А вы читали доклад Веселова?

На прошлой неделе в Уфе состоялся первый Международный экологический форум. На круглом столе по экологическим проблемам города выступили Уфаводоканал, Спецавтохозяйство, Уфагорсвет, Управление строительства, Горзеленхоз и другие хозы. Но вместо того, чтобы, как профессионалы в своей области, привлекать внимание общественности к экологическим проблемам города, руководители городских ведомств воспевали успехи своих хозяйств. У меня даже возникло ощущение, будто они оправдываются перед слушателями за то, что не зря получают зарплату, хотя их там особо никто ни в чем не обвинял.

В сухом остатке мне запомнились следующие экологические проблемы города:
·         Уфаводоканал: нет денег на «еще более лучшее» оборудование, нельзя пить воду из крана,
·         Горзеленхоз: выдирают цветы с клумб,
·         Разработчики секретных полимеров и биохимикатов: выветриваются газоны, портятся деревья от вредителей,
·         Союз велосипедистов – город сделал полутораметровые (вместо трехметровых) дорожки на строящейся набережной на р.Белая.

Всё, больше экологических проблем в городе нет.  Нет сверхнормативных выбросов в атмосферу, нет проблемы утилизации отходов, нет проблемы со своевременным и достоверным измерением воздействия на окружающую среду и информированием населения о чрезвычайных экологических ситуациях, и других экологических проблем тоже нет.

Какова же реальная ситуация в городе и в Башкирии? Как с этим жить? И самое главное  – что ж делать?!

На днях мне попал в руки доклад главного эколога Башкирии Александра Веселова, который дает ответы на эти вопросы. Александр Калинович не только описывает ситуацию, как она есть на самом деле, но и предлагает шаги, которые обеспечат «экологический прорыв», а также меры, которые необходимо реализовать в долгосрочной перспективе. Казалось бы всё не так плохо  – реальная ситуация в области экологии Башкирии на самом деле известна и даже есть решения. Но! Проблема в том, что известно все это было давно — на протяжении уже нескольких лет Александр Веселов пишет и информирует органы власти об ухудшающейся экологической ситуации в нашем крае. Так почему же никто ничего не делает, чтобы решить эти проблемы!? Это, скорее, риторический вопрос, который у нас, в Башкирии, относится не только к экологии. Раз уж пост про экологию, то не буду уходить в другие темы.

Что предлагаю я? Чтобы помочь сдвинуть ситуацию с мертвой точки и уберечь наш край от экологической катастрофы, к которой мы все приближаемся, я предлагаю сделать следующее.
Первое – прочитать и распространить доклад Александра Веселова среди своих друзей и знакомых. Давайте сделаем этот доклад вирусным и назовем эту акцию «А вы читали доклад Веселова?».
Второе – всем неравнодушным написать обращения Главе РФ, Главе РБ и Правительству РБ с предложением прорывных мер.


Итак. Посмотрите еще раз на картики. А теперь, если вам не все равно, чем вы дышите, что пьете, что едите; если вы хотите гулять по чистому городу и среди природных гор, а не гор мусора; если вы ответственно относитесь к себе, своим детям и любите наш край, сделайте доброе дело – присоединяйтесь к акции и помогите изменить экологическую ситуацию в Башкирии к лучшему. Только так, все вместе, создав общественный резонанс, мы сможем сподвигнуть наши власти к реальному решению проблем в области экологии! Также призываю СМИ, блогеров, активных пользователей социальных сетей и общественные организации обратить внимание к сложившейся ситуации и помочь с распространением информации.

Ниже я привожу текст обращения и адреса органов власти, которым рекомендую направить это обращение. Также привожу краткие тезисы (в моей интерпретации) и полную версию доклада Александра Веселова.

Адреса для отправки:
Президенту Российской Федерации через главного федерального инспектора по Республике Башкортостан — priemn.prezidentarfvrb@mail.ru
Главе РБ  и Правительству РБ — https://letters.openrepublic.ru/request/agreement/

Обращение:
Действующая в Республике Башкортостан (далее – «РБ») система управления охраной окружающей среды и природопользованием не в состоянии обеспечить решение актуальных экологических проблем и социально-экономическое развитие республики за счет эффективного рационального использования природных ресурсов и требует кардинального изменения. Природные ресурсы, как основа жизни населения и экономики республики, слишком велики и разнообразны, чтобы совмещать управление ими (включая обеспечение экологической безопасности) с функциями управления промышленностью или сельским хозяйством .
В связи с этим прошу до конца 2016 года принять следующие меры по обеспечению «экологического прорыва» в Республике Башкортостан:
1. Ввести в структуре Правительства РБ отдельную должность заместителя премьер-министра Республики Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения промышленной и экологической безопасности (являющегося одновременно министром природопользования и экологии РБ), с функциями координации (по Указу Главы РБ) деятельности следующих министерств и ведомств:
Министерство экологии и природопользования РБ;
-Министерство лесного хозяйства РБ;
-Управление Росприроднадзора по РБ;
-Управление Роспотребнадзора по РБ;
-Управление Россельхознадзора по РБ;
-Отдел по РБ Агентства по недропользованию (Башнедра);
-Отдел водных ресурсов Камского БВУ;
-Отдел по РБ Средне-Волжского управления Росрыболовства;
-ФГБУ «Башкирское УГМС»;
-Отдел по РБ Уральского управления Ростехнадзора.
2. Провести круглый стол на уровне Правительства РБ по формированию экологической политики в РБ;
3. Создать и обеспечить деятельность координационного межведомственного совета по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при Правительстве РБ с участием экологически ориентированной общественности и некоммерческих объединений предпринимателей.

Содержание и краткие тезисы доклада «Экология или экоЛОХия в Башкортостане»
1.Охрана атмосферного воздуха – цифры от лукавого
·         Фоновые концентрации по загрязнению атмосферного воздуха в Уфе растут с 2002 года;
·         Данные из системы электронного контроля выбросов на дымовых трубах крупных предприятий Уфы и Стерлитамака предоставляются гос.органам самими предприятиями;
·         Пост Башгидромета может находиться на расстоянии в десятки и сотни километров от предприятия, а перечень контролируемых Башгидрометом вредных веществ на порядок меньше, чем в выбросах проектируемых предприятий;
·         Производственная деятельность ни одного из предприятий не была приостановлена или их технологический режим не был изменен при безветренной погоде;
·         Есть сомнения в объективности замеров Управления гос.аналитического контроля (УГАК) по жалобам от населения, т.к. УГАК также работает с предприятиями республики на основании коммерческих договоров;
·         Отсутствует решение проблемы «Уфахимпрома» — источника воздействия диоксина на здоровье более чем 200 тыс. жителей республики;
·         В атмосферном воздухе городов республики контролируются не все вещества, являющиеся приоритетными в соответствии с методологией оценки риска здоровью; не на всех постах отбор проб проводится по полной программе наблюдений;
·         Материальное и финансовое обеспечение системы экологического мониторинга в республике за последние 5 лет еще более ухудшилось;
·         Имеет место эффект накопления вредных веществ в окружающей среде и т.д.
2.Вода уже не источник жизни?
·         Сброс дизтоплива (более 500 л) в 2014 году в коллективных садах Калининского района г.Уфы по результатам анализов проб УГАК показали отсутствие превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по нефтепродуктам как в почве, так и в воде; ущерб не взыскан;
·         Несмотря на то, что большинство наших рек имеют категории «загрязненная» и «грязная», по данным чиновников, ссылающихся на госстатотчеты предприятий, состояние водных объектов улучшилось, поскольку три небольших предприятия построили очистные сооружения;
·         В стат.отчетах не учитывается ухудшение очистки сточных вод вследствие износа действующих очистных сооружений остальных предприятий и водоканалохозяйтсв, громадные объемы сброса коммунальных стоков от дач, коттеджей, личных подворий, аварийные канализационные сбросы, фильтраты от свалок и полигонов для захоронения отходов, от горнодобывающей и нефтедобывающей промышленности.
·         Отсутствует канализация и очистные сооружения в 18 районных центрах РБ, Туймазинский, Краснокамский и другие районы уже утратили чистую питьевую воду, уже 15 лет Кантюковское поле (22 кв.км) в Стерлитамакском районе истекает бензиновыми родниками в пойму реки Белой.  Меры не предпринимаются.
·         Запрошенная Башкирским обществом спасения акватория р.Белая под проект создания учебно-производственной базы и спасательной станции была отдана индивидуальному предпринимателю;
·         Отсутствует порядок в выделении карьеров для добычи песчано-гравийной смеси, отсутствует контроль за расхищением общераспространенных полезных ископаемых; в 2010 году 5 млн.куб.м гос.запасов кирпичных глин Мурдашевского карьера в Мелеузовском районе РБ было списано под размещение в карьере свалки промышленных и бытовых отходов.
3.Отходы пока не стали доходами
·         Анализ эффективности управления отходами в РБ

  • ­Объем накопленных отходов достиг 2 млрд.т, ежегодно образуется 34 млн.т промышленных отходов, около 1,5 млн. т твердых бытовых отходов (ТБО);
  • Отсутствует открытый доступ к Кадастру отходов производства и потребления;
  • Система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках;
  • Ликвидация несанкционированных свалок документально не подтверждается и, как правило, сводится к перемещению на ближайшую свалку или закапыванию на месте обнаружения без реабилитации земельного участка и проектной документации по рекультивации; число свалок растет, должный экологический контроль и координация управления отходами со стороны Минэкологии РБ отсутствует;
  • Проектирование и строительство новых полигонов ТБО в районных центрах происходит без экологической экспертизы, рекультивация не производится;
  • Крайне медленными темпами внедряется система раздельного сбора отходов;
  • На большинстве полигонов ТБО отсутствует гидроизоляция, дезбарьеры  для транспорта, нарушается экологическое и санитарно-эпидемиологическое законодательство, экологический контроль и мониторинг не ведется, либо его результаты фальсифицируются, либо незаконно относят к информации с ограниченным доступом; отсутствует достоверная информация о количестве и видах размещаемых отходов;
  • Некоторые полигоны размещены в границах населенных пунктов и на землях сельскохозяйственного назначения, что запрещено законом; не имеют проектной документации, что не позволяет установить параметры объекта, а также наличие и виды систем защиты окружающей среды от негативного воздействия;
  • Все 43 построенные по заказу Минэкологии РБ полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО) не имели в проектах мусоросортировки и в настоящее время их первые очереди заполнены отходами на 80-100%; при этом на территории РБ действует всего 7 мусоросортировочных комплексов и установок, построенных по инициативе предпринимателей;
  • Положительные моменты по сбору и использованию вторичных ресурсов в РБ имеют место благодаря инициативе и инвестициям субъектов экологического предпринимательства;
  • В одних городах и районах есть примеры положительного взаимодействия местных органов власти с частным бизнесом по обращению с отходами,  в других — отсутствует повышение эффективности управления отходами;
  • Приводится перечень ключевых проблем, влияющих на управление потоками всех видов отходов в республике;
  • Действующее законодательство об отходах РБ не совершенно и требует доработки;
  • Результаты общественного экологического контроля показывали постоянные нарушения природоохранного законодательства на городской свалке в районе пос.Черкассы г.Уфы; предложения в период проведения государственной экологической экспертизы материалов лицензии МУП «Спецавтохозяйство по уборке города ГО г.Уфа» были проигнорированы.

·         Самодурство или удар по инвестициям в отходоперерабатывающую индустрию?

  • Республиканские инвесторы на основе концессионного соглашения с Администрацией Ишимбайского района создали современный мусороперерабатывающий комплекс со всей разрешительной документацией, не имеющий аналогов в ПФО и позволяющий принимать весь объем коммунальных отходов из Ишимбая, Стерлитамака и Салавата.
  • На управляющие компании Стерлитамака и Салавата оказывается негласное административное давление с целью недопущения вывоза отходов на переработку в Ишимбайский район, но с размещением неотсортированных отходов на незаконных свалках в черте городов Стерлитамак и Салават (не имеют проекта), что запрещено законом.
  • Ишимбайский мусороперерабатывающий комплекс поставлен в условия провала, создан прецедент по резкому снижению уровня инвестиционной активности в республике.
  • Проект расширения действующего полигона ТБО в Стерлитамаке получил отрицательное заключение гос.экологической экспертизы, строительство было запрещено судом по иску жителей. Несмотря на это, должностные лица Минэкологии РБ и администрации Стерлитамака и Салавата продолжают игнорировать Ишимбайский мусороперерабатывающий комплекс.
  • Описание ситуации на полигонах ТБО г.Нефтекамска, г. Янаул и г.Бирск, Зауралья;
  • Описание ситуации с утилизацией ртутьсодержащих энергосберегающих осветительных приборов.

·         Выводы по управлению отходами

  • ­   Ситуация ухудшается, достоверный учет образования и движения ТКО – на низком уровне
  • ­   Действительная ситуация скрывается от населения, публичные результаты экомониторинга не соответствуют действительности;
  • ­   Выполнение программ в области управления отходами не получило профессиональной оценки эффективности со стороны Правительства РБ;
  • ­   Законодательство РБ не может обеспечить реализацию требований федерального законодательства в области управления отходами;
  • ­   Отсутствует межведомственная и межсекторальная (государство-общество-бизнес) координация в сфере управления отходами в РБ.

·         Рекомендации по проблеме управления отходами органам власти, предприятиям-владельцам отходов и владельцам объектов по размещению отходов, объединениям экологических предпринимателей
4.Природный потенциал и экология республики: будем грамотно управлять или разбазаривать?
В ответ на резолюцию участников круглого стола, вмещающую в себя экспресс-анализ экологической ситуации в республике (приведен в докладе), проведенный общественными экологическими организациями РБ 26 августа 2015 г., от Минэкологии РБ была получена отписка без намерения осуществить коренную перестройку охраны природы в республике.
5.Сравнение деятельности Управления Росприроднадзора по РБ и Минэкологии РБ
6.Перечень природных ресурсов и соответствующих экологических проблем в РБ
7.Предложения по обеспечению «экологического прорыва» в РБ (приведены в обращении)
8.Навстречу Году экологии-2017: прошло два месяца с момента публичного поручения Минэкологии РБ о совместной с общественными организациями подготовке Года экологии-2017, однако оргкомитет до сих пор не создан, общественные организации игнорируются министерством.
9.Послесловие: Развитые страны ищут и находят выходы из ситуации. По этому пути неизбежно пойдет и Россия. Только нужно стать активными гражданами и спросить как с себя, так и с чиновников за результаты природоохранной деятельности, за сохранение возможности жить в чистом мире.

Полная версия доклада — по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B1jKkxkZ6ExwQVBHUnRGX3hOQjg

14 июня 2016 Бизнес Общество Среда обитания
Источник: http://lchanysheva.livejournal.com/12183.html

Еще новости