Как закалялось «черное золото»

 История Ишимбайского месторождения. 

«Несколько часов назад на буровой 702… ударил нефтяной фонтан. В течение четырех часов он выбросил 50 тонн нефти», — писала «Красная Башкирия» 16 мая 1932 года. Именно этот день считается официальной датой начала развития флагманской отрасли промышленности Башкортостана, коренным образом изменившей развитие региона на все последующие десятилетия. Более того, нефтяные фонтаны, забившие на ишимбаевской площадке, имели решающее значение для успешного развития всего Урало-Поволжья.

16 мая произошло семь нефтяных выбросов продолжительностью от 3 до 20 минут. После этого уже никто не сомневался в дальнейших перспективах первого башкирского месторождения «черного золота». Таким образом, три сотни лет работы ученых и промышленников страны — гипотезы, предположения, разведка, пробные бурения, споры и доказательства — дали свой положительный результат. Не подвела и техническая база. Началось динамичное развитие нефтяной промышленности.

Знаменитая 702-я скважина была передана в эксплуатацию 12 июня и за 10330 дней она выдала 37885 тонн нефти. Вскоре после первого фонтана между Волгой и Уралом были обнаружены десятки нефтяных районов. Здесь создавалось, как тогда говорили, «второе Баку».

В первое время основное внимание было сосредоточено на разработке открытых залежей.
Дальнейшее бурение на левом берегу Белой к 1934 году позволило обнаружить притоки нефти еще в семи разведочных скважинах, причем, суточный дебит скважины №714 оценивался уже в 400 тонн, скважина №707 фонтанировала периодически с дебитом около 30 тонн в сутки, скважина №724 давала 350 — 400 тонн. Рост добычи был по тем временам колоссальный, и уже в 1936 году республика заняла третье место в Советском Союзе по объему добываемой нефти.

Мощность вскрытых нефтеносных известняков составляла от нескольких десятков до 320 метров.
Для развития ишимбаевского района решающее значение имели транспортные связи. В это время нефть транспортировали в бочках на автомашинах и даже телегах. Через реку Белую построили деревянный мост, позволивший улучшить сообщение между западным и восточным участками промысла. Но это не изменило общей ситуации. Району была остро необходима железная дорога. В связи с этим 5 июля 1933 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о строительстве пути Уфа — Ишимбаево протяженностью 177 км.

Работы начали осенью 1933 года. Железная дорога планировалась как участок будущей магистрали Пермь — Уфа — Оренбург. Первый эшелон за нефтью пришел в ночь с 30 сентября на 1 октября 1934 года.
Сразу же после открытия ишимбайской нефти возник и вопрос ее переработки. Еще в конце 1932 года на промысле по инициативе местного новатора Ф.П.Похлебаева была создана примитивная кубовая установка, которая позволяла удовлетворять потребности нефтеразведки в горючем. Некоторые документы свидетельствуют, что это была первая нефтеперегонная установка на Урале.

Ветеран Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода Ф. А. Кулбаев вспоминал: «Пятитонный резервуар обложили кирпичом, обмазали. Змеевики опустили в озеро Кара-Куль. Подвели под резервуар форсунки и зажгли факелы. Начали перегонку нефти малограмотные, технически не обученные кадры. Похлебаев сутками не отходил от кубовой установки, учил нас, так как мы не знали даже, в какую сторону повернуть штурвал задвижки».

В первые дни установка давала по 750 литров бензина, но уже во второй половине 1933 года — до 15 тонн бензина в сутки. Конечно, это был весьма «условное» топливо, с низким октановым числом и высоким содержанием серы, но его производство с первых же дней значительно облегчило жизнь промысловиков, обеспечив «сапожников сапогами».
Продолжая работать в этом направлении, в 1933 — 1934 годах нефтяники расширили и перестроили установку, создав опытный завод. В августе 1936 года коллектив провел подготовительные работы, а в сентябре осуществил пробный пуск. Весь комплекс сооружений Ишимбайского нефтеперегонного завода был принят государственной комиссией 23 декабря 1936 года. Таким образом в республике зародилась нефтеперерабатывающая промышленность.
В мае 1936 года началось строительство для того времени самого северного в нашей стране нефтепровода Ишимбаево — Уфа, рассчитанного на перекачку местного сырья. Проложенный через глубокие изрезанные долины, нефтепровод пересек в нескольких местах железнодорожный путь, прошел по дну нескольких рек, в том числе Белой. Наконец 14 ноября 1937 года он был принят в эксплуатацию.

С того времени, как в Башкортостане началась промышленная разработка нефти, район практически постоянно получал новых специалистов и рабочих, которым необходимо было как минимум временное жилье. 29 марта 1934 года вышло в свет постановление Президиума ЦИК БАССР «Об организации рабочего поселка ишимбаевских нефтепромыслов», объединившего десяток новых рабочих поселений, большие и малые башкирские деревни: Ишимбаево, Ирек, Кызыл Батыр и Юрматы Аллагуватского сельсовета Стерлитамакского района, Смакаево и Буранчино Макаровского района. Всего в зоне формирования будущего города находилось свыше 30 населенных пунктов. Спустя год в поселке проживало уж более 10 тысяч человек, но коренного улучшения жилищно-бытовых условий не произошло, Ра¬бочие в течение нескольких лет жили в землян¬ках и бараках, построенных как временное жилье. В начале 1935 года в постоянных домах поселка проживало лишь 18,3% людей, в бараках — 14,4, в землянках — 37, в близлежащих деревнях — около 20. Многим приходилось приезжать на работу из Стерлитамака.

Часть рабочих до ноябрьских морозов ютилась в палатках — по 50 человек в каждой, пока их не переселили в бараки и землянки. Это были в основном сезонные рабочие и колхозники. В каждой комнате засыпного барака размешались по три, а иногда и по пять семей с детьми. Скученность и антисанитарные условия приводили к различного рода болезням; среди рабочих нередки были случаи заболевания тифом. Таких больных перевозили в Стерлитамак, потому что на промысле не хватало врачей, отсутствовали медикаменты.

Но несмотря на все трудности за 1932 — 1937 годы добыча нефти на Ишимбайском месторождении поднялась с 4,5 тыс. до 962 тыс. тонн. В общесоюзной добыче нефти удельный вес Башкортостана вырос с 0,1% до 3,5%. Именно в этот период жизни промысла произошел ряд важных событий.
Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета «Об образовании новых районов в Башкирской АССР» от 20 марта 1937 года рабочий поселок Ишимбаево стал центром Ишимбайского района. В него вошли земли Макаровского района (Кусяпкуловский и Байгузинский сельсовет), Наумовский сельсовет, выделенный из Стерлитамакского района. В 1938 году в Ишимбайском районе был открыт новый нефтеносный массив (южный), что резко подняло добычу сырья.

22 августа 1939 года состоялось заседание президиума райисполкома, которое «решило просить Президиум Верховного Совета БАССР удовлетворить ходатайство нефтяников о переименовании поселка в город; присвоить название городу Нефтеград».

После одобрения обкомом партии, на заседании 17 сентября 1939 года было направлено ходатайство в Президиум Верховного Совета РСФСР об удовлетворении просьбы нефтяников. 10 февраля 1940 года вышел Указ «О преобразовании рабочего поселка Ишимбай в город и о ликвидации Ишимбайского района Башкирской СССР. Таким образом, центр нефтедобычи республики сохранил свое историческое название.
За год до начала Великой Отечественной войны описанные выше события имели особое значение для всей страны. В Башкортостане сформировалась производственно-сырьевая база для обеспечения военной техники горюче-смазочными материалами.

13 декабря 2012 Разное
Источник: http://bashneft-80.livejournal.com/1692.html

Еще новости