Вчера прочитал лекцию "Колонка и особенности написания" в РГСУ в рамках Школы молодого журналиста, которую курирует tinesik.
Вынесу сюда основные тезисы, вдруг кому-нибудь будет интересно.
Cпрос на новости в современном мире растет, но читатели идут за ними в интернет. Как же выделиться СМИ? Мне кажется, наиболее правильный путь выбрал американский Newsweek. На сегодня его специализация – не расследования, не аналитика, не новости. Журналистику Newsweek превратил в журналистику мнений. А какова стандартная форма существования журналистики мнений? Ответ: это колонка.
К сожалению, рецепта идеальной колонки не существует. Но я попытался вывести кое-какие правила.
1. Колонка предполагает периодичность (т.е. еженедельная, или ежемесячная, или ежедневная) без перерывов и выходных. Чтобы читатель ждал именно вашу колонку. Чтобы по субботам, например, человек первым делом заходил на сайт или открывал газету с вашей колонкой.
2. И из этого вытекает следующее правило: хорошее начало – полдела. Речь идет о заголовке и начале колонки. У автора одно-два предложения, чтобы зацепить читателя. Больше шансов нет. Начать можно с чего угодно – с анекдота, прикола, примера из личного опыта, цитаты, парадокса. Иначе читатель не захочет читать. Ну и не забывайте про второе самое сильное место текста – последний абзац или последнюю фразу.
3. Колонка не обязательно должна реагировать на какие-то события. Я писал в свое время колонку «Где в Уфе не нужно жить?» — хоть она и вне времени, но набрала несколько тысяч просмотров.
4. Колонка всегда субъективна. В отличие от статьи, где авторская оценка не допускается. В статье, или заметке, или репортаже вы не можете написать: «Ах, какие сволочи эти украинские националисты, устроили майдан!». Никто не спрашивает ваше мнение, оно никому даром не нужна. Ваша задача – дать факты, а читатель сам разберется. Колонка же – наоборот: должна показать вашу собственную оценку происходящего.
5. Колонка должна объединять все точки зрения события. Автор как бы осмысливает то, что уже произошло, проанализировав все мнения и взгляды. Снова приведу свой пример — «Злость и ненависть в маленькой Башкирии». Здесь я не встал ни на чью сторону, а лишь проанализировал комментарии читателей. Попал в точку.
7. Самое сложное – это выбор темы. Иногда ходишь шесть дней в неделю и думаешь: о чем же написать, о чем же написать? Какие же есть способы? Вот они: *далее неразборчиво, доступно только для слушателей Школы молодых журналистов*
8. Говорят, что не надо писать о себе. Это тоже чушь! Возьмите колонки Лены Гизатуллиной в «Электрогазете» или Натальи Радуловой во «Взгляде» – они практически всегда пишут о себе и пользуются бешеным успехом *по-крайней мере, у меня*
9. Теория без практики мертва. Колонка, состоящая из одной теории, без данных, без подтверждающих историй — не жилец. Никому неинтересно ваше мнение, почему курить плохо, например. А если вы напишите, что ваш прадедушка умер от рака и потому вы ненавидите курильщиков — вы кого-то зацепите.
10. Психологические барьеры. Колонку обсуждают, к ее автору цепляются и т.п. – для кого-то это мучительно. Не нужно этого бояться. Относитесь с юмором, с иронией.
11. По сути, колонка, тем более авторская — это концентрированный опыт с эмоциональной окраской. Журналистов, которые умеют излагать это качественно, интересно и хорошо действительно ценят. И к ним "приходят" за решением своих проблем, поскольку читают о том, как они справляются со сложностями.
12. Шамиль Валеев, главред Башинформа, говорит: «Я пишу, когда хочу на что-то повлиять». Мое мнение такое: кто не вступил в воинство света, приближает мрак. Пишите не ради самого творчества, а ради какой-то цели. Поставьте ее перед собой. Без цели даже жить не стоит, не то что писать 🙂
Напоминаю, что мои колонки можно почитать вот здесь