СХОДИЛ НА СПЕКТАКЛЬ, СТАЛО ГРУСТНО И СТРАШНО!..


Давно мечтал сходить именно на этот Моно-спектакль в исполнении Алмаса Амирова. Много слышал, да и интересно, чем может занимать зрителей один актер в течение 2-х часов.

И вот, спасибо Алексей Шушпанов и газете "Аргументы и Факты" за приглашение, мечта сбылась, как говорится.

Итак, "Цыпленок из букваря". Судя по названию, похоже на комедию. Да и знаю Алмаса и роли, которые он обычно играет… Не только я, но большинство в зале, были настроены смотреть именно комедию. И даже временами было смешно. А потом пронзительно грустно, и в конце даже страшно…

Это не история в обычном понимании слова, не сюжет, а приоткрывание занавеса во внутренний мир человека. В данном случае в некотором смысле ущербного, обиженного и умом и судьбой.

И это не так смешно, как может показаться поначалу. Любое отверстие в человеке, через которое можно заглянуть ему в душу — это страшно. Даже мельком посмотрев сквозь эту дырку, понимаешь, что даже самая, на первый взгляд, маленькая душонка, внутри полна красок. Не обязательно ярких, но смачных!
И чем больше подробностей мы там видим, тем страшнее.

Потрясающе, конечно, и Алмас Амиров это сумел показать, очень выпукло. Легко играть красивого благородного героя или драматического персонажа. А сыграть… Даже непросто мелкого ущербного человечка, а его внутренний мир… Наверное, очень трудно… И актер это смог. Впрочем, кто бы сомневался.

Сценарий?..
Я кстати, до вчерашнего похода в театр не знал, что спектакль поставлен по эстонской пьесе. И имена и действие немного адаптированы под наш регион. Спектакль, кстати, играется и на башкирском языке. Но мы смотрели его русский вариант.

Каркас пьесы довольно прочный. По ходу развития сюжета зритель сталкивается с тем, что те упоминаемые персонажи, которых он поначалу принимал за положительных, оказывались отрицательными. А отрицательные, наоборот, или положительными, или жертвами отрицательных.

Причем преподносится такая трансформация не разом, а порционно. Так, что сначала даже при получении определенной негативной информации о персонаже, зритель не спешит менять положительное мнение о нем на отрицательное. Воспринимает это как курьез. Исправимый курьез. Но потом, дальше — больше. И уже обаяние сменяется сначала замешательством, а потом страхом.

На мой взгляд, это верх мастерства сценариста.
Правда, обязательная в подобных случаях, обратная трансформация мировозрение героя в финале, не была слишком убедительная. Не хватило сильной мотивации. Но этот небольшой недостаток меркнет перед тем, как остальные составные части сюжета, умело обыгранные главным героем, помогали нам погружаться в его внутренний мир. Это было сильно!..

После спектакля было небольшое обсуждение и ответы актера, игравшего спектакль, на вопросы. Там он упомянул, что зрители ему рассказывали, что встречали в своей жизни людей, похожих на его героя в деталях. Да Господи! Их пруд пруди! Каждый из нас встречал. Но просто не зацикливал свое внимание. В жизни они нам не так интересны. Не говоря уж, чтоб останавливаться, чтобы заглянуть им в души.

Глубоко в души. Намного глубже, чем упоминаемый в произведении профессор Магафуров. Который, даже будучи умным и проницательным человеком, не разглядел сущность главного героя до конца! А Ведь они, эти неприметные ущербные людишки вокруг нас, не такие уж простые, как нам кажутся.

Режиссер, предложивший сыграть эту роль в этом моно-спектакле, Алмасу Амирову, не спроста доверил ее ему. Разглядел потенциал. Разглядел, что Алмас сумеет разглядеть, вжиться и передать до зрителя сущность играемого им персонажа так, чтобы зритель ее тоже мог разглядеть со всех сторон.

Мораль? Идея?
Можно тужится и пытаться объяснять, что спектакль о том-то или о том-то…
Мне кажется это лишнее. Он просто о том, о чем показывают со сцены. О таракашках в голове маленького ущербного человечка. И больше ни о чём. Заморачиваться в поисках еще какого-то смысла не стоит.

Спектакль и смешон, и страшен именно этим.
Если он еще раз будет ставиться, надо идти. Обязательно сходите.

3 марта 2017 Культура
Источник: http://idelbaev-artur.livejournal.com/21626.html