НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ИСТОРИЙ О 28-МИ ПАНФИЛОВЦАХ И ФИЛЬМЕ О НИХ.

На широкий экран, наконец, вышел долгожданный фильм о героях 4-й роты 1075-го полка 316-й панфиловской дивизии. Я, конечно же, на него пошел. С другом. Он любит фильмы про войну. А мне было просто интересна версия создателей фильма об этой непростой истории. 
Почему не простой? Читайте дальше.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСТОРИИ О 28-МИ ПАНФИЛОВЦАХ.

На самом деле не было 28-ми панфиловцев. Эта история от начала до конца была придумана литературным сотрудником газеты "Красная Звезда" Кривицким и журналистом этой же газеты Коротеевым.

Я думал, что это настолько известный факт, что даже не хотел писать об этом, но оказалось, что нет. Даже мой друг, человек интересующийся историей ВОВ, многого о том, о чем было показано в картине, не знал.

Ну так вот, слушайте короткую историю о создании истории о 28-ми панфиловцах. В ноябре 1941-го года журналист газеты "Красная Звезда" побывал на фронте в полосе действия 16-й Армии с целью сбора материалов для газеты. Там его направили в 316-ю панфиловскую дивизию. От комиссара дивизию он и услышал историю о том, что накануне были тяжелые бои и одному из полков дивизии пришлось отражать натиск 50-ти вражеских танков. Наиболее тяжело пришлось бойцам 4-й роты. Там все погибли. Сам комиссар в бою не участвовал, а слышал историю от комиссара полка, который сам тоже в бою не участвовал.

Коротеев вернувшись в редакцию, оперативно написал очерк о героизме солдат- панфиловцев, отразивших натиск вражеских танков. Благо, ехать было недалеко, фронт был уже не так далеко от Москвы.

Эта история впечатлила редактора "Красной Звезды" Ортенберга. И он поручил литературному сотруднику газеты Кривицкому написать передовицу, опираясь на материалы, рассказанные журналистом. Редактор спросил у Коротеева, сколько было бойцов в 4-й роте. На что тот ответил, что состав рот на переднем крае неполный, видимо, человек 30-40. И еще вспомнил, что двое человек оказались предателями, подняли руки перед врагом.

Так появилась цифра — 28. Ортенберг взял за основу цифру 30 (весьма условную), вычеркнул из нее 2-х предателей и поручил Кривицкому написать передовицу, используя эти цифры.

Передовица получилась очень пафосная и правильная с идеологической точки зрения. Роль партии там тоже была отражена через слова политрука Диева:
— Велика Россия, а отступать некуда. Позади — Москва!" 
Статья попалась на глаза Сталину и очень ему понравилась. Тут же от Калинина в Главпур, а оттуда в редакцию газеты поступило распоряжение — срочно выяснить фамилии всех 28-ми героев. Для награждения их высшей наградой Родины.

Конфуз. Но делать нечего, в январе 1942-го года редакция направляет Коротеева в эту же дивизию с заданием, во что бы то ни стало выяснить фамилии героев. Но, в самой дивизии, понятно, о героях ничего не знали. Пришлось срочно поднимать списочный состав роты, который к тому времени существенно поменялся и по крупицам выяснять, кто мог участвовать в том бою у разъезда Дубосеково и геройски погибнуть. В том бою воевал весь полк, в 4-й роте погибло более 100 человек. Но нужно было именно 28.

Кое-как список составили. Не обошлось без огрехов. Фамилия политрука 4-й роты, погибшего в бою, оказалась не Диев, как успели написать в первых двух статьях, а Клочков. Вероятно, человек по фамилии Диев, действительно существовал и тоже совершил какой-то геройский поступок, раз он так запомнился корреспонденту еще с первой встречи с комиссаром дивизии. Но к 4-й роте он не имел отношения и про него сведений больше найти не смогли. В список героев попал боец Норатов, погибший за два дня до этого, и еще несколько человек, которые, как оказалось позже — не погибли, а попали в плен. В том числе и один из главных персонажей фильма сержант Добробабин (Добробаба). В плену он поступит на службу к немцам полицаем, а после освобождения оккупированной территории нашими наступающими войсками, снова будет мобилизован в Красную Армию.

Таким образом, у этой истории о 28-ми героях-панфиловцах есть мифическая, пропагандистская сторона медали, а есть и не совсем лицеприятная.

ИСТОРИЯ О НАСТОЯЩИХ ГЕРОЯХ-ПАНФИЛОВЦАХ.

Сейчас многие пытаются делать из этого сенсацию. Мол, не было никаких панфиловцев, и не было геройства. Но это тоже перебор. Герои были. А кто ж, тогда остановил натиск немцев пол Москвой? Просто их было не двадцать восемь, а больше. В одной только 4-й роте погибло более ста человек. А всего в боях под Москвой 316-я панфиловская дивизия потеряла более 1600 бойцов. У кого язык повернется назвать их не героями?

Кстати, благодаря героизации этих 28-ми бойцов 316-й дивизии в историю Великой Отечественной была вписана золотыми буквами и фамилия генерала Панфилова. Кто такой Панфилов? Один из командиров дивизии, которых было тысячи за эту войну. Тем более, что он погиб еще зимой сорок первого, во время оборонительных боев под Москвой. И много повоевать не успел. За что ему такие почести?

Ан нет. В данном случае история справедлива. Панфилов был настоящим командиром. Воякой от Бога, если так можно назвать. Не зря его называли профессором войны. Любили и солдаты и ценили вышестоящие начальники. Если бы не его ранняя смерть от шального снаряда, дорасти бы ему до конца войны, как минимум до командующего армией, а может и фронта.

Есть одна художественная книга о панфиловцах. Она очень пронзительна своей правдивостью. Написал ее замечательный советский писатель Александр Бек. Еще во время войны. И даже до Сталинградской битвы — поворотной для войны вехи. Называется она "Волоколамское шоссе". Книга очень сильная не только с художественной точки зрения, и не только своей натуралистической правдивостью. Меня она поразила точностью передачи духа, психологии войны и войны, как искусства. Книга написана в виде рассказа командира одного из батальонов панфиловской дивизии Бауыржана Момыш-улы, казаха по национальности.

Бауыржан Момыш-улы — реальное лицо. Он действительно был командиром сначала батальона, потом полка 316-й дивизии. Провоевал до конца войны. Кстати, в фильме он показан. Не совсем выразительно, но присутствует. Я думаю, что на его персонаже в фильме настояли братья-казахи. Может кто и не знает, панфиловская дивизия была не кадровой, формировалась в Казахстане из запасников и вообще гражданских людей уже после начала войны. И половину личного состава составляли казахи и киргизы. Это, кстати, в фильме отображено. А сам фильм создавался при участии "Казахфильма". И это хорошо. Это наша общая история и общая гордость.

Удивительно вот что. Как, пусть даже талантливый, но всё же не военный, а писатель Александр Бек, уловить смог главное о военном искусстве в рассказе Момыш-улы? Как сам, этот сын степей, мог за короткое время боев и общения со своим командиром Иван Васильевичем Панфиловым, впитать в себя главное о военном искусстве?

Я был потрясен! К моменту прочтения книги Александра Бека я уже многое знал о методологии ведения войны и военном искусстве. Это одна из моих любимых тем. Но писатель, пусть даже писатель военного времени, но простой писатель! 
И я уже не удивился, когда позже узнал, что книга "Волоколамское шоссе" входит в список обязательной методологической литературы в … Военных училищах армии США.

Я это к чему? Просто показать, насколько велик был военный гений генерала Панфилова, что его методология ведения боевых действий тактическими подразделениями сухопутных войск, на практике освоенная его подчиненным и пересказанная писателем не утратила своей актуальности для ведущей армии мира.

А не было бы истории о 28-ми героях панфиловцах, может и о самом генерале бы забыли. Мало ли генералов погибло в 1941-м году. А так, помним.

ИСТОРИЯ О ГЕРОЯХ-ПАНФИЛОВЦАХ ОТ МЕДИНСКОГО.

Министр культуры РФ Мединский — несомненно, автор проекта и вдохновитель создания фильма о панфиловцах. Еще когда он не был Министром культуры, он написал серию книг по развенчанию не совсем правильных мифов о русском народе. Хорошая, кстати, серия. И на момент начала-середины 2000-х, когда в обществе были еще сильны самоуничижительные настроения оставшиеся с 90-х, они были актуальными.

Среди его книг была и книга, которая называется "Война". В этой книге он проводит идею о том, что не годно заниматься саморазоблачением и самобичеванием при написании истории страны. И критикует попытки псевдоисториков рассказать "правду" о том, что мол Зоя Космодемьянская не немцев поджигала, а дома простых жителей и никакой она не герой, и что Александр Матросов де никакую амбразуру грудью не закрывал, и про набившую оскомину историю разоблачения подвига панфиловцев.

Здесь я с ним, кстати, полностью согласен. И даже попросил в 2011-м году одного нашего общего знакомого взять у Мединского (тогда еще не министра культуры) автограф. Книгу я приобрел сам.

Когда Владимира Ростиславовича назначили министром культуры, я уже не сомневался, что в прокат начнут выходить фильмы правильные. И почему-то подумал, что первым выйдет фильм о панфиловцах. Так оно и случилось.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА О 28-МИ ПАНФИЛОВЦАХ.

Был объявлен сбор народных денег на создание фильма. Откликнулось несколько десятков тысяч человек. С патриотической и воспитательной точки зрения это было правильно. Но людям, знающим предысторию, было понятно, что фильм выйдет на экраны вне зависимости от того, соберет ли народ нужную сумму. Так оно и случилось. Львиную долю бюджета фильма составило вливание со стороны Министерства Культуры. А как иначе?

Я очень ждал, будет ли участие казахов в создании фильма. Было. И это тоже очень хорошо и правильно. И со стороны наших, что пригласили, и со стороны казахов, что приняли самое активное участие.

А еще мне понравилось, что в титрах фильма указаны были все (абсолютно все!), кто так или иначе оказал содействие в создании и продвижении фильма: таксисты, блогеры, повара… 
А когда в титрах пошли списки тех, кто перечислял деньги, это было что-то! До слез… Перечислили всех! Несколько десятков тысяч фамилий и ников. Грандиозно.

Да, это элемент пиара. Да, фильм был бы снят и без тех крох, которые перечислили эти люди, но!.. Это объединяет, это задает тренд. И идейные вдохновители фильма и его создатели сто раз правы, что сделали именно так, как сделали.

ИСТОРИЯ О 28-МИ ПАНФИЛОВЦАХ НА ЭКРАНЕ.

Я шел на фильм не для того, чтобы узнать историю о 28-ми панфиловцах. Слишком хорошо ее знаю. Мне было интересно, как создатели фильма эту историю сделали! 
К сожалению, есть печальный опыт современного отечественного кинематографа превращающего историю в фарс. Так, например, было со "Сталинградом" Бондарчука. Хороший талантливый режиссер, великолепная, до дрожи в сердце, тема, но абсолютное незнание и не погружение в нее со стороны создателей.

А как здесь?
Мне понравилось. Искусное использование отдельных фраз персонажей и эпизодов в фильме, как ответов на возможное зубоскальство со стороны скептиков. Например, фраза " А политруком у них кто? Клочков, а это тот, который тот же Диев". Зачетно. И в конце, как бы обыгрывая тему спора о том было 50 танков или все-таки 18, оставшиеся в живых бойцы говорят, что, мол, для потомков и прихвастнуть не грех. Класс! И то, что командир роты Гундилович и сержант Добробабин остаются в живых (что соответствует действительности) тоже обыгрываются хорошо. Таких элементов много. И зритель, который в теме, не мог их не заметить.

Приятно поразила натуралистичность съемок. Давно такого не видел в отечественных фильмах про войну. Очень давно! 
Брезентовая основа у пулеметной ленты, кованые множеством гвоздей немецкие сапоги (из-за обилия этих металлических гвоздей в обуви и мерзли немецкие ноги в наши морозы), крашеные в белый цвет каски и винтовки в руках у немцев вместо привычных по советским фильмам автоматов (автоматов в начале войны и у немцев было мало, воевали винтовками), следы гашетки на больших пальцах рук у пулеметчика, флаг со свастикой на башне немецкого танка, чтобы свои летчики случаем не попутали… И все это демонстрируется ненавязчиво — по несколько секунд или доли секунды. И стоило из-за долей секунд вставлять эти кадры в фильм? Я думаю, стоило! Из-за этих долей секунд моя душа радовалась, а кто-то может больше узнает правды о войне. 
А как шустро и привычно бойцы в фильме снаряжают магазины винтовки, вставляют патроны в ПТР, и держат оружие. Не может так привычно это делать простой актер! Не может! Значит, долго тренировались, чтобы было похоже. Режиссерам и консультантам, в этом плане — уважение беспредельное.

Было в фильме также много фраз, диалогов и эпизодов, которые передавали не только дух ноября 1941-го года, но и именно 316-й дивизии на Волоколамском шоссе. Например, некоторых несведущих скептически настроенных зрителей может покоробить слишком уж спокойное, почти бравое отношение панфиловцев к немецким танкам. А дело в том, что несмотря на то, что дивизия была не кадровая, но за несколько месяцев участия в боях, она под командованием генерала Панфилова не только получила великолепный опыт боевых действий, но и уверенность в своих силах.

Именно для панфиловцев немцы уже не были так страшны. Если кто помнит, в фильме есть эпизод, когда получив информацию о предстоящем танковом наступлении гитлеровцев на разъезд Дубосеково, кто-то из командиров ротного или батальонного звена предлагает не ждать немцев в обороне, а сделать вылазку самим, пока пушки у танков не расчехлены, а они сами не на ходу. Подобный маневр и был коньком Панфилова — не ждать противника сытого и во всеоружии, а бить его, когда он не ждет — в его же расположении. Пусть даже и в условиях отступления. Укусил- отступил, снова укусил — опять без потерь отступил. Видно, что создатели в тему погрузились основательно. И это тоже не может не вызывать уважение.

И еще… Буквально накануне боя у разъезда Дубосеково, бойцы рот проходят сильнейшую подготовку с инструкторами истребителей танков, прибывшими в дивизию. Это тоже реальный факт. И это тоже, кстати, отображено в фильме.

И еще — лица… Так хорошо, что в фильме не было задействована футбольная команда экранных звезд. Не было бы ощущения реальности. А так — простые, такие родные русские лица. Все разные — кто курносый, кто конопатый, кто ушастый, с худой шеей… Кто-то насупленный, с суровым спокойствием, кто-то старается заглянуть поглубже в глаза и душу товарищу и найти там успокоение. И разговоры, и шутки простецкие, армейские и такие лица, и такие разговоры можно встретить только в армии. И казахские лица — тоже родные, и украинские тоже…

ИСТОРИЯ ФРАЗЫ "ВЕЛИКА РОССИЯ, А ОТСТУПАТЬ НЕКУДА! ПОЗАДИ МОСКВА!"

Была ли эта фраза произнесена комиссаром Клочковым?
В 1948-м году было произведено целое расследование по этому поводу военной прокуратурой. На допросе корреспондент "Красной Звезды" Коротеев признает, что этой фразы не слышал и придумал и вставил ее в текст сам. В перестройку как только не склоняли этот факт.

Но так ли было на самом деле? Может слышал что-то похожее в дивизии Панфилова, а потом запамятовал и уже выдал, как за свою? 
Доподлинно известно, что накануне ноябрьских боев за Москву в дивизии все листовки и пропагандистская машина политруков и сводилась к этим фразам: "Дальше отступать некуда! Позади — Москва!"

Многие бойцы позже признавали, что комиссары, в том числе и Клочков, часто повторяли эту фразу. И последнее… Все-таки, нашлось свидетельство одного выжившего в этом бою солдата (кажется, Васильев его фамилия), который в госпитале подтвердил, что политрук Клочков сказал: "Видно здесь нам и придется погибнуть во славу нашей Родины! Отступать — некуда! Позади — Москва!"

И браво нашим кинематографистам, что они именно эту фразу (самую правильную, без "Велика Россия") и вложили в уста актера, игравшего Клочкова. Хотя суть, конечно, от этого не меняется. Просто меньше повода для зубоскальства скептикам, утверждающим, что не говорил такого Клочков, остается.

ЕЩЕ ИЗ ИСТОРИИ ДИСКУССИИ О 28-МИ ПАНФИЛОВЦАХ.

И еще об ответах скептикам. 
Есть любители порассуждать о том, что, мол и панфиловцев было не 28, и танков, которые шли на них не 50. Что тут ответить? 
Молодцы создатели фильма, что показали нашу артиллерию. Они, как бы, не отрицают этим, что бойцы четвертой роты не одни противостояли танковой атаке противника.

Но в определенное время наступает критический момент, когда сидящие в окопе солдаты остаются один на один с надвигающимся на тебя танком. Один на один! Ну что, не было такого? Ведь было! И со связками гранат бросались под танки! Не было такого? Было. Поэтому и победили. Поэтому и герои. Поэтому и надо помнить. А не считать — 28 было наших солдат именно на этом участке боя или больше, 50 танков или 18.

Фильм — дань уважения всем героям, погибшим на фронтах той страшной войны. Помните комиссара Диева? Про которого сначала было написано в газетах, но потом выяснилось, что не он был комиссаром 4-й роты. Так вот… Такой человек, на самом деле, скорее всего, был. И он тоже совершил нечто геройское. Не зря запомнил эту фамилию корреспондент газеты после разговора с комиссаром дивизии. Позже, в январе 1942-го, при повторном приезде газетчиков в дивизию, сведений о Диеве уже найти не смогут. Война…

Так вот, этот фильм посвящен немного и ему, этому забытому герою тоже. Он ведь упоминается в фильме. И героям-атаевцам — нашим землякам бойцам 112-й башкирской кавалерийской дивизии, повторившим подвиг панфиловцев на высоте у Белой Калитвы 21-22 января 1943 года, этот фильм тоже посвящается. И многим другим…

ИДИТЕ И ПОСМОТРИТЕ ИСТОРИЮ О ГЕРОЯХ-ПАНФИЛОВЦАХ СВОИМИ ГЛАЗАМИ. ЭТО ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ О ТОЙ ВОЙНЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ МНОГО ЛЕТ!

НА ФОТО:
1. Кадр из фильма;

2. Генерал Панфилов, командир 8-й гвардейской дивизии;

3. Бауржан Мамыш-улы — командир одного из батальонов панфиловской дивизии. Герой Советского Союза.

4. Газета "Красная Звезда" с передовицей о героях-панфиловцах.

30 ноября 2016 Культура Общество
Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1631484063...

Еще новости