Куда пойти учиться. Совет от предпринимателя.

Мы знаем поваров, которые регулярно испытывает радость от того, что они делают, и зарабатывают ежемесячно от 60 до 100 тыс. руб. в мес. Мы знаем экономистов, которые с кислой рожей годами делают нелюбимую работу и получают 25 000 руб. в мес. Первые —  поверили в себя и последовали за своей мечтой, вторые — доверились окружению и последовали за мнением большинства.

Я не призываю не поступать в ВУЗ, как это может показаться из прочтения статьи, я призываю выбирать учебное заведение максимально ОСОЗНАННО.

Год за годом выпускники школ поступают на рудиментные факультеты в ВУЗы, тратят от 4 до 5 лет на овладение специальностью, по которой не проработают ни дня.

Год за годом на рынок труда поступают ясноглазые эльфы, которые ничего полезного не умеют и никому не нужны.

Парадигма конца 20 века требует, чтобы ребенок преобязательно получил ЛЮБОЕ высшее образование.

В 21 веке эта парадигма не работает.

Разминирование молдавских противопехотных мин, в простонародье именуемых граблями, любимый вид спорта выпускников школ и их родителей.

Почему взялся написать эту заметку.

После окончания школы 5 лет бежал по крутой лестнице, на вершине которой меня ожидал красный диплом. А когда достиг вершины и получил заветную корочку в руки, осознал, что забрался не на ту гору.

Эта заметка для тех, кто размышляет куда после школы пойти учиться самому или куда определить учиться своего ребенка.

Расскажу о том, почему рецепт "получи любое высшее образование" не работает и выражу мнение по вопросам:

  • как разумно подойти к вопросу выбора профессии,
  • как разумно подойти к вопросу выбора учебного заведения,
  • как получать кайф от учебного процесса,
  • как подрабатывать по специальности и увеличивать компетентность любимом деле;
  • как стать ответственный и финансово самостоятельным молодым человеком;
  • как сразу после окончания учебного заведения устроиться на работу мечты.


Эта заметка для тех, кто размышляет, куда после школы пойти учиться самому или куда определить учиться своего ребенка. Расскажу о том, почему рецепт "получи любое высшее образование" не работает и выражу мнение по вопросам: 

  • как разумно подойти к вопросу выбора профессии,
  • как разумно подойти к вопросу выбора учебного заведения,
  • как получать кайф от учебного процесса,
  • как подрабатывать по специальности и увеличивать компетентность в любимом деле;
  • как стать ответственным и финансово самостоятельным молодым человеком;
  • как сразу после окончания учебного заведения устроиться на работу мечты.
Как выбрать профессию и учебное заведение.

1. Как выбрать учебное заведение? Не пожалеть времени и пройти тестирование для профориентации. И не надо гнаться за модными трендами в выборе профессии. Лучше быть отличным токарем и зарабатывать от 60 000 руб. в мес., чем влачить жалкое существование никчемного юриста с з/п 20 000 руб. в мес. Да, общественное мнение твердит, что быть экономистом или юристом — это престиж и большие деньги. Однако мало кто знает, что, например, выпускник экономфака в подавляющем большинстве случаев вообще никакими полезными навыками не обладает. Ему сложно найти работу по профилю (исключением могут быть выпускники Финансового университета при Правительстве РФ). Потенциальному работодателю вчерашний выпускник мало интересен. Поскольку первый работодатель его вынужден будет доучивать да еще и платить зря плату. Если вчерашний выпускник экономфака начинает работать, например, в банке должности консультанта, на другую не возьмут, за 22 рабочих дня в месяц, его зря плата составит от 8 000 до 15 000 руб. (размер зря платы справедлив для Республики Башкортостан). В то же время выпускник поварского лицея может легко устроиться на работу, работать 15 дней в месяц (по графику 3/3) и получать от 15 000 руб. (у себя в натурфастфуде Green Plate мы с удовольствием берем на работу выпускников ССУЗов на такую справедливо заработанную плату).

2. Даже если по складу ума абитуриент гуманитарий, не надо поступать на такие факультеты, как исторический (да простит меня Альма Матер), философский, социологический  и прочие. Поскольку с вероятностью 90% не придется зарабатывать деньги историей или философией (на игру "Кто хочет стать миллионером", где пригодятся эти знания, скорее всего никогда не попасть, и поражать воображение знакомых фундаментальными знаниями своего гуманитарного предмета также, скорее всего, не придется). Поступать на эти специальности имеет место только в том случае, если абитуриент фанат и уже в 17-18 лет четко знает, что будет историком/философом/лингвистом. Но и тут следует помнить, что, скорее всего, на широкую ногу жить не получится. Так уж сложилось, что гуманитарии зарабатывают немного. Если уж абитуриент гуманитарий — для него найдутся и другие специальности, отличные от словоблудных, где он сможет реализовать себя.

3. После определения профессии, полагаю правильным не поступать сразу в ВУЗ, а поступить в ССУЗ. Студент ССУЗа может уже со второго курса начать подрабатывать по выбранной специальности. В то время как ровесники будут накачиваться теорией, студент ССУЗа уже будет на теорию накладывать практику. Таким образом к моменту окончания учебного заведения, ребятишки с корочкой ВУЗа будут ясноглазыми инфантильными эльфами, а выпускник ССУЗа ответственным молодым специалистом с реальным опытом работы 2-3 года;

4. После того, как с профессией и формой учебного заведения определились, нужно выбрать в какое учебное заведение подавать документы. Здесь в помощь придут всевозможные рейтинги. Однако слабым местом этих рейтингов является то, что они дают "среднюю температуру по больнице". На разных факультетах и специальностях качество преподавания может сильно разниться. Поэтому нужно найти знающих людей и проконсультироваться с ними. Так, например, когда решил получить второе высшее образование и стать экономистом, то не только выяснил что, согласно рейтингам, лучшим ВУЗом, подготавливающим экономистов в республике является ВЗФЭИ (на момент поступления он занимал 7 место в федеральном рейтинге экономических ВУЗов), но и проконсультировался со своими знакомыми из банковского сообщества. Подавляющее большинство склонилось к тому, что лучших экономистов и бухгалтеров выпускает именно этот ВУЗ. Таким образом, мною был сделан осознанный выбор в пользу именно этого института (в последствии он заслуженно стал Финансовым университетом при Правительстве РФ). Об этом выборе я ни разу не пожалел.                                                                                                                                       

5. Если были правильно определены специальность и учебное заведение, с большой долей вероятности учеба будет захватывать и доставлять удовольствие. И даже гормональная революция не помешает грызть гранит науки. Вспоминаю бурлящих от гормонов однокурсников с истфака, которые с величайшим смирением и тоской в глазах вынуждены были конспектировать пыльные монографии о французском крестьянстве 17 века и уяснять, что одним из самых ценных подношений от крестьян феодалу был голубинный помёт. В то же время мои одноклассники, поступившие в медунивер постоянно с живым интересом обсуждали учебный курс, лекции и практику.

6. Также очень важно определиться с формой обучения, я бы советовал выбрать заочную, т. к. она позволяет подрабатывать. 7 лет проработав в финансовом консалтинге, могу с уверенностью сказать, что одними из лучших специалистов в области экономики были те, кто выбрал заочную форму обучения. Поскольку они имели возможность учиться и сразу закреплять полученные знания в работе. В то время, как студент очник-бюджетник все время находится на учебе и получает стипендию около 1500 руб., студент-заочник, скорее всего, стипендию не получает вообще, но зато имеет возможность зарабатывать деньги, регулярно повышать свою компетенцию и строить карьеру. В качестве доказательства этого тезиса, приведу в пример нашего замечательного пекаря Раечки. Раиса  окончила ССУЗ, отучившись на повара, затем прошла дополнительные курсы на пекаря. Выбрала профильный ВУЗ, поступила туда на заочную форму обучения и устроилась к нам на работу. Быстро обросла необходимыми компетенциями и навыками, вышла на уровень заработной платы 30 — 38 тыс. руб. в мес. Работу у нас совмещала с успешным обучением в ВУЗе. Сегодня, в свои 25 лет, Раечка имеет среднеспециальное и высшее образование, является превосходным пекарем и зарабатывает не менее 30 000 руб./мес.

7. Дурной приметой нашего времени являются инфантильные молодые люди, не умеющие брать ответственность на себя. Рабочими навыками или умениями можно обрасти, а вот с чувством ответственности сложнее. Оно или есть, или его нет. Лучшей профилактикой инфантилизма является труд. Поэтому и здесь формула "заочка + регулярная подработка" находит свое подтверждение.

8. Ну и, наконец, разберем тезис о том, как получить работу мечты. Смоделируем ситуацию. Есть вакансия, ориентированная на выпускников ВУЗов, на предприятие с большой зарплатой, хорошим соцпакетом и отличными перспективами в карьерном росте. На стол кадровику попало два резюме вчерашних выпускников ВУЗов. В первом указано: "ССУЗ, ВУЗ, опыт работы по специальности три года". Во втором: "ВУЗ очная форма обучения, без опыта работы". Как вы думаете, у кого больше шансов получить вожделенное место.

Мораль.
Нынешняя система образования каждый год изрыгает десятки тысяч специалистов, которые не востребованы на рынке труда. В результате вчерашние выпускники-экономисты стоят за кассой в предприятиях общепита и продают митбургеры, зарабатывая 13 000 — 15 000 руб. в мес. И их от этого ломает, они не могут понять, как так произошло, что они, ребятишки с богатым внутренним миром и с корочкой об окончании ВУЗа, вынуждены работать не по профессии, продавая колбаски в лаваше. И в то же время в двух шагах от них в горячем цеху, стоит вчерашний выпускник ССУЗа, студент заочной формы обучения ВУЗа, который работает поваром, получает удовольствие от того, что занят любимым делом и делает людям вкусно, зарабатывая при этом 22 000 руб. в мес.

Уважаемый читатель, я Вас призываю учиться на ту профессию к которой у Вас есть предрасположенность и работа по которой будет для Вас удовольствием. Не надо калечиться о специальности, которые не приносят радости или по которым Вы никогда не будете работать. Дай Вам Бог найти свое призвание, поверить в себя, последовать за своей мечтой, всю жизнь заниматься любимым делом и получать от этого удовольствие! И упаси Вас Господь от малодушия, ретроградства и серой обыденности в течение всей жизни!

P/s: вчера завтракал с другом. Затронули эту тему. Он категоричен. Сына после девятого класса в ССУЗ, потом в ВУЗ на заочку и обязательно должен работать. Еще один единомышленник.

22 июня 2016 Образование
Источник: http://hilazhev.livejournal.com/5854.html

Еще новости