Музыковедческое: мнение дилетанта

 Сегодня мне в очередной раз задали интересный вопрос о моих музыкальных пристрастиях. Вопрошающий поинтересовался о причинах, по которым я, обладая достаточно широким музыкальным кругозором, уделяю большую часть внимания примитивным по своей сути формам и жанрам.

Человеку я ответил достаточно коротко и просто. Здесь же я постараюсь подробно, пусть и жутко утрированно, расписать своё видение музыки, как глобального культурного явления.

Когда ты исследуешь какую-то часть человеческой культуры, наступает момент, когда становится необходимо разложить часть накопленной информации по полочкам. Определённая доля нигилизма и жажда познания заставляет меня разрабатывать собственные, несколько примитивные в силу отсутствия профильного образования, классификации. Согласно одной из них, мировая музыка стоит на трёх китах, являющихся некими глобальными сценами.

Кит № 1


Первым и самым главным "китом" я заслуженно называю поп-сцену, придавая этому понятию гораздо более широкое значение, нежели большая часть музыковедов и музыкальных критиков. В глобальном (ОК, вероятно, я немного о*уел) некотором понимании, к поп-музыке можно отнести около 95% современных исполнителей. В их круг умещаются и "протестующие" панк-волны, и иронизирующая хипстота, и пафосные металхеды, и труженники поп-музыки (никакой рекурсии, речь о музыкальном жанре с чётко сформированными признаками), и говноподобные русские шансонье, и разнообразные народные исполнители со всего света. 

Вне зависимости от форм и жанров, представители современной поп-сцены занимаются тем, чем испокон веков занимались музыканты: они выражают свои мысли и эмоции, ведут диалог со слушателем и вкладывают идеи в свои творения. Конечно, иногда (всё чаще?) их цели становятся несколько иными, и поп-исполнители начинают гнаться за звонкой монетой, но это лишь частный случай. Заметный, но культурно совершенно незначительный. Таким образом, именно поп-музыку можно назвать основной движущей силой всей музыки как таковой. Вот только без поддержки двух других китов, она бы, увы, затонула.
Если проводить аналогии, к примеру, с фотографией, то типичный представитель этой сцены просто снимает то, что ему хочется показать другим людям, не слишком заморачиваясь на технике, освещении и т.п.


Кит № 2

Вторым китом, безусловно, является сцена академическая. Академисты исследуют и структурируют накопленный поп-исполнителями опыт, рассматривают закономерности и составляют методологическую базу. Для чего? Для того, чтобы довести сложившиеся традиции до совершенства. Создать идеальный музыкальный шедевр, или же максимально к нему приблизиться. Раскрыть потенциал новых приёмов и новых инструментов, и возвести новую планку для всей мировой музыки. Форма здесь чаще всего безоговорочно доминирует над содержанием, но в этом нет ничего плохого: мировая культура наглядно демонстрирует нам то, что сложным идеям сложная форма зачастую не нужна. Однако, запал академических музыкантов очень быстро бы угас, если бы не существовало двух других китов.
Если бы музыкант-академист был фотографом, то он бы снимал банальные цветочки, полянки, кураистов и невест с голубями, но делал бы этого настолько правильно, выверенно и профессионально, что даровал бы своим зрителям гарантированный эстетический оргазм.

Кит № 3

Наконец, третий кит — это экспериментальная сцена. Идейно музыканты-экспериментальщики близки к академической когорте, однако их отличает чёткая направленность на будущее. Фактически, экспериментальщики ищут новые формы, придумывают новые инструменты, разрабатывают новые (или раскапывают забытые) музыкальные лады. Точно так же, как и академисты, они могут пользоваться в своих изысканиях сугубо "научным" подходом, а могут намеренно применять волшебный метод антинаучного тыка.
Разумеется, экспериментальный пласт любого вида искусства, словно магнитом притягивает к кучу бездарей, нигилистов и индивидуалистов. Некоторые из них добиваются успеха. Некоторые — признания. Совсем немногие — и того, и другого. Неподготовленный слушатель, который окунается в это болото, либо выныривает оттуда, чтобы в ужасе убежать и никогда более не возвращаться, либо превращается в зомбированного сноба-ротозея наподобие тех, кто видит огромную художественнуюценность в "Чёрном Квадрате" Малевича. Тем не менее, именно экспериментальная сцена питает академическую и поп-музыку новыми идеями, выводя их из стагнации.
Если бы музыкант-экспериментальщик нашёл фотоаппарат, он бы нацепил на него четыре объектива и нырнул бы под воду снимать лунный пейзаж в свете подвешенной над озером керосиновой лампы.

Разумеется, чётких границ между этими сценами не существует, иначе не было бы постоянного симбиоза. Более того, выделяются целые когорты музыкантов, творящих на стыке двух, либо даже всех трёх сцен (последних, правда, единицы, да и то с натяжкой).

Но это ещё не всё

Существует ещё и 4-й кит. Самый древний из китов, неожиданно получивший мощное перерождение в XX веке, и оказавший немалое влияние на остальные сцены. Имя ему — прикладная музыка. Изначально это были ритуальные песнопения, молитвы и строевые песни. Сегодня к ним добавляются всевозможные саундтреки и клубная танцевальная музыка, которая, впрочем, по ряду критериев уже перешла в рамки поп-сцены. Задачи "прикладных" музыкантов — создание аудоипроизведений с определёнными задачами: заставить людей танцевать, подчеркнуть происходящее на экране, мотивировать голосовать за Ельцина или поскорее покинуть готовящийся к закрытию ресторан. Принято считать, что такая музыка не имеет художественной ценности и не существует в отрыве от своей функции. Тем не менее, практика показывает нам, что некоторые произведения не соответствуют этому критерию: люди начинают слушать их в отрыве от контекста, и испытывают при этом какие-то эмоции. И совершенно точно подобные "прикладные" музыкальные экзерсисы оказывают мощное влияние на мировую музыку в целом.
Традиционно, "прикладной" музыкант с фотоаппаратом предпочёл бы снимать репортажи, или, например, другой фотоаппарат.

Высказываемся и критикуем?

13 декабря 2012 Культура
Источник: http://cardinalgray.livejournal.com/144016.html

Еще новости