(Из личного архива) как мы «придумали» единый день голосования

Разыскивая в разных БД новые данные о своём дедушке по матери, гвардии старшине Мидхате Абдуловиче Багаутдинове, наткнулся на свой старый забытый текст 11 летней давности, в котором в качестве псевдонима использовал его имя. Думаю, он не обиделся, хотя теперь бы я выбирал псевдонимы понейтральнее, если бы писал такие заметочки.

Текст писался ещё в те времена, когда буквами можно было менять мир. По крайней мере так казалось (кстати, иногда это происходит и сейчас, хотя сейчас работают ролики и ивенты).

Шел 2002 год, через год истекали полномочия президента Башкортостана, выборы которого прошли летом 1998 года.

Мне было 29 лет и я мнил себя политтехнологом, считал эту работу интересной и перспективной, писал много текстов, которые как бы исподволь обозначали позицию заказчика для федерального центра через федеральную же прессу. Тогда еще не наступил окончательный постмодерн и не было такого адского информационного шума. Потому быть копирайтером было почётней чем сейчас. Некоторые мысли доносились до нужных ушей и через тексты.

Про Башкирию и из Башкирии писалось мало (примерно как сейчас про Калмыкию, Румынию или Хакасию — что вы про них знаете?) и потому все, что выходило в фед.прессе, попадало в соответствующие мониторинги. И даже поилетала «обратка» из Больших Домов, насколько мне известно. Ну или хочется так думать.

Мне из этого интервью на заданную тему нужно было вытащить обоснование необходимости и естественности переноса выборов Президента РБ на полгода вперёд. Такое было почетное для молодого человека ТЗ государственной важности, сообщённое мне в кабинете #2, пока будуший респондент терпеливо ждал в приёмной того же кабинета.

Юристы грамотные вытащили из закона «Об общих принципах организации исполнительной власти… в субъектах РФ», что не обязательно проводить выборы РОВНО через пять лет после прошлых выборов. Можно было двигать выборы в пределах полугода вперёд или назад, а это — как-никак 10% от всего срока полномочий. Ну и возможность влиять на явку — одно дело самостоятельные региональные выборы, другое дело — в один день с думскими или еще какими. Ну и вообще — или ишак, или падишах. Урожай, картошка, лето, зима, это все влияет на настроение людей. Больше, подчас, чем любая агитация.

Возможность отжевать ещё полгода — то был некий разрыв шаблона, как я понимаю, но нужно было обкатать эту версию на реакцию. Мало ли чего в Кремле скажут на такие вольности, пусть и законные?

В общем, как я понял, в Кремле на эту затею ругаться не стали. Зачем эта полугодовая отсрочка нужна была — можно только предполагать. Может, кто-то не успевал чего-нибудь доделать по оформлению собственности на крупные предприятия, может еще какая коньюнктура…

Потом, через полтора года стало ясно, что именно эти тактически отжёванные полгода пригодились «Кремлю», чтобы заслать в Башкирию две большие группы политтехнологов под сенью двух решительных и усатых выпускников Уфимского нефтяного, добившихся успеха.

Там изначально не было задачи, как я понял, сместить тогдашнего главу Бвшкирии.
Я успел доверительно опросить одного посвященного в проблематику «федерала», мол, у нас через год выборы, с Башкирией-то что будете мутить? Он призадумался на секунду и сказал — вывести вашего Бабая во второй тур, чтобы не чувствовал себя так уверенно, может, удастся подвесить его рейтинг, и «спасти» его в самом конце, чтобы был более управляемым.
В общем, кто помнит, так примерно и получилось. Уже в 2003-м.

Это было в те времена, когда самым громкими именем оппозиции был Аринин (его выдвижения всерьёз опасались), а самой жесткой газетой «Отечество».
Не было ни «Выбора народа», ни Башкир.ру, ни интернет-троллинга…
Каждая заметочка критическая называлось «аппазиция». Был расцвет «ыстабильности».

Тишь да гладь, благолепие. Ну разве что Суверенитет внезапно закончился, и прокуратура время от времени выносила протесты против самых самостийных пунктов региональных законов, которые спешно приводились в соответствие строящейся «вертикали власти». Регион оставался непаханой в политтехнологическом плане целиной.

Мы прикидывали с интервьируемым и так, и эдак, в итоге, как сечас читаю, додумались до смелой идеи Единого дня голосования….

«За выборы без скандалов»
«Труд», 1 марта 2002 года,
Мидхат Багаутдинов.

Председатель ЦИК Республики Башкортостан Барый Кинзягулов: «Если мы хотим обойтись без скандалов на региональных выборах, их надо сделать финансово неинтересными для политтехнологов».

Председатель Центральной избирательной комиссии Республики
Башкортостан считает, что выборы президента Республики Башкортостан должны быть перенесены на декабрь 2003 года и совмещены с выборами депутатов Госдумы России и депутатов Госсобрания республики.

— Даже не специалист может заметить некую странную
закономерность: чем богаче и перспективнее субъект Федерации, тем
больше скандалов и грязи выливается на избирателей в ходе
региональных выборов. С чем это связано?

— Все объяснимо. С одной стороны, такие регионы — лакомые
куски для разного рода финансово-политических групп, готовых
вкладывать в избрание "своего" человека фантастические средства.
С другой стороны, на "большие деньги", как воронье, слетаются
столичные пиарщики и политтехнологи всех мастей. Отрабатывая свой хлеб, они превращают целую республику, край
или область в полигон для грязных манипуляций. А местные
избирательные комиссии и правоохранительные органы, к сожалению,
не всегда успевают отреагировать соответствующим образом на
подобное "творчество".

— Но хуже всех приходится избирателю?

— Совершенно верно. Люди перестают понимать смысл происходящего, теряют интерес не только к конкретной кампании, но
и к самому институту демократических выборов. В итоге получается
замкнутый круг Из-за грязных манипуляций снижается явка на
участки для голосования. При низкой явке несоизмеримо возрастает
цена каждого голоса. Как следствие, в ход пускаются еще более
мощные манипуляции, чтобы выборы все-таки состоялись.

— Есть ли способы победить эту болезнь?

— На мой взгляд, их несколько. Во-первых, необходимо
совершенствовать избирательное законодательство. И шире
обмениваться опытом деятельности избирательных комиссий на
местах. Мы должны научиться вовремя распознавать "грязные
технологии" и иметь необходимый правовой инструментарий, чтобы
противостоять им. Во-вторых, если мы хотим избежать скандалов на
региональных выборах, их надо сделать финансово не интересными
для политтехнологов. В-третьих, нужно добиваться разумного
совмещения сроков федеральных и региональных выборов, чтобы
обеспечить максимальную явку избирателей.

— Что вы имеете в виду?

— Например, в нашей республике графики избирательных кампаний
разных уровней совпали так, что только в 2003 году жителям
Башкирии придется прийти на избирательные участки, минимум четыре
раза. Они будут выбирать депутатов Госдумы, обе палаты своего
республиканского парламента, депутатов в сельские, районные и
городские советы и президента республики. Кроме того, если
изменится порядок формирования Совета Федерации РФ, то число
бюллетеней может увеличиться.
И хотя республиканский избиратель голосует традиционно активно
(например, на выборах в Госдуму в 1999 году зафиксировано 73
процента явки, а на выборах президента Российской Федерации 2000
года — 80 процентов), в 2003 году нам вряд ли удастся каждый раз
зазывать столько людей на участки.

-Жизнь может превратиться в череду шумных выборов. Есть ли
разумный выход?

— Провести все выборы в один день. Даже если каждый гражданин
проведет на избирательном участке чуть больше времени, чем
прежде, заполняя несколько бюллетеней, все равно для него это
будет удобнее, чем голосовать четыре раза в году.

— Федеральный закон позволяет это?

— Передвигать дату проведения тех или иных выборов в пределах
12 месяцев правомерно. Традиционное внимание населения к думским
и президентским выборам, несомненно, повысит явку избирателей.
Чем большее количество избирателей реализует свои основные
гражданские права, тем убедительнее будут результаты их
волеизъявления. Тем больший кредит доверия получат избранники.
Вдобавок на участках во время проведения думских выборов
традиционно работают наблюдатели от различных партий и
кандидатов, от международных организаций. Такой контроль
затруднит попытки манипуляций с голосами. Он — дополнительная
гарантия чистоты и достоверности результатов выборов.

— Совмещение выборов сэкономит бюджетные деньги?

— На проведение выборов в каждый субъект Федерации
направляются десятки миллионов рублей, расходуются немалые
региональные деньги. Только в Башкирии для обеспечения
волеизъявления почти трех миллионов избирателей разворачивается
около 3500 участков и работает около 40 тысяч членов
избирательных комиссий. Очевидно, что совмещение федеральных,
региональных и муниципальных выборов позволит сэкономить немалые
бюджетные средства.
И наконец не стоит забывать, что не за горами — в марте 2004
года — выборы президента России, где необходимо волеизъявление
максимального количества граждан. И к этому сроку важно не
растерять интерес избирателя.

10 мая 2013 Политика
Источник: http://shamil.livejournal.com/46565.html

Еще новости