Совесть

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)

Может ли поведение человека анализироваться таким же образом, как и поведение животного? Как нам известно из работ Дарвина, одной из детерминант животного поведения, является наследственность или наследственный опыт, как назвал его Л.С. Выготский. А второй — условный рефлекс, о котором нам стало известно из работ Павлова, то есть личностный опыт особи. Может ли быть сведена вся деятельность человека к этим двум факторам. Как отмечает Л.С. Выготский, наследственный опыт человека «чрезвычайно расширенный» по сравнению с животным, так как в него входят знания, переданные от поколения к поколению не только «физически» — такой опыт Л.С. Выготский называет историческим. С помощью исторического опыта люди способны оставить для потомков нравы, традиции, этические и моральные нормы, которые будучи переработанными в сознании человека и принятые им как собственные, будут называться совестью.
Возможно, условный рефлекс лежит в основе формирования совести, но не является механизмом ее полного формирования, так как нельзя описывать все особенности явления через его элемент. Как пример я хочу рассмотреть широко принятую теорию развития морали. Колберг выдвинул теорию о трехстепенном моральном развитии ребенка. Соответственно — доморальном, конвенциальной морали, автономной морали. На первой стадии ребенок не оценивает свои поступки относительно добра и зла, он слушается, чтобы избежать наказания. Можно предположить, что в этот момент формируется некоторый фундамент совести – знание о том, как можно поступать, а как нет. Позже ребенок, уже на следующей стадии, желает одобрения взрослого, так сказать поощрения, он начинает признавать правила того окружения, в котором он находится (хорошо то, что разрешено в правилах). Формируются понятия о социально одобряемых и неодобряемых поступках. И лишь переосмыслив «писаные нормы», выработав собственные правила поведения, мы говорим об автономной морали. Можно считать, что только на этом уровне формируется совесть, то моральное мерило, которое принял сам человек, которое им осознано и принято.
В этом случае рефлекторную теорию совести можно отнести только к 1-ой стадии морального развития. Она вполне будет соответствовать, расширенной Скиннером теории Павлова. Скиннер предложил модель — оперантного обуславливания — награждения за желанные и наказание за нежеланные реакции (поведенческие акты). Автономный же опыт, свобода, а значит, и совесть отвергается Скиннером, с его точки зрения это всего лишь фикции.
Совесть — обозначения сложного механизма внутренней нравственной регуляции человеческого поведения. Она работает как индикатор внутреннего «морального самочувствия», форма самоконтроля индивида. А как известно, самоконтроль возможен при развитой рефлексии и воле.
Таким образом, в совести совмещается и мыслительный компонент, и аффективный, и волевой. Мыслительный компонент состоит в том, чтобы оценить возможные последствия поступка, сравнить его с нормами принятыми в обществе. Аффективный компонент — это те чувства, что у нас вызывают воображаемые или уже реальные последствия поступка (всем нам хорошо известно чувство стыда, вызванное аморальным поступком, даже в том случае, когда он скрыт для других людей). Всем известны ситуации, в которых мы, зная, что поступись мы своими принципами, наплевав на других и на стыд перед самим собой, мы получим желаемое. Только третий компонент — воля, помогает нам удержаться от искушения.
Из выше сказанного я хочу уделить внимание той идее, что простое избежание наказания и стремление к поощрению не может быть тождественно столь многогранному механизму, как совесть.
 

13 декабря 2012 Разное

Еще новости