Башкирия: русские, татарские, башкирские националисты пытаются договориться

 26 апреля в помещении Исполкома ВКБ состоялся круглый стол с участием представителей Кук-Буре, ТОЦ , находящейся в стадии становления русской организации и некоторых движений.
В Уфу входит лето. Четверг, без пятнадцати пять. У ДК Нефтяник готовятся расцвести свечечки каштанов, на радость молодежи бьют фонтаны. Лето обещает быть жарким. Жарким и в общественно-политическом плане тоже.
Пожалуй, митинги-шествия по четвертым числам в послевыборные месяцы каким-то образом сказались на активности наших сограждан. Русские националисты и Кук-буристы могут мирно сосуществовать на одном пространстве, обмениваться мыслями, искать компромисса.
Самое ценное, на мой взгляд, происходило до и после круглого стола. Перед круглым столом я задавала свой привычный вопрос: «Имеют ли право русскоязычные дети изучать русский язык в том же объеме, что и в Москве, Владивостоке, Челябинске?» Задавала собеседникам, представляющим татарскую и башкирскую общественность. Собеседники отвечали утвердительно «Да, имеют», но затем задавали встречный вопрос: «Имеют ли право татрские (башкирские) дети изучать свой родной язык?» И тут следовало самое любопытное. Я-то объем русского языка, желаемый для русских детей, могла обозначить совершенно четко: по планам для школ с обучением на русском языке, 9 часов в неделю (четыре чтения, пять письма) для начальной школы. Собеседники своих требований обозначить не могли никак. Для них это нечто отвлеченное.

В конечном итоге явка была.   

Не стоит заострять внимание на том, что к назначенному времени мало кто пришел. Принимающей стороной, как мне сказали, являлось Кук-Буре. Если бы не один из молодых кук-буристов, приветливый и неконфликтный, гостеприимство принимающей стороны можно было бы охарактеризовать как ущербное.
Но кто бы мог подумать, что в помещении Ксполкома ВКБ будут встречаться и общаться ТОЦевцы, кук-буристы и зарождающиеся русские националисты? Представитель ТОЦ Шамиль припомнил, как еще недавно его из этого помещения элементарно выгнали. Всё течет, всё изменяется…
Ждем Сальманова. Рассматриваю помещение. Газета «Вечерняя Уфа» на башкирском языке, оригинальная схема языковых семей, из которой явствует, что башкирский язык родственен одновременно и тюркскому, и хантскому с мансийским, портрет Валидова. А вот рабочее место Фанзиля Ахметшина. На стене висят его пропуска и медальки. Как я поняла, рабочее место ждет своего хозяина. В мае, говорят, будет суд над Фанзилем.
Короткая беседа с Каримом Яушевым. Да, и он тоже говорит, что считает право русских детей учить русский в полном объеме неотъемлемым, законным, само собой разумеющимся.
Полшестого. Звали-то к пяти. Ну наконец-то явился Сальманов, а общий разговор так и не начинается. Небольшая пикировка между представителями двух этносов, и без пятнадцати шесть наконец-то начинаем. Представляемся по кругу, кто есть кто. Я позиционирую себя как представителя независимой прессы. Да, у меня есть определенные симпатии, но не думаю, что моя позиция полностью совпадает с позицией русских националистов. Да, русских националистов. Самый молодой участник этого круглого стола, Виктор, представляется как русский националист. Пока больше всех татар. Это и понятно, татары – люди дисциплинированные. Башкиры – пока в меньшинстве.
Выясняется, что не пришел представитель местного отделения «Яблока». Я к Сергею Наумкмну отношусь неплохо. Наумкин оказывал некоторую, да что там некоторую, существенную поддержку оказывал, родительскому и правозащитному движению. Наше, башкортостанское Яблоко – это вам не московское!
У меня вопрос – а должны ли крупные политические партии вмешиваться в дела националистов? Общее мнение по этому не сформировалось, но многие согласились с тем, что в идеале, теоретически, наверное, не должны, а вот практически, в наших условиях, все переплетено. Что ж, в наших условиях…
Заявлено четыре вопроса. Первый – что есть национализм и могут ли националосты разных этносов объединяться. Казалось бы, все просто. Есть «хороший» национализм т «плохой» шовинизм. Уточняю: а плохой шовинизм присущ, по мнению собеседников, ТОЛЬКО русским, или и представителям других этносов тоже. Другим тоже. Спрашиваю, как различить шовинизм от национализма – ответа нет. Но пока все пристойно – я тоже считаю, что умеренный национализм в условиях ограничения прав этноса это нормально, это нормальная реакция этноса, инстинкт самосохранения, а шовинизм, безусловно, это плохо.
Но пристойность заканчивается через минуту. Через минуту уже заявляется, что русские националисты могут сделать себе карьеру на федеральном уровне, а другие народы – не могут. Спрашиваю, кто из русских в Башкирии сделал себе крьеру на своем русском национализме, хотя бы одну фамилию. Ответа нет. Упоминается Рогозин. Батюшки светы! Да что этот Рогозин сделал для русских? Что?! Если он паразитировал на настрениях русских, которые,  как нация бесправных в собственной стране (другой страны у них нет!), то это вовсе не значит, что он что-то делал для русских. Довольствоваться сомнительным правом иметь паразитов? Не дождётесь.

Градус дискуссии нарастает

Шире-дале. На круглом столе объявлено, что Союз развалился из-за русского шовинизма. Уточняю – только из-за русского, может быть, другие нации тоже руку к развалу придожили? Ответ – только из-за русского. Потому что они узбекский (и все остальные языки союзных республик) учить не хотели. Вопрос – назовите хотя бы одного русского националиста, стоящего у власти в 1991 году? Ответа нет. А уж что касается неизучения языков… Из Узбекистана, например, уехали не только русские, но и татары. С многими татарскими семьями, уехавшими из Узбекистана, я знакома. По их рассказам, они от великдержавного шовинизма русских не страдали, а вот от узбекского национализма им досталось хорошо. И когда киргизы с узбеками в Оше схлестнулись, и в армяно-азербайджанской резне, и когда турок на корню уничтожали – это уже без русских как-то было.
И начинается обсуждения языкового вопроса, в котором все тонет. Здесь можно точку ставить. Юноша из ТОЦ требует «татарскую физику» и вузы с обучением на татарском языке. (В чем проблема? Открывайте частный татарский вуз, законы это позволяют). Радушный хозяин Сальманов заявляет что тот, кто не хочет разговаривать с башкирами на башкирском, тот фашист. Кстати, не первый раз он так заявляет. Сальманова понять можно — ему хочется всплеска эмоций. Сальманов до сих пор «политический подросток». Ничего плохого он нежелает, но по иному пока не может. Свара. И как венец свары – гениальнейшая фраза: «Если бы МЫ были настойчивее, ОНИ знали бы наш язык!» Без комментариев. На нас свсех с портрета, прикрепленного к стене красной кнопкой, осуждающе смотрит Валидов-Валиди.
Илья Демичев очень аргументировано объясняет, зачем башкирам и татарам нужно изучать русский язык. Немного не в коня корм, фигурально выражаясь, но пусть хоть что-то умное на этом круглом столе прозвучит. Несколько слов произносит Евгений, исполняющий обязанности руководителя некой новой организации. Но нас уже торопят – сюда уже пришли лди, главным образом, пожилые и зрелые, на какое-то другое мероприятия. Подите вон, господа.

Выступает Евгений. Все фото Тагира Минибаева

Выходим. В одной аудитории множестово солидных людей – это блогеры обучаются. Мы для этих блогеров нечто запредельно чуждое, чужеродное. На фоне этих блогеров мы как-то собираемся, стряхиваем с себя политический задор и снова начинаем нормально разговаривать.
Я не считаю, что круглый стол прошел зря. Нужно выпустить пары, дать всем выговориться, излить душу. Если последует следующий круглый стол – а он последует — то будет уже чуточку легче нащупывать общие позиции.
А потом «русская фракция» долго-долго беседует с Сальмановм и Мухтаровм. Мухтаров, как мне кажется, искренен и более конструктивен. Демичев дает Сальманову ценный совет: «Выработайте положение, что вы хотите, КРОМЕ языка». Расстаемся если не дружески, то вполне по-приятельски. о времени, потраченном на это сумбурное меропрятие, я не жалела. .
Резюме. «Русская фракция» вела себя на этом круглом столе довольно достойно. Ничего не требовала, никого не упрекала, но и не давала спуску при провозглашении очевидных нелепостей. А что будет потом – это будет потом. Поживём – увидим.

13 декабря 2012 Общество
Источник: http://enekrasova.livejournal.com/85535.html

Еще новости