Про Сабантуй в Москве. Этнография

 Так вот.
29 июня в Коломенском музее-заповеднике Москвы прошел очередной Сабантуй, организованный силами Башкортостана и Татарстана. Официальные релизы говорят, что и при участии Чувашии. Пусть будет так.
Второй раз подряд Республику представляла Администрация г.о.г. Стерлитамак при поддержке Правительства РБ, Полпредства РБ при Президенте РФ, башкирской диаспоры в г. Москва.
Помимо общего оформления и приема гостей, концертной программы, организации традиционных игр и состязаний, на площадках традиционно организуется этнографическая выставка.
В этом году данную миссию от Республики взял на себя Абзелиловский район.
Неожиданно выгрузился батальон женщин, начали передавать по цепочке дрова, кирпичи. К ним присоединились мужчины. Создавалось такое ощущение, что вся делегация многократно репетировала все действия и каждый шаг своего представления — настолько все четко, знали свою роль поминутно.
Готовили еду и обедали прямо на площадке.
И меньше, чем за сутки их экспозиция была готова.
1.

Заглянем внутрь.
2.

Настоящая, сделанная вчера по всем правилам, печка, на которой готовились угощения для гостей
3.

И коптили традиционный кислый творог — корот. Очень хорошо утоляет жажду.Действует как "Фестал" при жирной пище. Очень вкусно в супе. Копчение очень надолго сохраняло свойства этого продукта, что было важным при кочевом образе жизни. Больным людям давали просто так, как конфетку, потому что он повышает аппетит, действует также как "Аспирин".
4.

А данный вид творчества никогда раньше нигде не встречал. Думать не думал, что из обычного войлока можно создавать такие интересные арт-объекты.
5.

Абзелилвоские привезли юрту, максимально приближенную к традиционной. Остов только из дерева, натуральный войлок, канаты-обвязки. Только чуть-чуть железа и ткани.
6.

Элемент башкирского традиционного чулана. Вернее не так. Например, в Белорецком районе, помимо основного дома, всегда строился небольшой, но из сурба, малый дом. В нем хранились запасы пшена, травы. В зимний период в деревнях до сих пор мясо подвешивают в чуланах и малых домах на крючок под потолок.
7.

Походная баня. Слабо верится, что камни нагревали сразу под куполом. Все-таки, дадим небольшую поблажку. Экспозиция, Сабантуй. Тем не менее, вижу открытый огонь. Вижу дым. Вижу по-настоящему потеющего дядю внутри. Значит войлок терпелив. А! Ну да. Всегда можно же полить воду на "стены" такой "бани". Представляю, какой тогда там был пар. Мы все нахлобучиваем шапки из войлока, когда паримся в современных саунах и банях. Голова сохраняет терпимый климат, не дает упасть. А теперь представьте, что "буденовки" накрыли Вас вместе с каменкой.
8.

А вот и пилорама. Сначала удивлялись, мол, что за ерунду они соорудили. Леса? А почему до сих пор не убирают.
Сказали, что пилорама. Ходил вокруг, никак не мог понять принцип работы.
Потом, когда композицию собрали до конца, откровенно удивился и очень сильно зауважал тех, кто был вынужден работать при таких условиях. Видим пилу системы "Дружба 2", но в вертикальной проекции, размером под 3 метра.
Один рабочий стоял наверху "лесов", тянул рукоятку пилы вверх, другой находился внизу и тянул вниз. Защитные очки на глаза? Пыль и опилки?
Спрашиваю, мол, а как такой длинное полотно не вело и доски получались ровными? Верхний, которому повезло не засыпать свои глаза и себя опилками, должен был следить за натянутой нитью — ориентиром. Обычно это делали более опытные "пилорамщики", а подмастерья находились внизу.
Вспоминаем основной лес Башкортостана — сосна, их диаметр, плотность,  длину. Вспоминаем общее количество досок, необходимое, чтобы покрыть полы и потолок одного дома. Дружно начинаем удивляться и уважать.
9.

Справа от пилорамы расположился шалаш охотника.
Опять же, даем фору стилизации. Скорее всего, там были просто стволы молодых деревьев, а не доски. Где охотнику в лесу найти горбыли?
Но принцип конструкции тоже очень интересен. Наверху воздуховод, значит охотник может смело разжигать костер внутри, греться, не боясь угореть. Этакий вигвам. Но где индейцы, а где Башкортостан.
На фоне привычных снастей из веревок интересна "мурда" из веток справа на фото. Казалось бы, еще лет 15-16 назад мы с братьями в деревне ходили с такими же на озеро. Тяжелая, блин, но эффективная. Устроена по принципу пасти щуки. Во внутренней, нижней на фото, части ветки расположены противоходом веткам основной конструкции. Этакая воронка. Внутрь кладется приманка. Рыба заплывает, кушает. А потом не может выплыть обратно, потому что "горло" сужено. Умная рыба находит выход в центре, тупая рыба остается ждать рыболова. Но и этого вполне достаточно. На тарелке мы не особо расположены анализировать IQ еды.
10.

Были отражены и девочкавые ремесла.
Традиционное плетение пуховой нити. Очень точное производство, потому что, в процессе вытягивания, весь мусор сыплется вниз. Мои бабушки и мама, когда это было актуально, обычно подкладывали вниз газетку, либо делали это во вдоре. Обращаем внимание на "шапку" и нагрудник. Серебряные настоящие монеты — логично. В Советском Союзе серебряные монеты заменялись обычными, если хозяйка решила соблюсти традиции в период 30-80-х годов прошлого века прошлого тысячелетия. Но царские монеты всегда есть.  Всегда удивлялся тому, а откуда они брали жемчуг и коралловые бусины?
Эти нагрудники принято передавать из поколения в поколение. Таким не менее 80-100 лет.
11.

Ткацкий станок и серебряные украшения на руках. Они тоже старинные. Их тоже принято передавать из поколения в поколение по женской линии.
12.

А потом пришел Сергей Семенович Собянин.
расскажу.
Ыыыы!
13.

4 июля 2013 Культура
Источник: http://saifullinrr.livejournal.com/461362.html

Еще новости