ПВО Уфы

Уфа во время ВОВ готовилась к отражению воздушных атак

Вопрос о роли Уфы периода Великой Отечественной войны ранее, обычно, сводился лишь к указаниям на её роль при размещении и развёртывании на новом месте предприятий и организаций, эвакуированных из окупированных и прифротовых районов. Уфа, как город глубокого тыла, участвовала в боевых действиях лишь опосредованно, в том числе путём формирования воинских подразделений, производства и поставки снаряжения, боеприпасов и военной техники, в том числе авиационных двигателей и 4-х бронепоездов.

Это мнение коренным образом изменилось с появлением в 2011 году в сети аэрофотоснимков 40-ка городов СССР, сделанных с немецких самолётов-разведчиков во время ВОВ. В числе названных снимков имеются и кадры зафиксировавшие наш город. Ранее считалось, что наш город для авиации противника недосягаем. Кстати говоря, ответственные за ПВО Уфы лица и в то военное время такую досягаемость вполне допускали.

  

Из мнения о недосягаемости Уфы для авиации противника проистекало и убеждение об отсутствии в нашем городе сил и средств ПВО.

Оказалось, что наше благостное представление о безмятежности мирного облика Уфы военного периода совершенно безосновательно. В Уфе размещался и действовал батальон ВНОС (воздушного наблюдения, опознавания и связи). Кроме того, в городе были и позиции зенитных орудий. Исходя из количества выделенных городу (48 орудий и 27 крунокалиберных пулемётов) таких позиций в городе должно было быть не менее одиннадцати. Сейчас нам известны места размещения только трёх из них.

Одна в районе нынешнего здания Горсовета (по всей видимости она имела задачу оборонять от воздушных атак радиостанцию Комминтерна в районе Глумилино). Вторая позиция находилась на улице Карла Маркса, где сейчас расположено управление уфимского отделения куйбышевской железной дороги (К. Маркса, 69). Эта батарея, по всей видимости, была предназначена для обороны района ж/д вокзала, завода ПРЗ станционных путей и Сафроновской пристани на р. Белой. Ну и третья позиция зенитчиков, вероятно, располагалась на улице с говорящим названием "Зенитная", находящейся в Кировском районе, на территории Кооперативной (Цыганской) поляны. Данная зенитная батарея могла выполнять задачи по обороне плашкоутной (составленной из состыкованных барж) переправы в районе построенного уже в 50-е годы моста.

Может сложиться мнение, что все эти приготовления к отражению воздушных атак на город были напрасными и даже излишними, так как бомбардировки города не состоялись. Однако ставшие достоянием общественности аэрофотоснимки Уфы, где оборонные объекты города (авиамоторный и нефтеперегонный заводы, аэродромы на нынешней улице Зорге и в Максимовке) не только тщательно фиксировались, но и пристально анализировались, недвухсмысленно свидетельствуют о серьёзности намерений противника уничтожить оборонный потенциал города. И несение службы на позициях зенитных орудий обеспечивало защищённость города от ожидаемых воздушных атак и было вполне оправдано и необходимо.


(Дешифровщик Люфтваффе)

Подробности по этой теме можно прочитать здесь: часть1часть2часть3часть4 и часть5

И в заключении, наверное, самое важное:

Сведения о ПВО Уфы приходиться собирать буквально по крупцам. Как уже говорилось, из предполагаемых мест размещения зенитных позиций, число которых должно было быть не менее одиннадцати, нам пока известны только три. А при известном нам лишь одном месте расположения поста батальона ВНОС (здание школы №26) их общее количество должно было исчисляться десятками.

Так, сообщение о зенитной позиции на ул. К. Маркса поступило к нам из воспоминания очевидца-ветерана Туленкова Артура Гумеровича, который первоначально упомянул о своих детских впечатлениях, не думая пополнить наши сведения о ПВО Уфы, а высказывался совсем по другому поводу. А автор свидетельства о зенитной батарее на месте здания Горсовета, сообщая сведения из рассказа своего прадеда, не оставил сведений ни о себе ни о прадеде, отчего значительно снижается как степень доверия к сообщенным фактам, так и их информативная содержательность (не имея сведений о месте проживания свидетеля, трудно определить, о каких именно объектах города (завод, паромная переправа) повествуется).

В этой связи, обращаемся ко всем жителям города с призывом помочь пополнить наши сведения о ПВО города, для чего следует опросить своих близких, которые в годы войны могли наблюдать объекты ПВО (пролетавшие над городом самолёты, позиции зенитных орудий и пулемётов, наблюдательные посты и вышки, окопы, щели и другие убежища, меры по светомаскировке и учебные воздушные тревоги) или могли сохранить воспоминания других родственников о таких объектах.

Ваши сообщения просьба направлять на адрес: molokanov58@list.ru Латыпову Фариту.

 

Фото предоставлены Фаритом Латыповым

22 июля 2014 Разное

Еще новости