Как организованы системы оповещения в случаях чрезвычайных ситуаций в мире

Хотя в настоящее время технологический прогресс зашел довольно далеко, мы не в силах что-то противопоставить силам природы. Нет, конечно, люди уже давно строят берегозащитные сооружения, дамбы и прочие сооружения, которые призваны в некоторых случаях оградить людей от потенциальных опасностей, а в других случаях — свести потери к минимуму. Но, тем не менее, против явлений природы нельзя ничего сделать, когда их масштабы достигают огромных размеров (например, Япония 2011 года). В таких случаях, когда нельзя ничего сделать против землетрясения, наводнения, цунами и прочих катаклизмов, на первый план выходят системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Во времена глобальных изменений мир стремится к адаптации к неизбежным изменениям. Расширение засухи в южной Европе и Африке (южнее Сахары), увеличение числа стихийных бедствий, тяжелых и более частых наводнений, которые могут поставить под угрозу низменные острова и дельты рек Южной Азии — все это приводит к дополнительным экологическим стрессам и социальным кризисам в регионах, уязвимых к стихийным бедствиям.
Существующие системы раннего предупреждения (СРП) организованы во многих странах в соответствии с типом экологических угроз. Они направлены на: качество воздуха, лесные пожары, ядерные и химические аварии, опасные геологические явления (землетрясения, цунами, извержения вулканов, оползни), гидро-метеорологические опасные явлений (опустынивания, засухи, наводнения, воздействия изменчивости климата, суровые погодные условия, штормы и тропические циклоны).
Раннее предупреждение (EW) является не чем иным, как "обеспечением своевременной и эффективной информацией населения через определенные учреждения". Это позволяет людям, подвергающимся опасности, принять меры, чтобы избежать или уменьшить их риски и подготовиться к эффективному реагированию.
Идеальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях состоит из четырех основных элементов:
1. Оценка рисков.
Оценка рисков предоставляет необходимую информацию для определения приоритетов для смягчения последствий и стратегии профилактики и проектирование систем раннего предупреждения.
2. Мониторинг и прогнозирование.
Системы с мониторинга и прогнозирования дают возможность своевременно оценить потенциальные риски, с которыми сталкиваются общины, экономики и окружающая среда.
3. Распространение информации.
Системы связи, необходимые для "доставки" предупреждения в затрагиваемые места, чтобы оповестить местные и региональные правительственные учреждения. Сообщения должны быть надежными и простым для понимания власти и общественности.
4. Ответ.
Координация, хорошее управление и соответствующие планы действий являются ключевым моментом в эффективной системе раннего предупреждения. Кроме того, повышение осведомленности общественности является важнейшим аспектом смягчения последствий стихийных бедствий.
Выход из строя любой части системы будет означать провал всей системы. Например, точные предупреждения не будут иметь никакого воздействия, если население не готово, или если оповещения получены, но не распространяются на население.
Основная идея раннего предупреждения заключается в том, чтобы как можно раньше и точнее предсказать долгосрочные потенциальные риски, связанные с природными и человеческими опасностями. Чем раньше мы получим прогноз, тем больше вероятность того, что мы сможет управлять и смягчить последствия стихийных бедствий, их воздействие на общество, экономику и окружающую среду.

Виды опасности

Опасности могут быть связаны с двумя типами событий: текущие и быстрые/внезапные и "ползучие" угрозы.
1. Текущие и быстрые/внезапные.
Они будут включать такие опасности, как: аварийные разливы нефти, неудачи ядерных заводов, химических заводов, атомных электростанций (привет, Чернобыль) и несчастные случаи, такие как случайные выбросы химических веществ в воздух или в реки и водоемы, геологические опасности и гидрометеорологические опасности (за исключением засухи).
2. "Ползучая" опасность.
Инкрементные, но долгосрочные и кумулятивные изменения окружающей среды, которым обычно уделяется мало внимания в ранних этапах, но которые, с течением времени, могут привести к серьезным кризисами. К ним относятся такие вопросы, как: качество воздуха и воды, загрязнение почвы, кислотные дожди, изменения климата, процессы опустынивания (в том числе эрозии почв и деградации земель), засухи, изменения экосистемы, обезлесения, утраты биоразнообразия, радиоактивные отходы, береговая эрозия, давление на живые морские ресурсы, быстрый и незапланированный рост городов, охрана окружающей среды и здоровья (новых и вновь возникающие инфекционные заболеваний),изменения почвенно-растительного покрова и т.д.
Такие "ползучие" изменения часто остаются без внимания политиков. В конце концов, пренебрежение "ползучими" изменениями может обернуться кризисом, устранение которого является более дорогостоящими, чем устранение угрозы в стадии ее развития.

Системы раннего предупреждения: оперативные аспекты

После последних событий, произошедших в странах на побережье Индийского океана (землетрясение и цунами 2004 года) и в Японии (землетрясение и цунами с наводнением в 2011 году), многие страны всерьез задумались о том, как минимизировать людские и экономические потери в случае возникновения нового чрезвычайного происшествия. В таких странах, как Тайланд, строителей, которые собираются воздвигать отели и дома в прибрежном районе, заставляют строить здания, соответствующие определенной категории сейсмостойкости. Есть и другие варианты смягчения последствий чрезвычайного происшествия, но все-таки самым важным аспектом являются системы оповещения. Системы раннего предупреждения способствуют снижению экономических потерь и уменьшению количества травм или смертей от бедствия, путем предоставления информации, которая позволяет отдельным лицам и общинам защитить свои жизни и имущество. Информации раннего предупреждения дает людям возможность принимать меры, когда бедствие неминуемо. Системы раннего предупреждения дают существенные преимущества.
Эффективные системы раннего предупреждения, которые сейчас можно встретить в развитых странах, таких как США и Япония, охватывают все аспекты действий подразделений по чрезвычайным ситуациям. Это такие действия, как: оценка риска, мониторинг и прогнозирование местоположения и интенсивности стихийных бедствий, оповещения властей и потенциально затрагиваемые стихийным бедствием территории.
Все эти аспекты должны быть включены в систему раннего предупреждения. Как правило, системы раннего предупреждения некоторых стран не имеют одного или нескольких элементов. В самом деле, обзор существующих систем раннего предупреждения показывает, что в большинстве случаев системы связи и адекватные планы реагирования отсутствуют.
Мониторинг и прогнозирование является лишь частью процесса раннего предупреждения. Этот шаг обеспечивает получение информацию по процессу раннего предупреждения, которая должна быть распространена среди тех, кто несет ответственность за реагирование.
Раннее предупреждение может распространяться на целевых пользователей (в небольших поселениях) или на большую группу людей, регионы или средствах массовой информации.
Своевременность часто находится в конфликте с желанием иметь надежные прогнозы, которые становятся более точными, так как системы мониторинга постоянно развиваются. Существует поэтому неизбежный компромисс между количеством времени для предупреждения и надежностью прогнозов предоставляемых системой оповещения. Исходный сигнал оповещения может быть направлен на то, чтобы дать максимальное количество времени на реагирование, но вряд ли в таком случае удастся добить высокого уровня точности прогноза.
Следует понимать, что каждое предсказание является прогнозом, связанным с неопределенностью. В связи с этим, вполне возможно, что может быть принято неправильное решение.
Принимая все это во внимание, система может допустить два вида ошибок:
1. Несвоевременное предупреждение
2. Ложное предупреждение.
Теперь давайте обратим внимание на то, как ведет себя система при том или ином виде чрезвычайной ситуации.

Цунами

Цунами представляет собой серию волн, вызванных подводными землетрясениями, оползнями, извержениями вулканов или подводными взрывами. Цунами может иметь разрушительные последствия для прибрежных районов.
Цунами в Индийском океане в декабре 2004 года убило 220000 человек, а 1,5 миллиона человек осталось без крова. Это событие только подчеркнуло пробелы и недостатки в существующих системах предупреждения о цунами. В ответ на происшествия в Индийском океане, в июне 2005 года Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) вместе со своими государствам-членам в целях осуществления координации системы предупреждения о цунами для Индийского океана, северо-востока Атлантики, Средиземноморья и Карибского бассейна, предприняла усилия для развития этих систем. Германо-индонезийская система предупреждения о цунами в Индийском океане претворилась в жизнь. Главные ее особенности — автоматическая обработка данных с помощью соответствующего программного обеспечения, а также подводная связь для передачи данных о давлении на океаническом дне.
Стоит отметить, что в апреле этого года данная система успешно справилась с предупреждением о землетрясении и цунами в районе Индонезии.

Наводнения

Наводнения часто вызваны сильными штормами, тропическими циклонами и торнадо. Количество наводнений в мире продолжает неуклонно расти. Они становятся вместе с засухами самыми смертоносными стихийными бедствиями в последние десятилетия. Увеличение наводнений также связано с изменчивостью климата, которая вызвала увеличение количества осадков в некоторых районах Северного полушария.
Наводнения могут быть смертельно опасны, особенно когда они приходят без предупреждения. В настоящее время наводнения контролируется по всему миру обсерваторией Dartmouth, которая обеспечивает общественность основной информацией об этих катаклизмах, спутниковыми снимками и расчетными данными. Орбитальное дистанционное зондирование (системы AMSR-E и QuickScat) используется для обнаружения и отображения основных наводнений по всему миру. Спутниковые микроволновые датчики могут контролировать в глобальном масштабе и на ежедневной основе увеличение уровня поверхностных вод. Обсерватория Dartmouth обеспечивает информацией и спутниковыми изображениями крупных наводнений по всему миру, но не обеспечивает прогнозами наводнений или количества осадков, что могло бы позволить предупреждать о наводнениях за несколько дней до события.
В США специальное учреждение NOAA наблюдает за условиями в крупных речных бассейнах и прогнозирует значения осадков для рек в Соединенных Штатах. NOAA также предоставляет информацию про чрезмерное количество осадков, которое может привести к затоплению и, при необходимости, выдает предупреждение в течение 6 часов.
На местном уровне существует несколько автономных систем предупреждения, например, в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Никарагуа, Зимбабве, Южной Африке, Белизе, Чехии и Германии. Тем не менее, они не обеспечивают доступ общественности к информации.
Европейская система оповещения о паводках (EFAS) обеспечивает раннее предупреждение о наводнениях. Тестирование EFAS в настоящее время осуществляется на Дунайском бассейне, уделяя особое внимание системе калибровки и валидации. Ожидается, что EFAS сможет выдавать ранние предупреждения о наводнении за 10 дней до его наступления.
Хотя наводнения являются самыми смертоносными стихийными бедствиями, которые сегодня растут в количестве, исследования показывают недостаточный охват системы предупреждения о наводнениях и систем мониторинга, особенно в развивающихся или наименее развитых странах, таких как Китай, Индия, Бангладеш, Непал, Западная Африка и Бразилия.
Будем надеяться на то, что в скором времени системы раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях будут отлично работать во всем мире, и мы не будем больше удивляться тому, что во время какого-то наводнения или цунами погибло так много людей.
 

13 декабря 2012 Разное

Еще новости