К 90 летию прописки. История от царя гороха и до наших дней.

 Первая в истории связь удостоверения личности и прописки возникла в Исламском Халифате, где функции удостоверения личности выполнял чек об уплате специальных налогов: закят для мусульман или джизья для немусульман. Иными словами, путешествовать в другие районы Халифата разрешалось только послушным налогоплательщикам. Но следует особо подчеркнуть: это не было привязкой к месту жительства, а, просто-напросто давало право на свободное передвижение по территории государства. Напротив, само по себе место проживания в Исламском Халифате никак не ограничивалось. Аналогичная система была введена в России в 1649 году Соборным уложением: тогда вводились «проезжие грамоты» или так называемые «подорожные».

Но в 15 веке Европа столкнулась с серьезной проблемой: нищие и бродяги. Действовавшие в те времена законы ставили нищих и бродяг вне закона, а потому поступали с ними, откровенно говоря, достаточно жестко: их разрешалось безнаказанно убивать. С другой стороны, путешественники и купцы должны были как-то доказать, что они таковыми не являются. Поэтому с середины 17 века в Европе вводятся паспорта — как разрешения на отлучку из места постоянного жительства. Тогда появляется множество различных паспортов, например:
военные паспорта — для воспрепятствования дезертирству,
чумный паспорт — от приезжающих из зараженных или зачумленных стран,
особые паспорта для евреев,
паспорта для подмастерьев и другие.
И вот тогда впервые в истории возникает понятие регистрации. В этот период в Европе возникает обязанность регистрации паспорта. Например, на рубеже 18-19 веков во Франции всякая отлучка (даже внутри государства) без получения установленного паспорта запрещалась.
Но после Наполеоновских войн многолетний опыт доказал: обязательная выдача паспорта и регистрация, с одной стороны, не достигают цели (поскольку это превращается в простую формальность), а, с другой стороны, вводит массу неоправданных сложностей. К тому же паспортная система, ограничивая свободу передвижения, задерживает промышленное развитие. Поэтому в середине 19 века паспортные стеснения в Европе существенно смягчаются. А с развитием системы железнодорожных сообщений в начале 20 века огромное количество пассажиров получили возможность быстро перемещаться. Это сделало бы традиционную паспортную систему в Европе слишком сложной, и от неё пришлось отказаться. Вот почему до начала Первой мировой войны для путешествий по Европе паспорт не требовался.
А что же прописка? Как же с ней обстояли дела? А вот как.
Сама по себе «прописка» в российском понимании (то есть государственная система контроля миграции населения, основной принцип которой заключается в жёсткой привязке граждан к их постоянному месту жительства, главной особенностью которой является разрешение административных органов на проживание, устройство на работу или учебу) появилась на Земле с возникновением цивилизации. То есть в период рабовладельческого строя.
Разумеется, в первых рабовладельческих государствах рабы считались собственностью хозяина, а потому действовала такая система не для всех, а только для рабов. Формы такой «прописки» были самые разные: в основном, рабам ставили клеймо на разные части тела. Но поскольку паспортов тогда не было, то понятие «удостоверение личности» и «прописка» никак между собой связаны не были.
В период феодализма (на Руси этот период ведет свой отсчет с 11 века) для крепостных крестьян вводились ограничения по свободе передвижения. Что же касается России, то до 1597 года крепостные в России мало чем отличались от свободных людей. Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных еще в царствование Федора Иоанновича в 1597 г., до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше.
Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушел с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговоренных в порядных записях, т.е. – о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение.

В вышеупомянутом Соборном Уложении 1649 года появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.
Во-вторых – даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства – он становился «крепок», т.е. прикреплен навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620 года. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.
Фактически, Уложение Алексея Михайловича совершило социальный переворот, введя прописку для крепостных. Этим самым большинство населения страны было лишено двух главных прав:
права свободного перемещения
права распоряжения собой, своим трудом и собственностью.
И если вы мне не верите, то настоятельно рекомендую внимательно перечитать Соборное

   Уложение 1649 года. Фактически эта прописка сделала крестьянина собственностью господина.

И вся эта вакханалия продолжалась до 1861 года – вплоть до отмены крепостного права. Но даже и после формальной отмены существовавшая в Российской империи паспортная система позволяла земским начальникам разрешать или запрещать поселение по своему усмотрению. Еще в 1903 году Владимир Ульянов (Ленин) в своей статье «К деревенской бедноте» высказал эту мысль очень четко:
«Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Что это значит: свобода передвижения?.. Это значит, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один урядник, ни один земской начальник не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно. Русский мужик настолько еще закрепощен чиновником, что не может свободно перевестись в город, не может свободно уйти на новые земли. Министр распоряжается, чтобы губернаторы не допускали самовольных переселений: губернатор лучше мужика знает, куда мужику идти! Мужик — дитя малое, без начальства и двинуться не смеет! Разве это не крепостная зависимость? Разве это не надругательство над народом?»
Вот почему сразу же после переворота 1917 года большевики отменили паспортную систему, существовавшую в дореволюционной России.
Однако в связи с гражданской войной паспортная система была вскоре частично возрождена Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 июня 1919 года, который ввёл обязательные «трудовые книжки», которые фактически были паспортами. После окончания гражданской войны Законом от 24 января 1922 года всем гражданам РСФСР было предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР. Согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года «Об удостоверении личности» воспрещалось требовать от граждан РСФСР обязательное предъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР. Все эти документы, а также трудовые книжки, аннулировались. Граждане, в случае необходимости, могли получить удостоверение личности, однако это было их правом, но не обязанностью. Заставить гражданина получать такое удостоверение не мог никто.
Но 28 апреля 1925 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». Этим документом вводилась, прописка, то есть регистрация в органах власти по месту жительства. Правда, вначале это относилось только к городским поселениям. Также следует отметить, что вначале прописка имела достаточно мягкие форму: гражданин мог прописаться, предъявив любой документ. Именно любой: это могла быть расчетная книжка с места службы, профсоюзный билет – да что угодно!
Иными словами, само понятие «прописка» существует в России формально с 1925 года.
Но хотя система регистрации по месту жительства (прописки) и была введена, вначале она исключала возможность прикрепления гражданина к определенному месту жительства. И, соответственно, никакой серьезной ответственности, кроме порицания, за отсутствия оной не было.
Но с начала тридцатых годов сталинское правительство принялось, как говорится, «закручивать гайки».
В 1932 году в Советском Союзе была введена единая паспортная система и создана Паспортно-визовая служба (ПВС), вошедшая в структуру органов внутренних дел (НКВД). На вновь созданный орган была возложена обязанность регулировать прописку населения. Таким образом, в период с 1933 по 1935 год характер института прописки резко меняется: он становится разрешительным. Иными словами, отныне для прописки требуется разрешение властей. А посему чиновник уже мог дать прописку, а мог не дать. И отсутствие прописки имело печальные последствия: так, например, некоторым категориям граждан (бывшим, дворянам, нэпманам и прочим) могли не разрешить прописку и они, соответственно, выселялись из крупных городов.
Таким образом, прописка превратилась в один из институтов государственного управления: контроля миграции населения.
Скажем больше: наличие прописки в условиях советского государства ставило обладателя прописки в привилегированное положение. Так, городской житель, не обладающий паспортом с пропиской, лишался большей части набора прав, становился человеком «второго сорта». Это окончательно было закреплено Положением о паспортной системе СССР 1974 года, согласно которому находиться на любой территории СССР без прописки запрещалось.
Иными словами, в Советском Союзе фактически было введено крепостное право, ибо вся жизнь гражданина была неразрывно связана с пропиской. Только пропиской определялось медицинское учреждение, где ребенок должен был появиться на свет, его ясли, детский сад, школа. Прописка была условием приема на работу. И в первую очередь, она давала право на проживание в жилом помещении по месту прописки. Власти могли принять решение об «уплотнении» жильцов квартиры и прописать в нее нового жильца. Получив штамп в паспорте, новый жилец мог с уверенностью идти вселяться в квартиру — и никто не мог этому воспрепятствовать. С другой стороны, исполкомы выписывали из жилья тех, кто отсутствовал без «уважительных причин» более шести месяцев, или по каким-то иным соображениям.
Это «новое крепостное право» начало меняться во времена горбачевской перестройки. В 1991 году Комитет конституционного надзора СССР признал разрешительный порядок прописки неконституционным и принял решение об отмене с 1 января 1992 г. норм о прописке в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей. В то же время, Комитет конституционного надзора СССР не исключил применения правил о прописке в качестве правил регистрации и учёта передвижения граждан, удостоверения факта их постоянного и временного места жительства.
Окончательно прописка в России была отменена 1 октября 1993 года с момента введения в действие Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Но, как говорится, «недолго музыка играла, недолго фраер танцевал»… 

О том что произошло дальше вы можете прочитать в блоге http://yuriblog.ru/?p=9664
Хотя вы наверное и сами всё знаете…

28 апреля 2015 Власть и закон Общество
Источник: http://kabzon.livejournal.com/589207.html

Еще новости