Башкирия, круглый стол по-русски: Лермонтовский центр и другие проблемы

 В сущности, все круглые столы одинаковы. Этот – первый, и только по этому заслуживает более подробного описания. Первый круглый стол, посвященный проблемам русского населения Башкирии, проводимый в стенах нового офиса Собора русских РБ. Форум почтил присутствием глава Собора Тимофей Азаров. Только не спрашивайте, как точно звучит его должность. Мне кажется, что достаточно назвать его фамилию, и и уже ясно, о ком идёт речь.

Кто бы мог подумать, что Азаров начнет добиваться конкретных результатов? Вот он, новенький офис – приходите, проводите мероприятия, никто взашей не прогонит. С мебелью пока плоховато, ну да этот вопрос решаем.
На столе в кабинете Азарова лежит план города Сантк-Петербурга за 1909 год и раритетного вида книга со следами подошв на странице. Эту книжку кто-то топтал. Кто?! Судебные приставы. Книга из собрания сестер Вавиловых, руководительниц Уфимского Лермонтовского центра.

Лермонтовский центр

Для тех, кто не знает. Жили-были в Уфе купцы Вавиловы, благотворители и храмоздатели, много чего хорошего для Уфы сделали, в честь них была названа улица Вавиловская. Во времена советчины улице дали имя чекиста-экспроприатора Зенцова, семья потеряла прежние владения, но каким-то образом сохранила несколько комнат на втором этаже в доме по улице Чернышевского, некогда полностью принадлежавшем семье. Три сестры, Надежда, Людмила, Ольга сберегли в этих комнатах обстановку уфимского дома конца девятнадцатого-начала двадцатого века. Картины, мебель, посуда, милые безделушки, книги…
На свою беду основали сестры Лермонтовский центр. Влезди в долги, и долги не малые, намереваясь выкупить нижний этаж дома, создать музей-усадьбу… Дом славился хлебосольством, что требовало затрат, да и деятельность центра была разорительной. Провести какую-нибудь встречу лермонтоведов в санатории Юматово влетало в копеечку
На мой непросвященый взгляд это выглядело так – гости ели-пили, принимали от сестер подарки, и не нашлось никого, кто б подсказал, а то и прикрикнул – остановитесь, сёстры. Занимали сестры под проценты, проценты грабительские. А тут кризис, будь он неладен. Короче говоря, остались долги, а активы пропали. Несколько человек, или несколько десятков человек, у кого занимали сестры, пострадали. А кое-кто и обогатился.
Можно долго рассуждать на тему, насколько виноваты сестры – в том, что доля вины есть, не сомневаюсь – не это главное. Главное, что за копейки, за бесценок уходит в чьи-то частные руки дом Вавиловых. Пропадает уникальная обстановка. Вырывается ещё одна русская страница из истории Уфы.

Что можно было сделать? Я думаю, что сделать что-то было можно. Дом должна была выкупить мэрия, или министерство культуры, или кто-то ещё.
Откуда бы взялись деньги? Но ведь на сабантуи в Стамбулах эти деньги до сих пор находились! Деньги находились на проведение курултаев, на новые памятники знатным композиторам, на Ленина тоже. На музей Сталина деньги нашлись. На издание каталога башкирских сайтов. На дни СБМ (Дни башкирской молодёжи).
Почему же не нашлось денег на Дом Вавиловых – это же готовый музей!
Другой вариант – собрать деньги у благотворителей. Повторяю, собирать деньги не для сестер Вавиловых (средняя, Людмила, умерла ещё до разорения, а старшая, Надежда – совсем недавно). Деньги на выкуп второго этажа дома для создания музея городского быта.
Как проблема, Лермонтовский центр упоминался Тимофеем Азаровым в его нашумевшем февральском интервью: «Но проблем гораздо больше, конечно. Лермонтовский центр , Шаляпинский центр… Да куда ни кинь — проблема».
И вот – приставы выкидывают на улицу старинные предметы, топчут старинные книги. Не успели, упустили, прошляпили.
Часть бывшего имущества привезена в офис Собора русских. Беккеровский рояль (еще недавно младшая, Ольга, играла на нём), Беккеровское же пианино, шкафчик…
Никого не упрекаю, но напоминаю: времени — нет. Нам казалось, что проблема Вавиловского дома ещё волшебным образом решится, ещё есть время на ожидание чуда. а времени — нет. 
.
Проблемы русских Башкирии как конфликт цивилизаций 

Итак, круглый стол по проблемама русского населения. Очень, очень разная публика, кое-кто пришел на совершенно другое мероприятие. Статный мужчина с усами. Приятель шепчет: этот казак уже пару раз ляпнул нечто слшишком уж смелое, как бы чего не вышло. Как умерять смелость слишком говорливых уфимских казаков, я уже знаю. Нужно задавать вопросы, вполне приемлемые для казаков из других регионов: здорово дневали, чьи вы, браты, будете, кто вас в бой ведёт, сколько вас, какие планы…
Казаки из других регионов отвечают открыто, без утайки. А чё стесняться-то, нешто что постыдное средь казаков творится?  Наши, башкирские казаки так ответить не могут. Боятся. И полиловские, и прудниковские, и гулаевские, и независимые казаки отвечают уклончиво, что-то вроде: да нам реклама не нужна, да кругом враги…
Это, между прочим, еще одна проблема для Собора русских. Казаки разобщены и на конкретные темы говорят только шепотом. Именно Собор русских мог бы как-то консолидировать уфимское казачество. Консолидировать, не отдавая предпочтение ни реестровым, ни СКР, ни нереестровым, никому.

Рассаживаемся за столы. По моим подсчетам, здесь десятка два, или чуть больше человек. Дам всего две, одна из них я. Возраст – самый разный, старше всех, похоже Виктор Петрович Афанасьев, младше всех – недавний вундеркинд. Жаль, что отсутствует В.Луговой. Жаль, что почти нет представителей «творческой интеллигенции». Школьных учителей – нет. И снова проблема – значительная часть присутствующих предпочла бы не афишировать свои фамилии и должности.
Но можно порадоваться тому, что многие уже не боятся обнародовать свои данные.

Начинается стол с доклада, который читает Евгений. Евгений – из гуманитариев, молодой ученый.
Ничего нового, о чем бы никогда не говорилось до него, он не произносит. Идя на встречу, я сказала себе – первой тему «Уфагуба» поднимать не стану. Хоть камни с неба посыплются, а не стану. Евгений тему Уфагуба поднял сам. Причем в негативном контексте. Дескать, «Уфагубъ» консолидировал русофобов, объединенных ненавистью к этому ресурсу. На это возразить можно следующее.
Во первых, Евгений в своем докладе не сказал ничего такого, о чем бы не писалось на Уфагубе в статьях авторов.
Во-вторых, нужно отделять котлеты от мух. Мерзкие, безобразные, порой кем-то отмодерированые комментарии – отделять от статей, комментаторов и модераторов – от постоянных авторов. Тот, кто умеет писать вдумчивые, с элементами анализа, оригинальные статьи,  вряд ли станет модерировать чужие комментарии.
В третьих и главных. Сколько можно прогибаться под русофобов? Опыт показал – чем больше ты толерастишь, тем хуже к тебе относятся. Предположим, не было бы «Уфагуба». И что, прекратились бы разного рода курултаи, поиски мифических городов, восхваление Валидова (тот же Евгений довольно остроумно ввернул выражение «малый культ Валиди»)? Да ничуть не бывало! Скорее, наоборот. Русофобы ненавидят русских не «за что-то», а "потому что". Потому что русские есть. Кстати, это относится и ко всем ксенофобам. Русофобы, между просим, это те же ксенофобы.

Какие проблемы увидел Евгений?

Конфликт исторической памяти. Однобокое преподавание истории. Приравнивание истории региона к истории башкирских восстаний, а культуры Башкирии к культуре башкир.

Конфликт символов. Замалчивание роли русских в становлении Уфы, отказ ставить памятник воеводе Нагому как основателю Уфы, насаждение «малого культа» Валиди и, в меньшей степени, культа Юлаева.

Конфликт в образовательной сфере. Отсутствие русских школ при наличии множества башкирских гимназий. Квоты в вузах. Языковой конфликт.

Конфликт в распределении бюджетных средств. Ассиметрия финансирования русских и титульных мероприятий. Ассиметрия финансирования строительства и восстановления культовых зданий. Проблема реставрации Уфимского кремля. Проблема дома Вавиловых относится сюда. И к конфликту исторической памяти тоже. 

Статусно-ролевой конфликт. Представленность русских во власти. Здесь один из юношей (где он работает, обещала не называть) высказал ценную мысль: дело не только в количестве, но и в качестве русских во власти. Даже те русские, что во власти присутствуют (в некоторых отраслях, например, с там, где требуются особые знания, русских не мало), интересы русских выражать не собираются. Молодой человек, конечно, прав. Только об этом уже говорилось, и не раз. Про Толкачева напомнить?

Все эти конфликты можно свести к одному конфликту, конфликту цивилизаций. Столкнулись две цивилизации, Степь и Русь. Цивилизации с разными системами ценностей. Девиз Руси: интересы Отчизны превыше интересов Рода, Дух выше Крови. Девиз Степи: все во имя Крови, все во имя Рода.

(полную версию поста читайте по ссылке на первоисточник)

13 декабря 2012 Общество
Источник: http://enekrasova.livejournal.com/95179.html

Еще новости