История Уфимского полуострова. Продолжение 3

 Вот она — история нашей УФы. 
Тут вот хотят у нас поставить памятник хоккейному болельщику — дело нужное конечно, и деньги найдутся.
А вот памятник основателям города — Ивану ли, Михаилу ли Нагим — ну никак не находятся. Почему?
Кто-нибудь может дать внятное объяснение этой вопиющей, я считаю, несправедливости..?
Каждый уважающий себя город, к тому же миллионник, имеет памятники своим основателям и гордится ими.
Я очень надеюсь, что в скором времени такой памятник появится.
Жаль, что за годы советской власти постарались уничтожить практически всё, что связано с историей города до этого периода. И сейчас продолжают, снося памятники русской старины. У всех на слуху дом Дашковых, который снесли и не поморщились. Он ведь для них ровным счетом ничего не значил, это же не их история..

Глава III. История появления города Уфы на карте Российского государства. Уфа в XVII-XVIII столетиях.

§1. Уфа — форпост восточных рубежей России

В 1574 г. на Уфимском полуострове был возведен острог (крепость), получивший название Уфимского, который в 1586 г., уже при царе Федоре Ивановиче получил статус города.
Основатель и первый строитель Уфимского острога воевода Иван Григорьевич Нагой приходился родственником царю Ивану Грозному (последняя, седьмая по счету жена царя Мария Федоровна, мать царевича Дмитрия, происходила из рода Нагих). Правда, в Уфе он воеводствовал недолго и уже в 1577 г. участвовал в Ливонской войне. 
Достраивать Уфу уже в статусе города, пришлось его родственнику Михаилу Александровичу Нагому, прибывшему сюда на воеводство как раз в 1586 г. и управлявшему городом с небольшими перерывами до 1605г. 
Уфимская крепость занимала небольшую площадь, не более 1,2 га — там, где сейчас стоит Монумент Дружбы. Место под строительство будущей крепости было выбрано заранее: в 1573 г. из Казани по приказу царя Ивана Грозного в Башкирию был послан дьяк Иван Артемьев «по просьбе башкирцев для обчерчивания и построения Уфы». Место под крепость было «обчерчено» на высоком холме в устье речки Суколоки при впадении ее в Белую (русские поселенцы стали называть эту речушку Сутолокой). Местоположение города Уфы при слиянии трех рек — Белой (Агидель), Уфы (Караидель) и Демы — было выбрано не случайно: здесь сходились границы четырех дорог (Казанской, Осинской, Сибирской и Ногайской), а недалеко от Уфы, на Чесноковской горе, традиционно проводились всебашкирские йыйыны (съезды), на которых решались важнейшие вопросы управления краем. 
Первоначальная крепость представляла собой в плане ломаный четырехугольник, огороженный дубовой стеной (отсюда башкирское название — «Имен-Кала» — Дубовый город) с двумя восьмиугольными проездными башнями — Михайловской, через которую проходил въезд в кремль с севера, и Никольской, ворота которой выводили на юг, к речному берегу. В северо-восточном углу Уфимского кремля стояла «глухая» Наугольная башня, являвшаяся сторожевой, и с нее велось наблюдение на северо-восток, в сторону Сибири.

Рис. 25. Уфимский Кремль. Рисунок и реконструкция

Уфимский Кремль. Рисунок и реконструкция

Внутри кремля находились: деревянная церковь во имя Казанской Божией Матери, икона которой «явилась» на этом месте в 1559 году, дом воеводы, пороховые погреба, хлебные склады, приказная изба, тюрьма и другие казенные постройки. Немногочисленные горожане (в 70-80-х годах XVI в. в Уфе насчитывалось 58 дворов и 162 посадских жителя,селились в основном у восточного подножия Уфимского кремля, по правому берегу р. Сутолоки (нынешняя улица Посадская — самая старая в Уфе). 
Но уже в начале XVII века население города растет, главным образом, за счет приезжавших сюда служилых людей и ссыльных. Например, в 1606 году царь Василий Шуйский выслал в Уфу думного дьяка Афанасия Власьева, одного из сподвижников Лжедмитрия I, который выступал в качестве его представителя во время сватовства к Марине Мнишек. Причем, Власьев был сослан в Уфу на должность воеводы и, судя по дошедшим до нас документам, воеводствовал он в Уфе неплохо (1606-1609 гг.). Во всяком случае, именно в эти годы наблюдается заметный прирост численности уфимских обывателей, главным образом за счет приезжих служилых людей из центральных уездов России. 
«Жительства свои» новопоселенцы устраивали между оврагами, со всех сторон окружавшими город. Эти новые «жительства» нуждались в защите, поэтому в начале 40-х годов XVII в. строятся новые стены («верхний острог»). Общая длина их была более 2 км, и они охватывали город полукругом, концами упираясь в берег р. Белой. В «верхнем остроге» было уже шесть ворот — Казанские, Ильинские, Фроловские, Сибирские, Спасские и Успенские, получившие свои названия от располагавшихся рядом церквей и Успенского мужского монастыря. От этих ворот начинались и старинные уфимские улицы – Фроловская (ныне прибрежный парк), Ильинская (Фрунзе/Валиди), Казанская (Октябрьской революции), Сибирская (Мингажева). В кремле на месте сгоревшей деревянной Казанской церкви был построен каменный Смоленский собор во имя чудотворного образа Смоленской Божией Матери (собор освятили в 1616 г.). Смоленский собор, или Троицкая церковь, был первым каменным зданием города Уфы, по краю холма церковь раньше окружали стены старого Уфимского Кремля. В 1956 году по распоряжению тогдашних городских властей собор был взорван, как «аварийное здание».

Рис. 26. Смоленский (Троицкий) Собор - первая каменная церко

Смоленский (Троицкий) Собор — первая каменная церковь

Кроме городской ограды, полуостров, на котором стояла тогда Уфа, на 10-11 верст к северу от кремля был защищен засекою — земляным валом с рвом и палисадом, начинавшемся недалеко от Уфимского (Дудкинского) перевоза и доходившим до р. Белой (примерно в районе нынешнего торгового центра «Башкортостан»). В середине этой засеки была устроена сторожевая башня с воротами, от которой по всему протяжению засеки производились непрестанно караульные разъезды. 
Город Уфа состоял из 3-х частей: острога, посада и загородной части (пригорода). Жители обитали в основном на посаде и в загородной части. Острог — Троицкая (позже — Первомайская) площадь, где ныне стоит Монумент Дружбы. Она представляла собой деревянную (дубовую) крепость с башнями и рвом. Внутри крепости – Смоленская (Троицкая) церковь, воеводский дом, стрелецкая изба, съезжая изба (она же – тюрьма), хлебный государев двор и казенный двор. К острогу прилегали улицы — Посадская, Сибирская и Казанская, где и жила большая часть населения. Это были в основном стрельцы, число которых установить так и не удалось: при переписи 1647 г. уфимские стрельцы, «ослушав государева наказа, о себе сказки с великим шумом писать не дали». 
Большинство населения Уфы первоначально составляли служилые люди — стрельцы, подчиненные стрелецкому голове. Они делились на сотни во главе с сотниками, полусотни — во главе с пятидесятниками и десятки — с десятниками. Воеводскую канцелярию составляли подьячие, целовальники (сборщики податей), писцы и толмачи (переводчики с башкирского и татарского языков). В начале XVII в. в городе появляются и торговые люди — купцы. Среди последних выделяются так называемые «тезики» — купцы, приезжавшие сюда из Средней Азии, для которых в Уфе строились специальные дворы. Для них и для ногайских и калмыцких посланников, приходивших в Уфу, на берегу Белой (среди стрелецких дворов) ставили специальные избы для зимнего проживания. Тут же находился и Ногайский базар. А на левом берегу реки, напротив города – Ногайская сторона (или Поляна), где они останавливались станами в летнее время. 
С улицы Сибирской начинался путь на Сибирь, который шел через Дудкинский перевоз (ныне — район Трамплина).
Уфа в XVII веке была преимущественно военизированным городом. По переписи 1647 г. в ней значатся до 200 дворянских семей (родов), около 318 пеших и конных стрельцов, притом что общая численность уфимских обывателей в то время составляла примерно 800 душ мужского пола (т. е. более 70 % мужского населения города находились на военной службе). 
Вообще городовые (служилые) казаки изначально составляли неотъемлемую часть уфимских первопоселенцев, поскольку их присутствие в отряде воеводы Ивана Нагого указывается в источниках наряду со стрельцами, пушкарями и детьми боярскими. Главной задачей уфимских служилых людей, включая и казаков, была оборона восточных рубежей Русского государства от набегов кочевников — ногайцев и сибирских татар — которые почти до конца XVI века продолжали считать Башкирию своим улусом. Пользуясь неудачами России в Ливонской войне и обострением ее отношений с Крымским ханом, за которым стояла Турция, отряды кочевников стали нападать на башкирские аулы и кочевья, грабить их, убивать и угонять в плен людей. В 1575 г. сибирские царевичи Аблай (внук знаменитого сибирского хана Кучума) и Тевкель напали на Уфимский острог с целью его уничтожения. Нападавшие были отбиты уфимским гарнизоном, а при преследовании их конными казаками оба царевича попали в плен. С этой даты начинается отсчет государевой службы уфимских казаков.

Рис. 27. Знамя уфимских казаков, пожалованное царем Михаилом

Знамя уфимских казаков, пожалованное царем Михаилом

Первоначальная численность Уфимских казаков неизвестна. По переписи 1647 года в Уфе записано 43 казака, но по данным на 1681 год в уфимском гарнизоне числилось 165 конных казаков, а в конце XVII в. — уже 400. Топонимия города Уфы указывает на район размещения Уфимской казачьей станицы — это левый берег р. Сутолоки, напротив Уфимского кремля, вверх от которой начинается улица Будановская (ныне — Егора Сазонова), названная по имени первого уфимского казачьего атамана Буданова. А на плане Уфы 1761 г. на левом берегу Сутолоки, в северо-восточном углу Уфимского кремля обозначена казачья станичная изба. 
Фамилия еще одного из первых атаманов уфимских казаков — Черкалина — известна нам по старинному уфимскому преданию, художественно обработанному уфимской писательницей Е.С. Ефимовой. По легенде, разбойники захватили дочь атамана и некоторое время прятали ее в овраге, ограничивающем с востока мыс, на котором сейчас стоит памятник Салавату Юлаеву (городище Уфа IV). Уфимским старожилам этот овраг известен как Черкалихинский. 
За службу казаки получали жалованье по 9 руб. 37 коп. в год, провиант и земельные наделы в радиусе 15 верст вокруг города. Грамотой царя Петра Алексеевича от 1698 г. уфимским казакам в общинное пользование давались пастбища в пойме р. Белой и сенные покосы за реками Белой и Уфой, рыбные ловли от устья р. Уфы до Вавилова перевоза (ныне район ж/д вокзала).
В 1696 г. большой пожар уничтожил торговые лавки нижнего города, которые располагались на том месте, где сейчас находится пристань у Монумента Дружбы. Весеннее половодье сильно разрушило береговую линию, и базар был перенесен за кремль, на гору. 
Образ жизни уфимских обывателей в XVII в. был прост и незатейлив. Жили в небольших деревянных (как правило — липовых) домах, состоявших из двух изб, соединенных холодными сенями. Даже дворяне не отличались особым богатством. Например, уфимский дворянин Савин, выдавая замуж свою дочь за уфимского же дворянина Лопатина, дал за ней приданое: кроме мелких женских украшений, 2 телогрейки — китайскую и кумашскую, соболью шапку, 7 рубах, перину, баранье одеяло, мерина, 2 овцы и нетель. 
Поместья уфимских дворян располагались вокруг города на расстоянии от 2 до 30 верст. Имения были мелкие и, в общем-то, бедные. Только четыре дворянских рода – Крыловы, Каловские, Аничковы и Черниковы-Анучины — имели в своих имениях более пяти крестьянских дворов. Остальные помещичьи деревни (а их во второй половине XVII в. вокруг Уфы насчитывалось 97) имели не более пяти, а в большинстве — два и три двора. 
Почти все старые уфимские дворянские роды принадлежали к коренным русским и были присланы в Уфу по царским указам из Москвы, Казани, Астрахани, Стародуба и других мест. Кроме того, контингент уфимских дворян пополнялся и за счет новокрещенов (башкир и татар, принявших православие), которых за их службу «верстали» в дворяне. К таковым, в частности, принадлежали уфимские дворяне Ураковы, Каловские, Таганаевы, Сокуровы, Ваткеевы. 
Купечества, как особого сословия, в Уфе вплоть до конца XVII в. не было. Хотя торговали многие уфимцы, главным образом, стрельцы, которым этот вид деятельности был разрешен специальным указом царя Ивана Грозного. Лавки уфимских торговых («лавошных») людей располагались при устье речки Сутолоки и представляли собой небольшие постройки площадью 6-8 кв. м. За занимаемые лавками места «лавошные люди» платили ежегодный оброк в Государеву казну от 5 до 8 алтын (1 алтын = 3 копейки). Архивные документы донесли до наших дней имена первых уфимских торговых людей: Павлов, Колесников, Бессонов, Касимов, Вязьмитинов, Строшников, Никонов, Вощеников. 
В городе было два монастыря — Успенский мужской и девичий Рождественский и 9 приходских церквей.

27 июня 2013 Культура
Источник: http://natalvital.livejournal.com/471735.html

Еще новости