Никакой политики. Ханука. Я среди евреев. Танцую. Подпеваю. Фотографирую…

 1

Постепенно подъезжают автомобили с символами Хануки.
И  я  вместе с евреями жду, когда зажжётся менора — девятисвечник.

2

А пока зачем-то вспоминаю библейскую легенду о запретном плоде.
Навеяло, наверное, яблочком на дереве, которое появилось в парке "Волшебный мир", что неподалёку.

3

Появляется Дан Кричевский… Через несколько минут он поздравит пришедших на площадь
имени Ленина с праздником света,  и зажжётся менора….

4

Менора таки зажглась!

5

Звучат роскошные еврейские мелодии, все танцуют, радуются свету…

6

"Стенка, только стенка не услышит такую музыку!" — сказал бы Тевье-молочник.
Звучит "Хава-Нагила". Звучит "Семь-сорок"!

7

Почему бы и под "Сонины именины" не потанцевать?!

Эй, собирайтесь-ка, блондины и брюнеты,
А Витька рыжий будет речь толкать.

У нашей Сонечки сегодня именины,
И вся Одесса уж должна об этом знать.

8

А как же без пиротехнического шоу и…

9

… без фейерверка?!

10

Свет, радость…

11

А малышка пугается грохота. Заботливый папа Кричевский уносит девчушку в тихое место

12

А здесь — лотерея!

13

Все веселятся, а до него, убогого, и дела нет…

14

Ханукальные кареты поданы! Они будут катать детей по городу.

15

Мирон, ну как же ты забыл, что в эти минуты "Салават Юлаев" играет с "Югрой"?!

А то, что я писала о Хануке в прошлом году, вы можете прочитать здесь: 
https://trishurupa.ru/content/khanuka-ya-sredi-evreev-nikakoy-politiki.html 
или прямо здесь. 

Ханука. Я – среди евреев.  Никакой политики!

Конечно, я  слышала о Хануке.Но ни разу не отмечала этот праздник вместе с евреями. И думать не думала, что буду слушать рассказ Эллы  Молочковецкой о Хануке!

Итак, ханукальные свечи зажжены!

Ученики воскресной школы поют, но я не понимаю ни слова. Многие тоже не знают перевод этой песни.  Но кто-то убеждает меня: «Это песня радости!».  Какой смысл искать мне сейчас истину? Евреи довольны, и я таки радуюсь! Потом со сцены будет звучать ещё одна песня на иврите, – и я уже без труда пойму, о чём она, – о Хануке, празднике Света! И вы бы тоже поняли – я вам это обещаю! И вы бы запомнили, что этот исторический праздник связан с особым событием – кувшинчиком с маслом… 
–Я Антиох, король справедливый! Я очень умён и, конечно, красивый!
– Врёт и не краснеет!
Уже первые диалоги из спектакля «Дороже жемчуга и злата»  возвращают нас во времена Антиоха, который  запрещал учить евреям Тору… При нём конфликт между мощной властвующей Грецией и  порабощенной Иудеей усиливается. Антиох запретил евреям даже учить Тору, хотя они всё же исхитрялись это делать, придумав игру в волчок, куда и прятали  священную молитву. Давление со стороны греков было очень велико, многие евреи, говорят, сдавались грекам… Однажды  греки вошли во двор Святилища и осквернили его. Они осквернили масло и менору. 
В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. 
Предание гласит, что, поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. Так проявилась неугасимость веры.  В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи:
одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

Сегодня в сказке герои искали свечу, искали невесту для Иосифа, танцевали… «Если у тебя ума палата, ты сам дороже жемчуга и злата!». О, смысл этой особой сказки так понятен! К слову, Гита Львович, рассказывая о воскресной еврейской школе, напомнила всем, что многие выпускники этой школы стали известными персонами. Например, Алекс Сельский работает помощником Нетаньяху! 
После спектакля – лотерея. Зрители  выигрывают ручки, книжки, альбомы! Но мы-то помним, что директор еврейской воскресной школы Вячеслав Шуфенгауэр вот-вот должен привезти пончики! И пончики, посыпанные сахарной пудрой, облитые шоколадной глазурью, не заставляют себя долго ждать! Директор приглашает всех к столу. Проголодавшиеся артисты за обе щёки уплетают ханукальное лакомство. 
Пиротехническое шоу в честь Хануки стало венцом события. 
 

А эту статью я написала уже давно…

РАНДЕВУ С ТЕВЬЕ-МОЛОЧНИКОМ

Плачет и смеется скрипка в руках Леонида Сонца,  потомственного клезмера, заслуженного артиста Республики Татарстан, художественного руководителя ансамбля клезмерских (свадебных) музыкантов «Симха» из Казани. И оживает еврейское местечко, и чудится, что кто-то там уже и в пляс пустился.  «Попурри» сменяют американские еврейские мелодии, мелодии румынских и  польских евреев,  ну а потом —  игривый «Стаканчик виски»… Посчастливилось мне послушать  музыку клезмеров лет пятнадцать назад. Было это в уфимском дворце УЗЭМИК,  на пятилетии республиканского общества еврейской культуры «Штерн».Кларнет, гитара, ударные,  фортепиано и – волшебный смычок.  «Мелодия варшавского гетто» –  мурашки по коже, «Одесская еврейская песня» – призыв… посумасбродничать. Что ж, «если ребе поёт – сатана исчезает». Боже, что может сотворить с человеком музыка!
Тишина в зале. Клезмерский ансамбль «Симха» исполняет один из священных напевов, передающихся из поколения в поколение, — «Плач Израиля». За «Плачем» следует современная израильская песня, обращенная к Богу.  Совсем не трудно догадаться, что слышится в ней. Ну а затем —  и  «Тум-балалайка», и «Ты у меня такой красивый», и «Я всю себя до капли отдала»…  В какой-то миг показалось, что начинает исчезать языковой барьер.              
  «Стенка, только стенка не услышит такую музыку», — сказал бы Тевье-молочник. Звучит «Хава-нагила». Тут действительно нужно  покрепче держаться за ручки кресла, иначе рискуешь не удержаться – пойдешь танцевать.  «Чуть заиграли скрипки – сразу у всех улыбки»…  Где-то прочла, что по тому, сколько в доме скрипок, узнавали, сколько в еврейской семье сыновей.
       Побывала я на концерте ансамбля маэстро Сонца с благословения…  Шолом-Алейхема.  К тому времени мне уже была знакома  и  библейская новелла «Песнь Песней»,  и   «Суламифь» Куприна, а вот  юношеский роман «Песнь песней» Шолома Алейхема ещё не читала.  Знала о Суламифь, но не знала о Бузе.  И вот наконец знакомство с Эстер-Либой, Либой, Либузей, Бузей, мальчиком Мотлом, Касриловкой, Егупцом,  «Блуждающими звездами» и, конечно, с Тевье-молочником, «большим знатоком Священного писания»,  состоялось…
 Великолепен был в роли Тевье Михаил Ульянов, но ведь и уфимский Тевье-молочник – Борис Шнейдер –    тоже не лыком шит!  Знал-таки режиссер народного театра Петр Шеин, кого брать на главную роль.
Недавно, увы, уже без Шеина, мы смотрели поставленную им весёлую пьесу «Не верь глазам своим». Может быть, дождёмся того счастливого момента, когда театр «Третье поколение» имени П.Шеина снова обратится к «Поминальной молитве» Григория Горина.
  Парадокс, но после  Священного писания в трактовке Тевье, кажется, легче стало читать Ветхий и Новый завет. Более того —  в моей библиотечке появилась роскошная «Библейская энциклопедия», «Библейские истории» Густава Гече. Тогда-то я узнала, что наша филармония – бывшая Уфимская синагога. Помню, как еврейская община боролась за свою синагогу, а сейчас имеет Еврейский общинный центр.  Понятнее стали  библейские афоризмы, история еврейского народа, яснее суть слов  «талмуд»,  «пасха». Тогда я работала в школе и решила провести открытый урок по творчеству Шолом-Алейхема. А в портфелях моих учеников тем временем появлялись  и «Мальчик Мотл», и «С ярмарки», и «Песнь песней»…  Откуда во времена бескнижья родители доставали  эти книги – до сих пор загадка.  А вот Жанна Гарбер и Соня Сендерович обнаружили в своих домашних  библиотеках даже собрания сочинений Шолом-Алейхема.
   Позднее я узнала о существовании в Уфе воскресной еврейской школы, побывала на уроках иврита, написала пару-тройку статей. Благодаря  директору воскресной школы Азриэлю Вайсману познакомилась с краткой антологией в переводах с иврита «Тридцать три века еврейской поэзии». Почему-то именно стихотворение Леи Гольдберг «Выходной» («Я сегодня беру выходной у тоски…») из этого сборника  появилось на моей домашней страничке в интернете.  В моей  библиотечке есть «Еврейские анекдоты» в стихах. Вот один из них:

–  Студент  Сигал, вы так бледны.
 Решайтесь. Вот они – билеты.
 Мои вопросы вам страшны?

–  Нет, мне страшны мои ответы.

  Уже давно знаю о писательнице Бэл Кауфман, внучке Шолом- Алейхема, но вот прочитать  все её произведения не удосужилась… Многие, я так думаю,  знакомы с  оригинальным романом-бестселлером Бэллы Кауфман о школе,  учениках и учителях «Вверх по лестнице, ведущей вниз».    В подобных случаях Тевье-молочник мог бы обронить: «Азъ недостойный», но он выдаёт   свой собственный  перл: «Живешь, прости Господи,  в деревне, грубеешь, некогда ни в книгу заглянуть, ни главу из Священного писания повторить». Знаменитая внучка знаменитого писателя – личность необыкновенно многогранная. Недавно прочитала очень интересное интервью с ней. «Если бы кто-нибудь рядом аплодировал мне, я бы больше написала» – в этом вся Бэл Кауфман. Даже в преклонные годы она любила вечеринки, танцевала два раза в неделю с профессиональными партнерами, обожала танго.  Советовала  побольше  смеяться, смеяться над собой… Возраст гранд-дамы приближается к 100.      
         Я написала много статей о разных танцах и хореографических коллективах республики. Но вот о еврейском танце пока не успела, хотя  фотоколлекцию  уже создала.  Люблю еврейский танец с белыми шарфами в исполнении фольклорного ансамбля  «Мирас». Обычно этот танец юноши исполняют в сопровождении вокальной группы ансамбля «Мирас», а музыкального жарку поддаёт  оркестр Сергея Гориченского.   Один из героев Шолом-Алейхема – портной  считал, что  даже самый ленивый парень должен иметь два костюма и несколько жилеток. Кто бы спорил со  специалистом?! Думаете, что у тех парней, о которых я вам расскажу, нет жилеток?  Ошибаетесь.
Итак, руки – к жилетке, и вот уже горячие  парни – артисты  фольклорного ансамбля песни и танца  «Мирас» – стали немного евреями. Их туфельки мягко прикасаются к сцене, словно  прощупывая её. Танцевальная история развивается медленно –  говорят, это дань традициям. Потом этот лёгкий прыжковый танец  берёт разгон –   артистам  и сцены мало. Кажется, что белые шарфики вовсе  не в руках танцоров, а летают сами по себе. На сцене – только мужчины. Мы видели, как они куролесят  в честь весёлой Хануки.  Артистов даже приглашали на праздник еврейской песни. И танцоры, и певцы щеголяют на сцене в красивых еврейских нарядах – вам бы иметь таких модисток!  «И ладно скроено и крепко сшито» — видели рекламу? Это слова портного из «Тевье-молочника».
  Танцевальный хит «Хава-нагила» исполняют не только мастера – фольклорный ансамбль «Мирас». Его любят танцевать и  «подмастерья». Достойны  внимания   еврейские танцы в исполнении хореографических коллективов Уфимской школы искусств, «Рандеву», «Ляйсан». Вы хотите спросить, о чём эти танцы? Отвечу словами Ефима Когана: «Хореографии не нужны переводчики».
Люблю «Уличные проделки» в исполнении юных артистов хореографического коллектива «Солнышко» из города Стерлитамака. На сцене проказничали только мальчишки. Заметьте, взрослые обычно останавливают хулиганов,  но здесь проделки им понравились. Так, на одном из фестивалей  «Ритмы времени Большого Урала» эти необычные взрослые  вручили «Солнышку» Гран-при. Это была особая манна небесная, трудом заработанная. Было легко найти на карте страну  в Средиземноморье, откуда «прибыла»  танцевальная композиция «Уличные проделки».
       Подсмотрела я в виртуальном пространстве  «Онег Шабат» — тут же ссылку на своем сайте выложила.  Танец этот посвящен обычаю зажигать свечи по субботам. Танцующие символизируют собой зажженные свечи. Исходное положение — танцующие стоят лицом в круг, руки сложены на солнечном сплетении. Все движения этого танца выполняются с покачиванием в коленях…
          Впрочем, сейчас уже достаточно легко найти любую информацию о еврейской культуре, литературе, искусстве.  Не чужд мне богатый по содержанию сайт «Sem40» – кажется, именно   там я нашла слова песни «Семь сорок». Вспомните: «В одном кругу с евреем танцуют, как умеют, надев еволку, шляпу, кепку, картуз, американец, итальянец, француз, и русский, и китаец, и индус». 
          Хорошо знаю вкус мацы – «манны небесной», но ни разу не довелось попробовать ни форшмак, ни щуку фаршированную, ни цимес. Зато, переписываясь по «аське» с Диной Миркин из Израиля, узнала рецепт фаршированных баклажанов и, конечно, научилась готовить их с орешками примерно так, как советовала Дина. Хотите оригинальный рецепт от Дины Миркин? Пожалуйста. «Баклажаны отваривают в подсоленной воде до полуготовности. Вынув из воды, их кладут под пресс. Потом нарезают киндзу, базилик (рейган), туда же выдавливают несколько зубчиков чеснока, добавляют толченые орешки, соль, черный молотый перец, виноградный уксус (в фарш можно положить и нарезанный болгарский перец). Баклажаны надрезают вдоль, кладут внутрь начинку. Затем фаршированные овощи плотно укладывают в неокисляющуюся посуду, с верхом заливают винным (виноградным) уксусом. Через пару часов блюдо будет готово». Пища богов.
Впрочем, когда-то и мороженое мы считали пищей богов, а  дядю Мишу, у которого мы покупали это лакомство в киоске на улице Ленина, – добрым волшебником. Только спустя годы мы узнали, что настоящее его имя —  Нисель Моисеевич. Сейчас даже памятник собираются ставить дяде Мише.
Э-э, я отвлеклась. На часах — 7.40. Пора отправлять статью в редакцию. Но вот знакомая мелодия никак не отступает.
Жизнь — это поезд тоже,
Всё в ней случиться может,
Каждый бывает и прав, и не прав.
Собственный путь найдите,
Но за рулём не спите,
Чтоб не пошёл под откос состав.
Этот мотив «семь сорок»
Всеми любим, всем дорог,
Эта мелодия всем так близка.
 Чуть заиграли скрипки —
Сразу у всех улыбки.

5 декабря 2013 Культура
Источник: http://laskovayamama.livejournal.com/53845.html

Еще новости