться, дьявол в нюансах.

Также я долго мучался тем, что мне жутко хотелось поснимать соревнования, так как с недавних пор я сильно увлекся спортивной outdoor фотографией. До последнего момента, я думал что делать, и только вечером перед стартом решил, что так как я не борюсь за призовые места, я могу себе позволить немного утяжелить задачу и попробовать снять гонку изнутри. Побыв ее участником. И так, как сам я себя ободрял, мне выпала уникальная возможность стать первым фотографом-ультрамарафонцем.

Конечно, я не мог быть уверенным в успешном завершении начатого, но взносы были уплачены, баулы собраны и мы с моей любимой женщиной, которая также бежала марафон, ночью 16 июля 2014 года въехали в палаточный городок эко-парка Зюраткуль, на территории которого было организовано проживание участников, откуда начинались старты и куда вечером измученные бегуны сбредались на ужин и награждение.
Этот поистине замечательный комплекс стал нашим домом на 4 дня.

I день хребет Нургуш. 52 километра, контрольное время 12 часов.

Как всегда первый день соревнований полон суматохи… регистрация, завтрак, сборы, проверка снаряжения и вот ты еще не успел сделать и половины запланированных дел, а толпа спортсменов хором считает 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1!!! звучит сирена и гонка ТрансУрал начинается.I день хребет Нургуш. 52 километра, контрольное время 12 часов.

Я стою по другую сторону стартовых ворот и снимаю, несколько кадров старта,  за пол минуты мимо меня проносится излучающая здоровье и силу масса людей, впрочем, завтра все будет уже совсем по-другому. Убираю фотоаппарат в рюкзак, символично добегаю до ворот, пробегаю через них и устремляюсь по маркированной трассе в сторону хребта Нургуш.

Бегу по сильно разбитой дороге, много камней, глубоких луж, обходных тропинок через лес. Это мне на руку, со многими спортсменами мне тяжело соревноваться в обычном беге, все же я не очень сильный бегун, но когда дело касается пересеченной местности здесь я чувствую себя как рыба в воде. На первый день гонки мой план таков: обогнать как можно больше бегунов до вершины горы Нургуш, там поснимать и уже потом в своем темпе финишировать. Благо комфортное контрольное время дистанции в 12 часов позволяет это сделать легко.

Через 8 километров первый пункт питания, пробегаю мимо. Начинаются болота, процесс обгона становится еще продуктивнее и к началу подъема на гору Нургуш уже бегу в районе 50 места, оставив позади себя 2/3 стартовавшиъ.

На уровне границы леса достаю камеру и начинаю снимать спортсменов, взбирающихся вверх, на фоне озера Зюраткуль и горных хребтов. Меня периодически обгоняют бегуны и обязательно попадают в кадр. Проходим первую ступень горной тундры, выходим на вторую вот уже и вершина, на которой стоят контролеры и фиксируют время прохождения спортсменов.

Решаю остаться ненадолго с ними и поснимать людей на вершине. Внимание привлекает тьма, клубящаяся на севере, из ее чрева то и дело вырываются молнии и долетают до нас раскатами грома.
Туча идет прямо на вершину, и такой момент я упустить не могу, жду, когда мы окажемся в ее эпицентре. 15 минут и потемневший мир ложится под натиском ураганного ветра, горизонтальные потоки дождя, адский танец молний вокруг нас и град размером с 2 рублевую монету – все в один момент обрушивается на вершину. Волонтеры прячутся в палатку, зовут меня, но я остаюсь снаружи и снимаю людей, незнающих куда укрыться от бури на плоскости вершины.

J45A0882

Особенно тяжело достается тем кто бежит в майках и шортах

J45A0877

Кто-то находит убежище в палатке бешено рвущейся на ветру, кто-то находит в себе силы бежать дальше сбрасывая высоту.

J45A0856

В какой то момент мой фотоаппарат, укрытый под курткой, но все равно мокрый, начинает вести себя не адекватно. Пораженный, вытаскиваю аккумулятор, не в силах поверить в случившееся, хотя чего еще следовало ожидать (((…
Вытираю насухо, пробую включить, реакция неадекватная, вытаскиваю аккумулятор, убираю в герму, провожаю взглядом уходящую на юг бурю, и с тоской гляжу на замечательные игры света на границе солнца и тьмы, куда бегут спортсмены.
В грустном расположении духа спускаюсь с горы, на 28 километре на пункте питания оставляю на просушку камеру и продолжаю гонку.
Оставшиеся 23 монотонных километра пробегаю с Сашей Садретдиновым и Альбертом Валиевым, ребятами из Уфы. Финиширую с результатов 7 часов 33 минуты.
Вечером снимаю награждение Таниным фотоаппаратом.  На брифинге нас пугают ужасами предстоящей гонки… хе!!! Как говорит мой друг: «Испугали шлюху миньетом!»

II День. Хребет Уреньга 41 километр, 9 часов контрольное время.

Утро начинается на позитиве, просушка фотоаппарата теплым воздухом из кондиционера в течении нескольких часов похоже дала свой положительный результат. Камера работает нормально, но все равно решаю ей не пользоваться в ближайшие дни и дать досохнуть еще лучше.
Сегодня нам предстоит траверсировать хребет Уреньга, старт выездной.

Загружаемся в автобусы и к 10 часам утра, стоим в створе стартовых ворот. Сигнал и гонка начинивается  с легкого тягуна.  Примерно через 8-10 километров начинается курумник и подъем на «Первую сопку». Если до подъема я бежал где-то в середине, здесь я значительно ускоряюсь, или участники замедляются, и начинаю обгонять. Выйдя наверх, достаю камеру, вдали  виднеется Таганай и Златоуст.

Перелезаем через небольшие скалы, где нас отмечают волонтеры, и по длинному 2 километровому плато, испещренному небольшими сальниками и местами заросшему труднопроходимой карликовой еловой порослью, устремляемся в главной вершине хребта.

Чувствую себя в родной стихии, обгоняю участников, забегаю то с одной, то с другой стороны, поднимаюсь на скалы и снимаю сверху… в общем получаю огромное удовольствием от движения по этой труднопроходимой местности ;-).

Плато заканчивается скальным гребнем ведущим к вершине. Убираю ненадолго камеру, отрываюсь от бегунов и выхожу на гребень. Караулю своих жертв там.

В общей сложности провожу на гребне около 1 часа. Стараюсь снять как можно больше бегунов в красивых декорациях южно-уральских гор.
Но промежуточное контрольное время (3 часа) поджимает. Буквально в притык сбегаю с горы и тороплюсь на отметку. Неожиданно оказывается, что бежать чуть дальше, чем указано в легенде, думаю тем, кто бежит впритык, это станет неприятным сюрпризом.  Еще около 30 минут снимаю прибывающих участников,  многие бегут совсем под окончание КВ, демонстрируя  много эмоций.

Но все же сложности пути по горе делают свое дело, около 40-30 человек не успевают в КВ и организаторы принимают решение  его продлить.
После спуска с горы, начинаются разной проходимости дороги, тропинки и направления в болотах. Какую-то часть бегу один, какую-то с другом Лешей Болотовым, в итоге прибегаю 60 с временем:
Вечером традиционная баня, и съемка награждения. На завтра хитрый план, но для его исполнения надо встать раньше…

III день. Вертикальный километр на гору Большой Иремель. 13 километров. Контрольное время 3 часа (до плато).

Встаю в 5 утра, все еще спят. Быстро перекусываю и иду к организаторам.  Еще вчера вечером я договорился с Антоном Жигановым, что меня выпустят на дистанцию отдельно, раньше остальных. Это позволит мне не выбыть из зачета и снять на вершине лидеров.
К 8 часам приезжаем в Тюлюк. Отдаю рюкзак с фототехникой и одеждой волонтеру, отправляющемуся на вершину. Сам жду и разминаюсь. В 9.30 стартую к вершине. По утренней прохладе бежится легко, за 40 минут добегаю до входа в природный парк Иремель,  проблемы начинаются после реки и начала подъема, в районе выхода на плато перехожу на шаг. Тяжело бежать в одиночку, когда не за кого зацепиться или никто не подгоняет сзади. Пройдя самый крутой участок, опять перехожу на бег. Через 1 час 25 минут я у подножия Иремеля. Еще чуть-чуть  по курумам, и  финиширую на вершине горы с результатом 1 час 39 минут 19 секунд. Но отдыхать времени нет, лидеры уже бегут. Быстро переодеваюсь и выбираю место съемки. Первый бегун появляется через 1 час 7 минут после старта. Снимаю его на финише, и начинаю гулять по горе, выбирая разные ракурсы, снимаю всех участников.

Погода благоволит, получаются отличные кадры.

За все это время, что я провожу на горе, не замечаю как успел сильно проголодаться, но еды у меня с собой почти нет, а на пунктах питания уже все съедено.
Так что иду вниз голодный и злой. Вечером, как и водится, баня  и награждение, и мысли о завтрашнем последнем испытании.

IV день хребет Зюраткуль 35 километров. Контрольное время 7 часов.

Еще сквозь сон я понимаю, что мир наполнился водой. Дождь барабанит по палатке, предрекая большие трудности на курумах Зюраткуля и Голой Сопки. Что же, это хороший повод не отвлекаться на фотоаппарат и пробежать дистанция в свою силу, решил я. Перед стартом объявили, что одна из вершин «Голая сопка» отменяется в виду плохой погоды, контрольное время и весь остальной маршрут не меняются, наверное, это правильное решение.
Стартуем в 10 часов, быстро подбегаем под гору по дощатому настилу, поднимаемся  на вершину скрытую в облаках, отметились и осторожненько по мокрым камням вниз. После горы бегу первые 10 километров в группе, возглавляемой Эриком Хасановым. Но, когда начинается спуск с хребта, отстаю, так как вынужден сбросить скорость по причине неправильного выбора обуви для гонки. Мои беговые кроссовки XT S-LAB 5 RACING нещадно скользят на мокрой траве, несколько раз падаю.
Одним из запоминающихся моментов становится затопленный карьер,  организаторы постарались и сделали его прохождение приключением, с гонкой по его высокому краю и захватывающими видами.  На дне карьера питание. Быстро кушаю и оставляю палки оргам, решаю остаток пути проделать без них.
Через 30 минут проклинаю себя за это решение, плохая дорога перед подъемом на хребет Москаль, множество луж и грязи. Ноги разъезжаются, ощущаю себя «коровой на льду», к тому же начинает болеть колено. Скорость сильно падает, пропускаю вперед человек 5. Затяжной изматывающий подъем на хребет Москаль, прохожу/пробегаю совместно с Павлом  Шабашовым, на спуске  немного от него отрываюсь. Быстрый перекус на Шаровском кордоне и быстрее домой… остается пробежать 8 км. Дорога знакомая по ней мы бегали в первый день на Нургуш. Но как она изменилась! Она и тогда не отличалась сухостью, но сейчас это просто река, с заводями и порогами… кроссовки предательски скользят на мокрой грязи, бегу по лужам, под водой камни и сцепление лучше. В какой-то момент Павел плотно садиться мне на плечи и так мы бежим до дамбы. Перед дамбой знак 30 километров. Значит, осталось пробежать еще 5, это немного демотивирует, я очень устал и бег мой давно уже не отличается легкостью. Решаю, что пришло время для геля с кофеином. Съедаю, меня обгоняет Павел, пытаюсь какое-то время держаться за ним, но он «идет» хорошо и я отстаю. Как оказывается, он торопится на финиш, но волонтеры поворачивают его на 5 километровый круг, возможно, он пропустил табличку. Скорость падает, и я его догоняю, бежим рядом, общаемся, знакомимся. И в какой-то момент, приходит осознание того, что я могу бежать быстрее. Никак гель подействовал, думаю я, и  ускоряюсь. Вижу впереди еще одного спортсмена, догоняю, скорость уже раза в 2,5 выше, чем была на дамбе, проскакиваю отметку 2 км.
mFaz_mLKR2k
Фото Юли Бочкоревой

Еще чуть-чуть прибавляю в голове одна мысль, только бы удержать темп. Пролетаю через разрушенную Китовую пристань и начинается дорога в гору, на ней еще одна «жертва», ломлю изо всех сил, обгоняю. Отметка 1 километр, выбегаю из поворота и в 100-150 метрах вижу еще одного бегуна. Ах, как хорошо бежится, когда есть цель, пролетаю мимо него и из последних сил, сломя голову, бегу к финишу. Вот и арка, немногочисленные зрители кричат и поддерживают мне, откуда взялись силы не знаю, но я прибавляю еще.
4 часа 7 минут.
 Судорожно глотаю воздух,  склоняя голову для памятной медали преодолевшим всю дистанцию сверхмарафона. Возможно, она – самая ценная на сегодняшний день для меня спортивная награда.
Сижу на бордюре и в голове одна мысль «БОЛЬШЕ НИКУДА НЕ НАДО БЕЖАТЬ».

ps. жаль, что в этот момент рядом нет человека с фотоаппаратом…