Уроки «Русского Репортера»: в Башкирии отсутствала грамотная национальная политика

Море «Уфасферы», взбаламученное национальным вопросом «Русского репортера», начинает подуспакаиваться. Вот уже и другие нотки зазвучали: дескать, возмущение относилось не к тому, что вообще говорили о национальном вопросе, а  к тому, как это делали. А вот уже  и совсем умиротворенное:  Нацвопрос лишь немного удивил, уж никак не "возмутил" .  Ну да, как же, как же… Не буду утомлять именами и ссылками на  блогеров и блогерш, которых  этот болезненный вопрос таки возмутил. Ссылок у меня предостаточно, но не стоит  на этом заостряться.
Теперь уже выдвигаются другие претензии: "уфасфера", мол, оценила на "троечку" проект из-за "поверхностного освещения" и формата коротких статеек вместо интересных репортажей. Чувствуете, как тональность меняется? Однако с чего бы юным русреперам  ради Уфы менять формат, отработанный в Казани и Екатринбурге?  С чего было ожидать именно к Уфе какого-то особого трепетного отношения? Достаточно было глянуть на работы русреперов в  Новосибирске, чтобы понять, что  будет понаписано об Уфе.  Налицо явно завышенные ожидания от проекта. Не будем  припоминать, кто именно и  насколько  восторженно проникся радужными надеждами. Задумаемся лучше, почему, на какой эти надежды  так буйно расцвели.
Утраченные иллюзии
Во-первых, но не главных, это шумиха, устроенная перед Полигоном. Пиарили предстоящее действо, делились грандиозными планами, в  очередь «поучить и поучиться» вставали очень многие. Но не все.  Например, Эд Мурзин, готовый попиариться где ни попадя, в эту очередь не встал. Спросила, почему. Ответил: «Форумы СМИ вообще-то надо проводить. помогает обмену опытом, а то смелости не хватает и профессионализма, особенно в эконмической плоскости. Наши местные журналисты еще не могут или боятся проводить журналистские расследования, почти не мониторят гос заказы и торги».  От марафонящей журномолодёжи такого было бы  требовать просто смешно. Почему главный организатор не захотел разъяснить, что же на самом деле будет происходить в Уфе – спросите у него.
.
Во-вторых,  мы все еще преодолеваем последствия рахимовщины. В годы рахимовщины   свободы слова для местных бюджетных СМИ в Башкирии не было.  Да и не только бюджетных. Я не говорю, что никто ничего не пытался сделать – как могли, так и  писали о наболевшем. «Разве мы говорим? Мы так, робко тявкаем,» — заметила как-то главред «Уфимского меридиана» Светлана Гильманова. И вот после рахимовщины, после выходок Илишева и Иделдьбаева  с их «инакомыслящих никуда не пущать! », . акция  «РР» показалась очередным «глотком свободы». Господи, как же искалечено рахимовщиной сознание наших журналистов и блогеров, если  мы возлагаем особые надежды на 200 юнцов и юниц, видим в банальном  флеш-мобе и "прорыв", и "уникальность" .
И все же, все же, все же  — при всем своем  несовершенстве акция показала, что национальный вопрос у нас в Башкирии есть. И вопрос довольно-таки болезненный.
Где писать о нацвопросе
Но, как считают  многие,  говорить о национальном вопросе нужно только в специально отведненных местах: исследованиях, уголовных делах и подворотнях, но не а приличных СМИ. Репортерский же кураж и общественный интерес к национальному вопросу может привести к «необратимым последствиям». Короче, во всем блогеры виноваты. А тот, кто осмеливаться писать на национальные темы – тот уже  не приличен.
И тут вспоминаются Кондопога и Сагра. В Кондопоге и Сагре, помнится, про национальный вопрос не писали. По крайне мере, в приличных СМИ. В соцсетях, подозреваю, писалось всякое. И чо? Предотвратило молчание приличных СМИ конфликты? Быть может, если бы об этос говорилось в открытую, особенно в Кондопоге, конфликт прошел бы в более сглаженной форме?
«Я не буду писать, если увижу боеприпасы на свалке, побегу в органы первым делом, пока кто-то не подорвался и не украл. И подожду терпеливо, пока все оцепят и эвакуируют, дезактивируют. Уступлю тему более оперативным коллегам». – написал   shamil , объясняя,  почему неопытной молодежи нельзя писать про нацвопрос.   Но когда и где ей учится этому? Кто выдаст  ей свидетельство: «писать на нацтему пригоден»?
С  shamil можно бы и согласиться. Нужно согласиться, но при одном условии. Если с артиллерийскими снарядами ясно, в какие органы бежать (к ближайшему полицейскому,  если он не полнейший тупица, или к военкому), то куда  идти при обнаружении боеприпасов «национального вопроса».  К кому с этим обращаться? У shamilя ответа на это вопрос, похоже, нет. Кто будет эвакуировать и дезактивировать? Кто, спрашивается? Есть основания полагать, что shamil  все же не имел в виду кабинет следователя Вахитова.
И вот тут мы подходим к главному. В Башкири, как и во всей России, негде и не с кем обсуждать национальные вопросы. Про всю Россию пока не будем, обратимся к местным реалиям.
Отсутствие внятной национальной политики
В Башкирии нет ни единого, как выразился shamil, органа, который бы мог что-то конкретно решать в сфере национальной политики. Изучение языков – это национальная политика?  Куда с этим обращаться? Писать на блог министра Гаязова – бесполезно. В Госсобоарание? На блог Толкачева? В Башпрокуратуру – куда только родители не писали – бесполезно.  Вопрос организации  Дней русской молодежи Башкирии – по аналогии с днями  башкирской молодежи – писали, обращались – нет ответа. Куда обращаться по вопросам содержания учебников «Культура Башкортостана» и «Живые родники»?
В Башкирии не велась и до сих пор не ведется целенаправленная национальная, последовательная, грамотная национальная политика. То, что было при Рахимове, национальной политикой назвать нельзя, это была целенаправленная и последовательная политика этнократии.
Было при  Рахимове такое заведение, как министервство культуры и национальной политики.  Культура сводилась к  в основном кураям-малахаям-юртам, но иногда и балалайки-сарафаны для видимости допускались, национальная политика  заключалась в обслуживании общественной организации Всемирный курултай башкир (ВКБ).
Вся нацинальная политика и действия министерства являлись, по большому счету , реализацией на практике тезиса о том,  что "титульная нация имеет особые права в республике на реализацию национально-культурных запросов, так как. эта территория единственная, где она имеет свою государственность…"
Отсюда — содержание ВКБ по отдельной статье республиканского бюджета, отсюда выделение квот для абитуриентов-башкир из других регионов России, отсюда и контингент учащихся  Башкирской республиканской гимназии-интерната им. Рами Гарипов на 99% состоит из детей титульной национальности, отсюда в креслах самых высоких начальников оказались  в основном выходцы из южных и восточных районов Башкирии
Отсюда  сокращение уроков русского языка и насаждение башкирского с 1 по 11 класс для русскоязычных детей. Отсюда «взрывоопасное» содержание региональных учебников. Об учебниках – реальный случай.  Родители русских школьников наконец-то заинтересовались содержанием  этих порой сомнительных книжиц.  Мой приятель-инженер тактично попросил у  сына-шеститиклассника посмотреть учебник по «Культуре башкир» . «Поржать?» — догадался  парнишка.
Зианчуринский курултай как показатель отсутствия нацполитики
Одним из относительно свежих примеров  провала национальной политики «рахимовщины» можно считать письмо из Зианчуринского района, принятое единогласно в конце марта этого года районным отделением ВКБ.
Донос. Начинается  письмо с политического доноса на  АиФ-Башкортостан.  Дескать, в редакции сообща нацелились на обострение национального вопроса. Во всем виноваты высказывания о «башкиризации основанного русскими города Уфа», (а кто Уфу основал, потругальцы, что ли?) о «притеснениях», чинимых в Башкортостане татарским артистам" (забыли, как СБМщики травили певца Винера Мустафина?),  о том, что "в Уфе нечего показывать гостям, кроме лисьей шапки и курая", "навешевание ярлыка «фашисткого прихвостня» З.Валиди" (Мустай Карим о Валидове и не то говорил), "требования переименовать улицы города, названные именами выдающихся личностей башкирского народа". Сплошная ложь. Никто никогда в  не требовал переименовывать «улицы, названные именами выдающихся личностей башкирского народа». Звучало лишь просьба вернуть  улицам Уфы  их исторические имена и прекратить переименовывать улицы, названные  теми, кто их строил.
Улицы. Очередная ложь: "Из 1350 улиц башкирской столицы лишь 18 носят башкирские названия". Во первых, что это за с «башкирская столица»? Быть может, столица Башкирии? Во-вторых,  не 18 «башкирских названий», гораздо больше На А — Аульная,  Аургазинская,  переулок Аургазинский, Афзала Тагирова, Ахметова, Азналинская, Айская ,Акъярская, Альшеевская, Альшеевский,  Ак – Идель, Акназарова…На Б: Бикбая, Белокатайская, Бакалинская, Биишевой, Башкирская, Башкирский переулок, Башкирской кавдивизии…В третьих: от таких названий, как Зенцова, Халтурина, Кадомцевых,  50 лет чего-то там и тд многие русские тоже не в восторге.Улицы  Евграфа Гладышева, Федору Шаляпина, Сергея Довлатова и тд в Уфе отсутствуют.
Памятники. "Почему предлагается воздвигать памятники надуманным персонажам и крылатым фразам, а не настоящим брендам Башкортостана – кураю, башкирской лошади, башкирскому меду, бурзянской пчеле, кумысу, башкирам-участникам Отечественной войны 1812 года, бойцам легендарной башкирской кавалерийской дивизии, выдающимся личностям (не только из башкир) и т.д. Такая Уфа была бы куда привлекательнее для гостей и туристов, нежели купеческие и доходные дома, которых сотни тысяч по всей остальной России". Однако сколько  ненависти к памятникам истории и культуры Уфы, однако… Как они не любят  Уфу,  дать им волю – превратят губернский город в  большой аул. Русским памятники надуманным персонажам тоже не нужны.  русским нужны памятники  генерал-лейтенанту Евргафу Гладышеву, художнику Михаилу Нестерову, археологу Петру Ищерикову. Следующее высказывание явно отдает русофобией и нагнетанием-разжиганием:  "Ну нет, кое-кому очень хочется, чтобы в Уфе пахло только русским духом, хочется показать, кто в доме хозяин!"
О русском языке. «Не уверены, что в «чисто русских» регионах дети намного лучше осваивают премудрости русского языка и литературы, чем в Республике Башкортостан» — рассуждают курултайщики Зианчуринского района.  В чисто русских и большинстве национальных регионах  русские дети учат русский язык на 40% больше, чем в Башкирии.
" Только национальным эгоизмом можно объяснить то, что поборников русского языка совершенно не интересует положение национальных языков и культуры малых народов".. То, что учащихся национальных школ при сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе приравняли к учащимся русских школ, не учитывая того, что они занимаются по разноуровневым учебным программам. Курултайщики просто не в теме. Русские дети  в Башкирии учат русский язык столько же, сколько и нерусские – по учебным планам для  нерусских школ.
Требования. От Хамитова эти люди требуют:  Добиться отмены Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в части единых требований к знаниям по русскому языку и литературе учащихся русских и национальных школ, восстановить обязательный ЕГЭ по башкирскому языку и литературе для учащихся башкирских школ с условием обязательного учета его результатов при поступлении в вузы и ссузы республики.
Это уже серьезно. Каким образом будут учитываться знания  башкирского языка при поступлении, например, в авиационный вуз? Какая разница пассажирам, летящим в самолете, сдавал или нет ЕГЭ по  башкирскому языку самолетостроитель и учитывался ли результат по этому экзамену при приеме в  вуз?  Как  Хамитов будет  отменять федеральные стандарты?
От исполкома ВКБ  зианчуринские курултайщики требовали: Выйти из «подполья» и  развернуть активную работу с общественностью по развинчиванию клеветнических выпадов в адрес башкирского народа и его лидеров.
Следствие  извращенной национальной политики  рахимовщины отразились в этом письме наиболее наглядно. Примечательно, что сие послание с требованием к Хамитову отменить федеральные стандарты принято ЕДИНОГЛАСНО.
Перед визитом к бородачам
Вернемся к  окончанию дискуссии. Уважаемый журналист  приоткрывает  завесу тайны и продолжает  переживать:
— Если быть точным, задание русреповцев звучало так: «Башкирия — многонациональная республика. В чем различие между представителями разных национальностей? Если ответ, что различий нет, спросите: «Совсем нет?». К какой национальности вы сами себя относите? В чем особенность вашей нации?»
Вопросы эти — из социологического опросника по межнациональным отношениям. Я такого характера исследование видел только один раз в жизни. Делается анонимно, доверительно, с глазу на глаз, конфиденциально, и результаты потом используются в обобщенном виде в научных целях специалистами-конфликтологами, этнологами. Чтобы выявить, не полыхнет ли где. В этой сфере работает всемирная система раннего предупреждения (early warning) этноконфликтов: .. Но такого, чтобы результаты научного исследования по этноконфликтам в сыром виде вываливали на всеобщее обозрение, на потеху этноозабоченных троллей и просто несчастных людей с незажившими ранами — это вообще неслыханное дело.
Не думаю, что  русреперы занимались  научным исследованием и следовали научной методике. Что увидели, что услышали, то и выложили. А журналисты-блогеры всполошились, растиражировали глупый анекдот, закрыли  глаза на насущные для уфимцев вопросы и дали наводку для людей с неустойчивой психикой: "обижаться на это!". Остальным  велено замолкнуть.
Заканчивается приказ  призыв заткнуться так:
— И только одно меня тревожит: кто и как поговорит по душам с тем молодым деревенским парнем, который прочитал на солидном сайте обидную шутку про его народ, прежде чем он пойдет сегодня вечером на сходку бородачей?
С таким парнем, если по умному, должен поговорить психиатр. Если человек способен пойти на сходку бородачей только из-за одного  анекдота – значит, ему нужно лечиться.
Еще с этим парнем должен разговаривать нормальный учитель, не такой, как курултайщики  из  Зианчуринского района. И учебники  он должен читать нормальные,  без  карателей-оккупантов-колонизаторов.  И тогда он точно не пойдет к бородачам, хоть один анекдот прочитает, хоть два. Как не пошли к скинхедам большинство русских мальчишек, которым  на уроках  культуры башкир  преподносили откровенную и скрытую русофобию .
Журналистам и блогерам предложено не писать на  национальную тему.  Я бы даже согласилась бы, наверное. Но сначала  хотелось бы услышать ответ на простой вопрос: кто конкретно занимается у нас в регионе национальными проблемами. Именно занимается, а не создает видимость?  Каким коллегам тему переуступить? Следователей не предлагать.
12 апреля 2013 СМИ
Источник: http://enekrasova.livejournal.com/126226.html

Еще новости