Чудная баба

 
Гостинка, Центр движения "Пространство", спектакль Светланы Аюповой "Чудная баба" по пьесе Нины Садур.
— вниз по лестнице и сразу попадаешь в сказку. Зрители уже собрались, и стоят в небольшом закутке перед занавесом,  ждут начала спектакля. Занавес открывается и попадаешь на сцену — перед которой в три  ряда маленькие стульчики и перед стульчиками  на полу несколько листов туристической пенки. До сцены,  что называется, рукой подать.  Точечный свет, небольшое пространство сцены, ограниченное тремя стенами с белым полотном, и черное сукно внизу, несколько небольших возвышений, по полю разбросана картошка. Уныло, тускло, холодно. Действующих лиц трое: Баба, Лида и Поле.
— появляется Лида, в больших очках, в берете, в спортивном костюме, в кошмарных резиновых сапогах, типичный вид интеллигенции 80-ых.  Лида заблудилась, ищет своих, мерзнет, дышит  на ладони, пытаясь отогреть. Присаживается на бугорок, который начинает шевелиться, подниматься, обнимать Лиду за ноги, и, наконец, отделяется в странного вида бабу в платке и фуфайке, с голыми ногами и в галошах (ботах). Лицо у бабы что ни на есть мужицкое, с бородой и усами.


— Лила, поначалу испугавшись, проникается сочувствием  к бабе, пытается ухаживать за ней,  поправляет платочек, сокрушается по поводу ее голых ног, — октябрь же, простудишься! Баба чудно улыбается, то махает руками в огромной фуфайке, то падает замертво,  то скачет по кочкам, садится грустно на перевернутое ведро, пытается грызть холодную картошку. Лида кормит бабу, отпаивает ее чаем:


Постепенно Лида, пытаясь выяснить, где же дорога, и выход на ее участок, к своим сотоварищам, но не получая ни ясного ответа, ни находя объяснения всей странной ситуации в которую она поапала, от сочувствия к странной бабе переходит к возмущению:-
— Что ты ко мне прицепилась?
— Ты красивая!
И в этих странных диалогах, беготне, падании, поисков дороги,  выясняется что мира больше нет. Все скатились в яму, одна Лида осталась. Потому что она нужна бабе. А баба кто?
— Я зло мира! Я баба Убиенько! Меня весь мир боится!
— А кто остался?
— Ты!
— Одна?
— Ты одна!
— За что меня одну оставили?!
— Хорошо, Лида. давай так. Я убегаю, ты меня догоняешь. Догонишь, будет рай, не догонишь, все сгниют.
Лида не хочет догонять.
— Наша Лида забоялась и от рая отказалась.
Гнетущее впечталение усидивается музыкой, безысходными позами Лиды. Баба становится все более осмысленной и даже понятной в этой изменившейся картине мироздания. Оказыается, что больше некуда идти, что нет больше ни дорог, ни других людей. И, когда баба скидывает ватник, холщовую юбку, и предстает перед нами в белой косоворотке и штанах, прячет бабий платок в карман ватника, достает изящный шелковый платочек и повязывает его на шею, то за всем этим мы не замечаем как Лида исчезла.
Баба в одном ботике оглядывается вокруг, и видит Лиду, упавшую в яму.
— Лида, отдай ботик?
Лида молчит.

— и вдруг все черное начинает закручиваться, сворачиваться и стягиваться в угол, Открывается новая земля, по которой тут и сям раскиданы детские сандалики и ботиночки,  и стоят три куба, покрытых белой тканью. Весь, вся  в белом, баба снова одевает телогрейку,  подходит к одному их кубов и достает проигрыватель пластинок, и запускает пластинку. И тут Лида под звуки вальса потихоньку вылезает из ямы, без берета, с растрепавшимися волосами, и ходит по полю, с огромной  галошей в руках и собирает детские ботиночки, с умилением и нежностью. В ней уже не осталось ничего от сухого интеллигентного и бесполого образа. Мужик за пластинкой ухмыляется, встает, походит к Лиде и ласково просит: —
— Лида, отдай ботик?!


Лида роняет ботик, баба благодарно принимает его, но так и остается с одной  босой ногой. Вот уже и  Лида снимает свои уродские резиновые сапоги, и тоже ходит босая. Она то собирает детские ботиночки, то играет завороженно марионеткой, которую подарила ей баба. И вот уже баба одевает Лиду бабой, в фуфайку, повязывает ей платок, уговаривает : — ведь идти -то тебе , Лида, некуда. Лида ложится на поле, сворачивается  и грустит. Баба встает перед ней на колени.

— Выходишь после спектакля ошеломленный. Что это? Баба, присланная Лиде во спасение после апокалипсиса ? Чтобы Лида обрела, наконец, себя истиную, свою женскую сущность? И, на краю мира найти свое место здесь и продолжать жить, несмотря ни на что? Без друзей, без семьи, и только чудная баба рядом?  И как это просто, снова стать просто бабой, если уж мужик смог, кто он, боженька? Или зло мира, которое убило всех, кроме тебя? 
Фантасмагория. Потрясающая постановка. Театр-студия Альтер-Эго, виват!

"- Я пишу обычно "такая вот сказка"…страшненькая сказка про любовь и смерть, про конец света и начало света" (с) Птицадельфин, режиссер спекаткля. 

9 июня 2013 Культура
Источник: http://nata-yakunina.livejournal.com/107996.html

Еще новости