Квестория
"Три шурупа" - лучшее в блогах Уфы и Башкортостана;
новости, мнения, комментарии; фото и видео
Мы на: Twitter Facebook Vkontakte Войти через Livejournal Войти через Odnoklassniki Войти через Google Plus
 
 
ГлавнаяОбществоПолитикаВласть и законСреда обитанияЖКХТранспортЗдоровьеОтдыхКультураОбразованиеСпорт
 
 
 

Новости

Фото дня

Где сегодня весь народ?
Где сегодня весь народ?  Максим Никерин

Видео дня

Руфер на дуге моста через Белую
Руфер на дуге моста через Белую  Лейла Андриянова

РЕЙТИНГИ

Яндекс.Метрика
abc кресла 2017

Как использовать математическое моделирование для описания жизни города

0
  /
 

И когда города строят, и когда управляют ими, непрерывно возникает задача обоснования принимаемых решений. Сколько предприятиям и жителям нужно площади, зданий, воды, энергии, дорог и газонов? Как увязать между собой различные интересы жителей? К чему приведет то или иное решение через месяц, год, десятилетие – точнее десятилетия, ведь у современной цивилизации нет объектов, которые имели бы такие размеры и эксплуатировались так долго, как города. Имеется инструмент, который позволяет заглянуть в будущее городов, и инструмент этот – имитационное моделирование.
Для демонстрации важности и полезности такого инструмента возьмем простейший пример из жизни типичного губернского города – Тулы. Пример, вокруг которого кипят недюжинные страсти. В очередной раз обсуждают, нужен ли полумиллионному городу трамвай. Появляются интернет-петиции как за снос трамвая, так и за его сохранение. В роли примирителя выступает администрация, разъясняющая, что «Вопрос ликвидации тульского трамвая не рассматривается». Ну, тут она права – и принцип Парето-эффективности, и принцип компенсации Хикса-Калдора, о которых мы рассказывали, говорят о том, что прежде всего надо не навредить. А отмена трамвая – это именно нанесение вреда его пассажирам.
Но вот каким образом можно проверить утверждение, сделанное автором антитрамвайной петиции – «Мы считаем, что в условиях развивающегося мегаполиса этот вид транспорта уже изжил себя»? И насколько обоснована другая, протрамвайная петиция – «Мы предлагаем сделать ставку на трамвай как основу и автобусы троллейбусы как подвозящий транспорт»? Везде слова, везде определенная логика… Владельцам машин трамвай в старой части города мешает. Те, кто владельцами машин не являются, в трамвае заинтересованы. А трамвай еще и не загрязняет воздух выхлопами… Ну вот как тут решить, за кем правда?



Подписывать петиции, устроить местный референдум… Ну, демократия – это хорошо, Адольфа Гитлера выбрали путем демократического голосования. А вот нет ли способа проверить утверждение «Мы считаем, что трамвай изжил себя»? Ну, кто-то может считать, что Луна сделана из зеленого сыра. И предложение «сделать ставку на трамвай как основу» – насколько оно обосновано? Вот как тут быть? На Луну-то можно слетать или послать зонд. Экспериментальный метод, основа науки…
Применим ли он к вопросам городского развития? Формулируем ту или иную гипотезу: «трамвай вреден/полезен», ставим эксперимент, анализируем последствия… Только вот какое дело – такой эксперимент в каждом городе будет сравним по цене с лунной программой (да-да, представьте себе стоимость разовой перестройки магистралей, закупки муниципального транспорта для замены выбывающих трамваев, и так далее), а ценность будет иметь только для конкретного города. И другой эксперимент, с массовыми инвестициями в трамваи как в основу городского хозяйства, поставить будет столь же дорого.
Так что же делать? Петиции, референдумы истину не выявят – они выявят только то, кто более криклив, кто лучше организован. А городское управление – это совсем другая профессия, чем политтехнология, способы управления толпой… Городской управленец находит способ напоить город водой, восстановить историческую колокольню, архитектурную доминанту города. И вот на что ему опираться, принимая то управленческое решение, последствия которого будут определять жизнь горожан десятилетиями?
Ну, не надо считать, что мы такие особенные, и что проблемы возникают у нас одних. Формулируем запрос в поисковые машины – и вот они выдают нам статью «Обоснование необходимости имитационного моделирования логистики города Волгограда». Автор ее – Лопухов Николай Вячеславович, к. ф.-м. н. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал) в г. Волгограде. То есть человек, владеющий методами точных наук и по роду службы знакомый с проблемами государственного и муниципального управления. И в его статье звучат ключевые слова – «имитационное моделирование».
Именно его целесообразно использовать для обоснования того, как решать проблемы городов-героев, как развивать транспорт в Туле и логистику в Волгограде. Что же это такое? В статье Николая Лопухова предлагается «использовать систему имитационного моделирования Vensim. Данная среда основывается на широко известной системно-динамической парадигме, разработанной еще в конце 50-х годов ХХ века профессором Массачусетского института технологий Дж. Форрестером.».
О работах Форрестера по мировой динамике, о том, как он использовал те же методы математического моделирования, что применялись для описания военной техники, для отображения глобальных процессов, мы рассказывали. Но еще до того, как обратиться к проблемам Земли в целом, Форрестер написал книгу, которая стала классической для всех городских управленцев стран Первого мира. Вышедшая в 1969 году Urban Dynamics, переведенная в 1974 году «Прогрессом» как «Динамика развития города», и поныне остается одним из основополагающих трудов в этой сфере.
В тогдашнем СССР, с его плановой экономикой, книга эта вызвала весьма ограниченный интерес, так как описывала реалии экономики рыночной. Именно это и делает ее крайне интересной в современных условиях. Форрестер сумел, введя довольно простое и логичное структурирование, получить математическую модель города, объективно отображающую происходящие в нем процессы, и «прогоняемую» на тогдашних, очень слабых ЭВМ. Системная модель города, описывавшая его как целое, состояла из трех подсистем.
Это – деловая сфера, то, где люди работают; жилая сфера, где они живут; и само городское население, которое рождается и умирает, приезжает из села и убывает в столицу. Внутри этих подсистем вводилось деление. Предприятия делились по месту расположения, по тому, развиваются ли они, находятся в стадии зрелости, впадают ли в упадок. Жилье делилось на сверхдоходное, доходное и дешевое. Население – на менеджеров профессионалов, занятых, частично занятых (ну, в наших условиях с ними могут быть соотнесены работники теневого сектора, «гаражники»)…
И вот дальше начиналось формирование расчетной схемы. Город делился пространственно, на районы, те на микрорайоны, те на кварталы… В районе сопоставлялось, например, количество рабочих мест и число занятых жителей. Если жителей в нем много больше, чем рабочих мест, мы получаем классический «спальный район». Ну а классическим случаем преобладания рабочих мест над жителями будет промзона, с редко заселенной санитарно-защитной зоной. Не правда ли, все знакомо – а ведь выделены эти категории полвека назад в другом полушарии.
А «высокодоходное жилье» – слова «точечная застройка» все знают? «Снос трущоб» у Форрестера – так это переселение из аварийного и ветхого жилья. И так – везде… И вот для моделирования транспортных потоков, что в Туле, что в Волгограде, весьма подходят модели Форрестера. Ну, как быть с трамваем? Как смоделировать, что будет в городе в случае его ликвидации или, наоборот, развития? По Форрестеру моделировать трамвай сам по себе – невозможно. Транспорт нужно моделировать в рамках всего города.



Спальный район порождает утром транспортный поток, а промзона или – чаще, в постиндустральной эре же живем – квартал офисных зданий, его поглощает. Вечером – наоборот. Днем бабушки едут в супермаркет подешевле, дети – в музыкальную школу. И все эти потоки надо моделировать совместно с моделированием развития районов. Сколько жилья будет построено, сколько людей будет в нем жить, сколько в его составе будет детей и старушек, не имеющих водительских прав. Тут процессы предсказуемее… А вот сколько рабочих мест останется  в промзоне – сказать трудней. Но – и это моделируется.
И вот только после этого можно моделировать транспортное движение. Сколько людей смогут перевести трамваи (и троллейбусы), и сколько – личный автотранспорт. Но учесть нужно еще и цену земли под стоянки личных машин. И выбросы выхлопных газов. И площади зелени, которые потребуются для компенсации этих выбросов. 
И только учтя все это – на сегодняшнее состояние, через год, через десять лет – можно будет выносить обоснованное суждение.
Готовая среда для такого моделирования существует, например Vensim, которую выбрал  Николай Лопухов. Вопрос в процессорных мощностях тоже не стоит. Проблемой будут исходные данные, которые придется собирать по всем городским службам, и квалифицированные сотрудники для моделирования. Одновременно знакомые и с имитационным моделированием, и с муниципальной службой. 
Где их взять? Ну, посмотрим на зарубежный опыт. Вот главный стратег Белого Дома, идеолог нынешней «консервативной революции» Стив Беннон – он кончил Виргинский технологический со степенью в городском планировании, а потом служил в ВМС США как Surface warfare officer, офицер БЧ-2, ракетно-артиллерийской боевой части, по-нашему, на эсминце USS Paul F. Foster. То есть для решения задач городского планирования студентов учили математике и кибернетике так, что они потом могли работать с управляемыми ракетами и радарами наведения.
Так у нас вполне можно привлечь специалистов оборонной сферы, вон ведь, опять речь идет о конверсии. И многие из них – в том числе и в Туле – работают уже в сфере государственного и муниципального управления, преподают будущим госслужащим. При осознании пользы имитационного моделирования кадровая проблема может быть успешно решена – а чем более полной имитационной моделью своего города будет располагать муниципалитет, тем более обоснованные решения он сможет принимать на благо жителям!

Михаил Ваннах  08.02.2017  Источник: http://gosvopros.ru/job/professionalnye-navyki/town-simulation/
поделитесь со своими друзьями:
Нравится

Комментарии


Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Лучшее в блогах

ABC справа
Какие отходы в городе, оставленные в неположенном месте, по вашему мнению, опаснее для окружающих?
пластиковая тара
стекло
полиэтилен
собачьи фекалии
птичьи фекалии
окурки
что-то ещё
Чиз квиз Уфа