Эльбрус дубль два. Таки смогла

В который раз убеждаюсь, что жизнь чертовски непредсказуемая. Гремел корпоративами декабрь 2015го года, вечеринка шла к концу, сотрудники пресс-службы сели справа и слева от меня и сказали немного нетвердыми голосами: "А пошли с нами на Эльбрус?". Я таким же нетвердым голосом согласилась, и мгновенно забыла об этом, потому что ушла махать хайром на танцпол.

Первоначально мы думали пойти в мае, но что-то изменилось, и дату перенесли на июньские праздники. Я толком ничего не знала — кто идет, когда, как, не бегала, не приседала, обрастала жиром и спокойствием. В начале июня мы начали вяло обсуждать восхождение. Я примерно понимала, чего мне не хватает из снаряжения и где я это возьму. Прощупала почву с кем оставить сына и отпустят ли с работы. Оставалось только придумать как я доеду до Кабардино-Балкарии. Мне, как любителю роуд-муви, больше всего был близок блаблакар. Вроде и автостоп, и с гарантией.

Восхождение было назначено на 16 июня. 8го июня я все-таки дозвонилась до человека, с которым собиралась ехать до Ессентуков, и он сказал, что давно проехал Уфу и уже в Тольятти. План добраться до Терскола к утру 10го июня дал брешь. Я написала сообщение еще одному человеку, номер которого не отвечал, сложила лапки на пузе и легла в кресло, слушать музыку и читать книжку. По всей комнате валялись разбросанные вещи, потому что ехать на Эльрус я уже почти передумала. Я нежилась в постели и строила планы — как распорядиться своей неожиданной 10-дневной свободой?

В 2 часа ночи меня разбудил звонок: "Я ночую в Уфе, выезжаем завтра утром, поедем вместе до Невинномысска". Спешно кидаю вещи в рюкзак и засыпаю. Пожалуй, это было лучшее прощание перед походом, но худшие сборы. Я забыла флаг компании! А ведь столько людей на меня рассчитывали!

Черная бэха, пацанское музло, разговоры на черкесском, скорость под 140км/ч и неожиданная вишенка на торте — лекция Жака Фреско на участке от Ставрополя до Невинномысска. Я ехала и вспоминала как это было в 2012-ом году, когда я уже пыталась взойти на Эльбрус и не смогла. Можно почитать про это вот тут http://catflat.livejournal.com/149843.html

В этот раз у меня было несоизмеримо меньше гордыни и гораздо меньше физической подготовки. Поэтому я понимала, что акклиматизацию мне надо делать на совесть, без отлыниваний и халявы. Команда у нас оказалась весьма неожиданной: Сергей, с которым я пересекаюсь по работе, жена Сергея, средняя дочь Сергея, муж средней дочери Сергея, мать мужа средней дочери Сергея, младшая дочь Сергея. Все родственники! Кроме меня.

После этого похода я решила никогда больше не ходить в компаниях, где все друг другу родные,а ты никому не родной. Потому что между ними есть устоявшиеся отношения, они могут запросто накричать друг на друга, ну накопилось за годы жизни, есть какие-то конфликты, обиды. Я очень тяжело переношу, когда на меня кричат, у меня в окружении так не принято. Автоматически я начинаю обороняться как от агрессии. После эпизода, когда на меня подняла голос жена Сергея, я выбежала из приюта, дождалась ее на улице и попросила на меня больше голос не повышать. В тот момент мне показалось, что она меня поняла. Суть конфликта была в том, что я предупредила, что во время восхождения буду идти медленно. "Нурия, прекрати, ты ходишь быстрее всех, сколько уже можно говорить, о том, что ты ходишь медленно!" — гаркнула Ольга.

Если посмотреть на нашу акклиматизацию со стороны, действительно можно было бы подумать, что я там самый сильный участник. Я стартовала раньше всех, шла пока не станет совсем невмоготу и еще чуть-чуть. Все это я делала именно потому, что знала, физически мне нужно быть очень много трудиться, чтобы акклиматизация прошла хорошо. И я знаю свой темп, я иду тихо, но без отдыха. Обычно мои друзья дожидались меня на неких ключевых позициях, мы встречались и дальше практически без остановки шли дальше.

И вот день Х. 16 июня. Погода звездная. Два часа ночи, ратрак от приюта 11 (4100) до верха скал Пастухова (5100). Мы начинаем путь с косой полки. Почти сразу вся семья уходит вперед, потом иду я, сильно позади меня приехавшие на ратраке туристы из Таиланда, для которых Эльбрус идет в рамках программы "7 вершин". Тайцы идут еще медленнее, чем я. Постепенно после седловины меня начинают догонять и обгонять военные, стартовавшие со скал Пастухова. У меня на глазах с полки сорвался пожилой таец, пытаясь помочь ему, я роняю одну палку и дальше иду с ледорубом. Таец смог зайти на тропу свими силами и некоторое время держался позади, потом сильно отстал. В приют его привезли сильно обмороженным. На седловине я увидела, что моя группа уже пошла дальше.

Начался путь вверх на восточную вершину. Казалось, я не продвигаюсь вперед, темп у меня замедлялся еще сильнее, к тому же на второй веревке с ноги слетела кошка. Счастье, что рядом оказался один из военных, который помог мне ее надеть обратно. В голове крутилась история как две недели назад тут сорвался американец. "Собрали его в пакет и отправили на родину", — комментировал один из гидов, который видел как это происходило. Я понимала, что один неверный шаг, и я разделю его судьбу. И вряд ли кто-то станет мне помогать, ведь моя группа уже далеко. В голове гулял отек мозга, мысли ворочались сыро и лениво. Может, только поэтому мне не было страшно на этой обледенелой дороге. Когда я дошла до плато, солдаты окружали меня сов сех сторон, тут же я встретила и семью — они радостно возвращались обратно: "Мы взошли одними из первых, давай, у тебя получится", — похлопали они меня по спине и начали спуск.

"Кто же меня там сфоткает?", — грустно подумала я и поползла вперед. Когда впереди появился тот самый пупырь с флажками, солдаты уже шли обратно. "Ты почему одна?", — спросил меня один из них. "Все мои уже ушли", — сказала я. "Так нельзя, тут одной ходить опасно", — сказал тот, кого звали Денис, — "Толян, остаешься со мной, поможем девушке".

Как удивительна и прекрасна жизнь! Даже в самых свих разнузданных фантазиях я не могла вообразить, что меня буквально занесут на руках на высшую точку Европы солдаты российской армии! Горная бригада Южного военного округа готовилась к соревнованиям, они ночевали на высоте, совершали уже второе восхождение за неделю и помогали мне во всем. Как бы я не выглядела, а все-таки я не профессионал, не супер-атлет и не горный турист, не ломовая лошадь и не герой. Единственной моей суперспособностью в тот день было громадное везение, что я встретила этих ребят.

Мы шли вниз вместе, Денис чуть впереди, а Толян чуть сзади, страховали меня, говорили как ставить ногу, чтобы было безопаснее. Кормили меня орешками и угощали шоколадом (я в ответ поила их колой и чаем), мы почти не болтали. Да и как выразить ту гигантскую благодарность, которую я к ним испытываю? У меня нет слов, только слезы в уголках глаз каждый раз, когда я вспоминаю об этом. А ведь мы даже не видели лиц друг друга.

Спуск это тоже тяжело, на косой полке и по дороге к скалам Пастухова я начала засыпать. Денис шел рядом весь путь. "Давай еще до следующей вешки, там отдохнем", — говорил он. "Знаешь, а ведь я никогда не любила военных. Мне было жаль людей, которым приходится убивать по указке власти", — говорила я. "А я мечтал стать хирургом или военным", — говорил мой попутчик. Мы шумно дышали и шли дальше. "Так интересно, ведь врачи спасают людей, а солдаты убивают, почему тебе близки именно эти две профессии?". Я не помню, что он мне ответил. Но я хочу написать здесь и запомнить навсегда, сколько нежности, благодарности и добра я испытываю сейчас к этим парням.

Они остались в лагере, взали меня к себе, покормиться и отдохнуть, но я понимала, что хочу вниз, есть хычины, мыться в горячей воде и спать в кровати. На попе, едва передвигая ноги, засыпая и просыпаясь, я все-таки дошла до приюта, встретила группу-семью, собралась и двинула на канатку. Итого 6 часов до вершины, 6 часов на спуск.

Через сутки я застопила легендарного директора международного фестиваля альпинизма, Александра Яковенко, он готовился к непальским восьмитысячникам и три ночи провел в седловине Эльбруса. Мы вспоминали общих знакомых, сравнивали наши обмороженные лица, ржали и делились историями. Он звал меня в Ростов-на-Дону, а я почему-то отказывалась. Потом была машина, полная щеночков, бандит, который посмотрел на меня и сказал "у тебя все будет хорошо, я вижу", вписка у байкеров и полная фура черешни, но это уже другая история, не про гору.

Нет, я не имею претензий к семье, с которой формально была в одной группе. Я правда не пыталась стать ее частью, не сближалась, поэтому я понимаю, что ждать какую-то девушку, когда все мерзнут, им вовсе не хотелось. да, я понимаю, что будь на моем месте кто-то из своих, они бы дождались либо выделили провожатого. Но я казалась им опытным туристом, который все может сам, один. В итоге, так оно и вышло. 5642 — done!