Поиск продажника
"Три шурупа" - лучшее в блогах Уфы и Башкортостана;
новости, мнения, комментарии; фото и видео
Мы на: Twitter Facebook Vkontakte Войти через Livejournal Войти через Odnoklassniki Войти через Google Plus
 
 
ГлавнаяОбществоПолитикаВласть и законСреда обитанияЖКХТранспортЗдоровьеОтдыхКультураОбразованиеСпорт
 
 
 

Новости

Фото дня

Вот такой красавец из снега стоит на фирме мир прям возле уфанет
Вот такой красавец из снега стоит на фирме мир прям возле уфанет  Олег Усманов

Видео дня

25 выпуск программы ЧоПочём. Игроки баскетбольного клуба "Уфимец": Павел посетил "Матрицу", Глеб "Пятерочку", а Сергей "Перекресток"
25 выпуск программы ЧоПочём. Игроки баскетбольного клуба "Уфимец": Павел посетил "Матрицу", Глеб "Пятерочку", а Сергей "Перекресток"  Иван Копейкин

РЕЙТИНГИ

Яндекс.Метрика
abc кресла 2017

Про два глубоких слова, которые услышал Шамиль

2
  /
 
Прочитал "в шурупах" узнаваемо-запутанный текст Шамиля Валеева и задумался — кому это всё адресовано? Неким элитам, вхожим в обучалки формата TED? Возможно. Цитата "вражеского" Джона Кеннеди преподнесенная как "формула JFK", вероятно, должна отсеять малообразованных от предмета размышлений ("Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя; спроси себя, что ты можешь сделать для нее!").

Бросив на пост дежурный взгляд по диагонали, так бы и прошёл мимо, если бы внезапно не зацепился за выделенные прописными буквами слова «МОҢ», «ОЯТ» и «ЮАШ». Шамиль предлагает эти древние тюркские слова взять на вооружение как некую опору для построения "башкирской идеи". Сразу же добавлю, что слова эти (и многие другие) — лежат в основе тенгрианства. В данный момент про призрачные идеи высказываться у меня желания никакого.  Вот про смыслы приведенных замечательных слов пожалуй, не промолчу. Текст автора заканчивается так: "Но не уверен, что именно так оно пишется" (про «ЮАШ»).

Шамиль, пишется то оно именно так, только вот переводится не совсем так. То есть совсем не так! Ну так вот, юаш — не значит "добрый". Отнюдь. Юаш означает смирный, безропотный, кроткий, скромный. Почувствуй разницу!


Дальше. Оят — это не только стыд. Чтобы понять все смыслы, отражаемые (в зависимости от контекста) словом "оят", легче всего рассмотреть, что означает противоположное слово — "оятсыз" (т.е. без "оята"). А означает оно бесстыдный, бесстыжий, нахальный, наглый, беспардонный. Надеюсь, теперь будет проще осмыслить правильно слово "оят".

Теперь о слове "МОҢ", которое автору видится как "внутренний курай", "мелодия в груди, похожая на гироскоп". Не совсем понимаю, при чем тут курай и гироскоп, однако попытаюсь привести правильный смысл этого древнего и важнейшего для тюрков слова (одного из основополагающих и непереводимых на русский язык смыслов). Да, "моң"  означает в том числе мелизматику, печаль, гармонию и душевность. Но в тоже время "моң" — это не только и не столько пение печальных песен, это — умение сопереживать, умение плакать от счастья и восторга, умение искренне любить. И слово это неразрывно связано с другим словом — "аң", которое есть сама суть исконного мировоззрения татар-тюрков.



Приблизительный перевод слова "аң" — сознание, разум, умение постигать. У татар есть пословица: "Акылы бар — Аңы юк" (Ум есть - Разума нет). "Аң" — это данная конкретному человеку при рождении способность понимать своим сознанием мироустройство (в самом широком смысле).

В свете рассматриваемого текста, осмелюсь заметить, что, на мой взгляд, понятия "аң" и "моң" нельзя рассматривать в отрыве от других древних смыслов. Согласно древним верованиям тюрков, Тенгри посылал на Землю будущей матери «кот», «сер» и «сагыш».  Причем, считалось, что именно «сагыш» (грусть) отличает человека от других живых существ.

В понятие «сер» (тайна) вкладывался образ, психологический мир человека, считалось, что сер взрослеет вместе с обладателем его. К тому же, Тенгри даровал человеку «кyңел» (чувства, настроение, духовный мир, память, интуиция), благодаря которому человек был способен предчувствовать многие события.

Ну и про душу (куда без неё). У древних тюрков это "кот" (произносится как "кыот", с твёрдым "к"). В христианстве и исламе так же есть понятие «душа», где, если душа покидает человека, — он умирает. Но душа и кот нетождественны. Если выходит из человека кот, он остается живым, но без души. Кот в тенгрианской религии означает духовную силу человека, часть его разума.

Не уверен, что перечисленные смыслы как-то могут помочь созданию "новой-старой  башкирской идеи" (такую мысль высказал Шамиль Валеев), однако, если вдруг, то прекрасная основа, считаю. Почему бы и нет.


Зы.  Добрый по-татарски  киң күңелле, игелекле, изге.
airat_sharif  04.01.2017  Источник: http://airat-sharif.livejournal.com/1587354.html
поделитесь со своими друзьями:
Нравится

Комментарии


Ваше имя*
Текст сообщения*
Cимволов осталось:   
Введите код:*

Лучшее в блогах

ABC справа
Пойдете чистить свой двор от снега?
1. Конечно, асфальт во дворе тоже сам положу
2. Уже взял лопату, надоели эти сугробы
3. Откопаю только свою "ласточку", остальное - не моя забота
4. Вот еще, буду ждать коммульщиков
5. Дождусь весны, она уж точно придет
Чиз квиз Уфа