Парадокс учителя

В некотором царстве, в некотором государстве есть школа, в которой я работаю. В этом посте я хочу рассказать о том, почему я считаю, что у учителя (особенно у молодого) должно быть немного часов, почему зарплата у учителя должна быть больше и, в то же время, такой же. Почему хороший учитель должен быть счастлив в личной жизни и несчастлив одноврененно. Это пост — парадокс, тот самый, который преследует меня на протяжении всего того времени, что я работаю в школе.

Начнем с часов. Для того, чтобы учителю шел учительский стаж, у него должно быть не менее 18 часов в неделю. Где-то 3-4 урока в день. Очень комфортная зона, особенно если работаешь в одну смену. Это минимальная ставка, ниже которой работают очень немногие, в том числе и я. Это значит, что пока у меня менее 18-часовой нагрузки, у меня не начисляется учительский стаж. Так вышло.

Если у вас нет маленького ребенка, или он у вас хотя бы в садике, при таком режиме можно спокойно работать, качественно готовиться к урокам, придумывать для детей новые методы обучения, знакомиться с методическим материалом, готовить детей к олимпиадам, писать с ними исследовательские работы, ходить на семинары и быть вполне реализовавшимся в семейной жизни, то есть успеете и с домочадцами пообщаться, и обед приготовить, и порядок поддержать, и себя в форме содержать. А может, еще и в Manhattan Mag пописывать статейки. Зарплата, правда, будет смешная, тысяч 6. Поэтому этот вариант хорош для тех, у кого есть тыл за спиной. Я считаю, именно такие учителя приоритетны в современных школах при современном финансировании. Потому что за такие деньги идут в школу работать те, кто деньгами уже более менее-обеспечен или имеется дополнительный источник дохода, а так же невысокие жизненные притязания: "Хлеб, одежда, кров есть — и слава богу!" Люди идут в школу по зову сердца. Для детей это самое то!

Поэтому с одной стороны, низкая учительская ЗП играет роль своеобразного ценза: здесь случайных людей нет, они быстро сливаются: нагрузка бешеная, зарплата крошечная.

Основная масса учителей работает по 30-35 часов в неделю, это пять-семь уроков в день. Так происходит в основном потому, что кадров мало и денег мало. Вот и берут часы, потому что больше некому, да и денег побольше получается. К урокам надо еще подготовиться, я не говорю о проверке терадей, сочинений и диктантов и обо всех тех обязанностях, что я описала выше. Плюс еще классное руководство, что есть героморрой неслыханный за смешные деньги — от 800 до 2000 рублей, в зависимости от количества учеников в классе. Не упоминаю о внеклассной и внешкольной работе с учениками и коллегами. Как все это оплачивается? Тысяч 10-15 в зависимости.

И вот тут я думаю, что в качестве поощрения неплохо было бы этим трудягам зарплату-то повысить! Ну чтобы лица были повеселее, костюм поновее, еда здоровая.

Можете себе предстваить лица этих преподавателей? В большинстве своем уставшие, озлобленные, вспыльчивые, чувствительные ко всему. Сделаем еще ставку на детей: с ними работать — всю себя отдавать, не просто зад отсидеть в офисе.

Лучше всего, чтобы большие нагрузки брали на себя одинокие женщины, ведь такой важный элемент их жизнедеятельности, как семья, сильно сглаживается. И они могут полностью посвятить себя Школе. Но вы можете себе представить, чему научит детей одинокая женщина? Нет, я не сомневаюсь в том, что с предметом все будет ок. Но в морально-воспитательном плане, боюсь, все будет не так гладко.

И я сейчас, конечно же, говорю о соотношении мужского и женского. Вы скажете, что в школе это неважно. Я считаю, что это важно всегда и везде. Хотя, подозреваю, что есть женщины, которым на роду написано быть одинокими и заниматься с детьми, при этом с пониманием вопроса у них все хорошо, и от них выходят женственные девушки и мужественные юноши.

Но с другой стороны, счастливый во всех отношениях учитель вырастит счастливых учеников. Это, конечно, силлогизм, который надо еще проверять, но посыл неплох, думается…. Однако сразу важно оговориться — учитель с семьей и детьми многое на себя не возьмет. Мне на данном этапе за глаза хватает двух классов. И мы снова упираемся в ЗП. Мало нагрузки, мало денег…

И вот у меня тут родилась интересная мысль. Когда-то, во времена обучения филологии я услышала такую фразу, что чиновник, де, должен быть беден. Потому что если у человека в руках оказывается одновременно власть и деньги, не всякий выдержит такой груз отвественности. А учительство это тоже ничего себе так власть. Здесь можно так оторваться, что и чиновники позавидуют. И власть здесь двойная — власть знания и власть над жизнью маленького человека. Поэтому, думается мне, может оно и неплохо, что учителям мало платят? Глупый вопрос, конечно, но что-то в этом есть.

13 декабря 2012 Образование
Источник: http://leniwa.livejournal.com/195826.html

Еще новости