Где у нас Бибиковы? Куда пропали? Когда вернутся?

Снова и снова задаю себе вопрос: Где Айвазовские и Бибиковы в нашем городе?
Где состоятельные люди Уфы и что они делают для людей?
Что они делают для людей? Для города? Для культуры?
Мне кажется, это так здорово — иметь большие деньги! Ведь можно столько всего сделать хорошего…

Вот как Бибиков Алексей Алексеевич, жил  не так уж и давно в Самарской губернии, в Башкирии по существу: 

Бибиков Алексей Алексеевич (1840-1914) происходил из древнейшего русского дворянского рода, ведущего начало с 1300 г., когда выходец из Синей Орды, татарин Жидимир, приехал в Тверь на службу к великому князю Михаилу Ярославичу.

Сын богатого в прошлом помещика, окончив физико-математический факультет Харьковского университета, А. А. Бибиков служил мировым посредником первого призыва и в спорных вопросах всегда защищал интересы крестьян. Еще до крестьянской реформы 1861 года он отпустил на волю своих крепостных и отдал им, к ужасу дворян, почти всю свою землю.
Осужден за якобы организацию покушения, 5 лет отбывал ссылку.
Вернувшись из ссылки, он женился на простой крестьянке, сел на свою землю в Самарской губернии и с 1878 по 1884 годы управлял самарским имением Л. Н. Толстого.

"Бибиков был среднего роста, коренаст, физически силен и красив, — вспоминал старший сын Льва Толстого Сергей. — В поддевке и русской рубашке, в высоких мягких сапогах, с русой окладистой бородой, он по внешности старался не отличаться от крестьянина, но едва ли ему это удавалось. Говорят, "попа и в рогожке узнаешь", и в нем легко было узнать "не простого" человека. Он был сдержан и мягок в обращении, никогда не говорил громко и принципиально всем говорим "вы", чем иногда приводил в недоумение крестьян. Он не был революционером и отрицал возможность прогресса путем изменения форм жизни помимо общего подъема нравственности людей. Он говорил: будьте сами лучше, тогда общественные формы естественно улучшатся. В этом он сходился с Василием Ивановичем Алексеевым (учителем детей Л. Н. Толстого) и моим отцом. Он ставил себе целью нравственно жить в этой жизни, не ожидая награды в будущей".

Взяв в аренду часть земли, принадлежащую казне, Бибиков выстроил на ней для своей семьи хуторок и был независим.

Вскоре на своем хуторе Бибиков устроил лечебный курорт, исключительно для представителей "третьего элемента" и простого народа. "Трудовое начало проводилось им и на курорте, — свидетельствуют его современники. — Приезжие, если только они не были больными, сами себе ставили шалаши, к чужому труду не прибегая.
Платил кто и сколько хотел, трапеза была общая. Бибиков, его жена, а впоследствии и дети по очереди, как и остальные обитатели курорта, подавали кушанье на стол, нередко все собирались у шалаша, где жил киргиз, приготовлявший кумыс, и начиналось круговое питье кумыса, причем каждый должен был чокаться с Бибиковым.
Часто Алексей Алексеевич снабжал лечившихся деньгами, платьем. Преимущественно на курорт приезжали учителя земских школ, фельдшера, учащиеся". "Богочеловек" — часто называли его окружающие, а он был убежден, что в каждом человеке живут добрые свойства: любовь к ближнему, готовность пожертвовать собой, и что даже в самом ничтожном человеке есть "Божья искра".

Пристав, осуществлявший негласный надзор за хутором А. А. Бибикова, был искренне удивлен образом жизни своего подопечного, и его официальный отчет поневоле приобретает эмоциональную окраску: "Для меня показалось слишком странным то, что он, снимая участок, мог бы жить безбедно, но он занимается делом, не соответствующим своему званию, а именно: сам ездит по найму с возом хлеба в Самару и даже исполняет всю черную работу. Относительно же того, насколько он благонадежен в политическом отношении, то пока с достоверностью ничего сказать нельзя, потому что в ближайшей деревне о нем говорят как только о добром человеке и что ведет жизнь так: с барином — барин, а с мужиком — мужик".
В 1891-1892 годах вместе с Львом Львовичем Толстым, сыном писателя, он занимался устройством столовых для детей самарских крестьян, организацией помощи голодающим. А. А. Бибиков участвовал в постройке в Самаре собора, двух кинотеатров и библиотеки

29 июня 2015 Культура Общество
Источник: http://lina-seregina.livejournal.com/582927.html

Еще новости