Свалились с облаков

 Меня вот тут все просят прокомментировать открытие "Центра современного искусства "Облака", которое произошло в пятницу в цоколе Торгового центра "Дуван". Перед посещением этого центра я прочла множество бравурных передовиц со словами "Впервые в Башкирии!" И действительно, впервые под искусство выделено такое большое пространство, причем свободное от налета казенщины, как это водится в залах Союза художников, например. Пространство получилось похожим на столичные лофты, где выставки, книжные магазины, кафе и концерты в одном месте, плавно переходят друг в друга. Бывший магазин по продаже бытовой техники "Центр", который еще недавно находился на этом месте, теперь приспособили под искусство. Конечно, наспех. Это видно по дешевеньким неряшливым стендам под картины с торчащими во все стороны саморезами. Над ними еще нужно работать, например, подводить точечное освещение. Но это все поправимо, а вот как регулярно наполнять это пространство качественным контентом? С этим у организаторов явная проблема, которая была очевидна на открытии и из разговоров о дальнейших планах.

Во-первых, само название заведения не соответствует формату. Так как и учредители, и прочие организаторы процесса от актуального искусства весьма далеки (организатор выставок, например, сто лет назад работала секретарем в нашем Союзе художников, кроме этого факта и еще родственных связей с художником, никакого отношения к искусству не имеет), то они, очевидно, не в курсе, что в нашей стране существует Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), с филиалами во многих городах. Вот они действительно занимаются актуальным искусством. И я представляю себе, как мне постоянно придется разъяснять сторонним, что филиал ГЦСИ у нас никакой не открывался. Так же, как приходится объяснять, что под громким названием "Музей современного искусства РБ" кроется подвальчик художника Ханнанова, которому скромности не занимать.

Адекватнее было бы назваться Центром современного творчества, поскольку именно им и собираются там заниматься — обучать живописи, рисунку, прикладным техникам, продавать хендмейд-изделия и так далее. Удивляет так же и логотип заведения, напоминающий сразу несколько первоисточников. В первую очередь, "Гараж" (о его существовании, очевидно, знали):

 

Но это на совести дизайнера, конечно. Гораздо более удручает вторичность все остального — например, организаторы анонсировали некую "Фотостирку" — фотографии, развешанные на бельевых веревках с помощью прищепок. Ничего, что проект "Сушка" был придуман в Питере, а впервые в Уфе прошел в галерее "Х-МАХ" (авторство мы себе, конечно, не приписывали), и буквально недавно "Сушка" состоялась в Салавате. Все остальные работы, которые мы увидели в беспорядке и безо всякой идеи развешанными по залам, мы видели неоднократно — в последние лет пять на выставках в разных галереях. Особенно посмешил Тимофей Дорофеев со своим проектом, который уже засветился не только в Башкирии, но и далеко за пределами. Отчасти не без помощи нашей галереи, продвинувшей его в пермские проекты. То же самое с Олегом Шишкиным — мы снова увидели его работы из проектов "Превращение" (малый зал СХ) и "Реабилитация" (Х-МАХ). 

К этому нет никаких претензий, художник волен выставлять все, что хочет, если он не связан с галереями контрактом. Просто называться это все должно арт-салоном, куда художники свезли все, что не умещается у них в мастерских. Тем более, что и ценники висят прямо рядом с названием картины. Разумеется, никакой кураторской работой здесь не пахнет, ни один куратор не стал бы открывать новую галерею старыми работами с выставок из других галерей. Интересна и попытка "Облаков" сразу же позаигрывать с высшими чинами — с гордостью заявлялось, что на открытие ждут самого мэра (кстати, а почему не министра культуры тогда уж?). Как я и предвещала, мэр слишком занят, чтобы посещать все мероприятия, где он заявлен. Но 
сам прецедент интересен — высокий чиновник интереснее "Облакам", чем известный куратор, художник, вообще кто-либо причастный к искусству. Позвали только "свадебного генерала" Сергея Борисовича Краснова, но этим нас трудно удивить. 

 

Не имея собственной концепции развития, организаторы пошли по простому пути всеядности. То есть давая площадку каждому, кто проходит мимо. Разумеется, первыми мимо проходят фрики. Тут мы плавно переходим к литературной части, заявленной как одним из основных направлений деятельности. А теперь можно смеяться: Айдар Хусаинов собирается показывать свой паноптикум в "Облаках" по четвергам! Более сильного удара по имиджу сложно придумать. Это все равно, что сразу расписаться в своем незнании литературной ситуации. И я говорю так не потому, что мы давно разошлись во взглядах. Еще до того, как все наше литературное сообщество убедилось в подлости этого человека, и я, и другие площадки неоднократно приглашали к себе "уфли" для выступлений. Оканчивалось все это плохо — низкокачественным зрелищем из нескольких абсолютно не умеющих выступать публично людей. Учитывая, что вход на творческие вечера в "Облаках" предполагается платным, мне уже сразу жаль тех зрителей, которые по глупости заплатят за билеты. Первые несколько раз, конечно.

А вот за театр, который выступал на открытии с участием Саши Марьина, обидно — без микрофонов на такого размера площади до нас доносился только шепот. Чем собираются потчевать зрителей в музыкальном плане, мне неизвестно. Но я нисколько не удивлюсь, если первым там состоится концерт Миши Миловидова. Ведь центр открыт для любых инициатив — вот только финансовые риски организаторы предлагают разделить с авторами проектов. Очевидно, этим они хотят обезопасить себя от немедленного разорения )

Нас, галереи, работающие в Уфе с 90-х годов, вообще удивляют новые участники, так сказать, художественного рынка, которые каждый раз падают на наши головы словно бы прямохонько с облаков. Удивляет то, что до этого они, витая в этих своих облаках, не вполне представляют себе особенностей того рынка, который они хотят освоить. Ведь есть те, кто работает здесь уже давно, имеет опыт — "Мирас" занимается выставками современного искусства с последующей продажей картин, "Х-МАХ" — только концептуальными выставками, отказавшись даже от салона. К сожалению, все остальные галереи рано или поздно сворачивали свою работу по экономическим причинам. Последней такой была "Народная", тоже, помнится, дерзко выскочившая на рынок, насмотревшись на успехи "Мираса". Точнее, на внешние успехи, за которыми стоит многолетняя кропотливая и тяжелая работа, скрытая от чужих взглядов. Кажущаяся легкость этой работы, очевидно, и привлекает новых начинателей, а потому мы каждый раз с неизбывным интересом наблюдаем за крахом очередной империи, вздумавшей в Уфе зарабатывать на искусстве. Первая и главная ошибка новых затейников — они полагают, что торговля искусством имеет такие же механизмы, как любая другая торговля. Поэтому вся фишка в том, чтобы найти хорошего продажника. Увы, это не так, но я слишком устала это доказывать. Каждый желает проходить этот путь самостоятельно. Что ж, пожелаем удачи.

16 сентября 2013 Культура
Источник: http://criticessa.livejournal.com/678773.html

Еще новости