Язык мой — …

Сегодня часто говорят о дискриминации как в отношении русского языка, так и в отношении языков национальных республик в составе России. Одни выходят на митинги и пикеты, размахивая флагам, другие пишут письма, собирая многотысячные подписи, третьи молча сидят перед экранами и деградируют, просматривая телешоу и сериалы с односложными предложениями и плоскими шуточками. Кто-то не хочет, чтобы его дети учили башкирский язык в школе, кто-то хочет, чтобы его учили все поголовно. Я так скажу — лишних знаний не бывает, бывают упущенные.
Моя дочь учится в четвёртом классе. Башкирский язык входил в обязательную программу первых двух годов обучения. Изучение его в том объёме, в котором я наблюдал, курам на смех. 2 часа в неделю невнятной зубрёжки слов с редкими перерывами на сиюминутное запоминание кратких стишков. Такое преподавание предмета, несомненно, не нужно, и даже вредно. Если власти республики задались бы целью научить людей говорить на башкирском языке, а не занимались профанацией, то программа изучения вводилась бы на весь школьный курс. Не меньше 15 часов в неделю, включающих в себя риторику и изучение литературы на башкирском языке. Вот тогда можно было бы говорить о пользе билингвизма.
Я знаю, что в республике сейчас идёт борьба сторонников и противников изучения башкирского языка в общеобразовательных школах. Однако, отдавать вопросы образования на усмотрение родителей, считаю неверным решением. Если уж мы живём в федеративной стране с правом на национальное самоопределение, делаем вид, что играем в демократию, то надо быть последовательными и пользоваться всеми демократическими инструментами. Вопрос повсеместного изучения башкирского языка на территории Башкортостана требует проведения республиканского референдума. И вот после этого уже можно говорить о продолжении темы. Если по результатам референдума языку будет отказано в присутствии общеобразовательной программы, значит национальные школы с полным преподаванием на башкирском должны выйти на новый уровень организации, чтобы удовлетворить потребности населения, а не ЧСВ политиков. А общеобразовательные школы пусть претворяют в жизнь федеральные программы на русском языке. Если же народ решит изучать башкирский, то надо приступать к созданию полноценной программы обучения. И тут уж должно быть всё по-честному — живёшь в регионе, будь добр уважай систему и закон. Не хочешь учить язык — страна большая, где-то всегда найдётся место и для тебя.
Теперь о русском языке. Слышал мысль, что его изучение в школах ущемляется, часы сокращаются за счёт башкирского языка. Наверное, это так. Потому что иначе объяснить 4 часа русского языка в начальных классах я не могу. Тут уж наши чины от образования здравомыслием не блеснули. В этом вопросе, вообще, не должно быть никаких компромиссов. Русский язык это устой нашего общества, это основополагающий принцип, не дающий нам скатиться к феодально-анархическим отношениям. Только благодаря русскому языку мы имеем, пока ещё, право называть единым народом. Он должен изучаться на всём протяжении школьного курса, да и на последующих стадиях образования, будь то ПТУ, колледж/техникум, ВУЗ. Как я писал выше о башкирском, так пишу и о русском — 15 часов в неделю минимум, с обязательными литературой и риторикой. Иначе мы скатимся в пропасть "чё" и "данунахов". И выбраться будет оттуда очень непросто.
Знаете, есть такие клубы по поддержанию языка в иноязычной среде, в которых люди общаются на английском, немецком, испанском и других языках в России. Нам нужны такие же клубы для русского языка. Да, господа, мы подошли к той границе, за которой русскому языку понадобится агрессивная защита в собственной стране. Уже сейчас надо принимать профилактические меры, чтобы эту границу не пересечь. В противном случае "лайки", "тренды" и прочие "мейнстримы" нам покажутся цветочками.
Я вспоминаю свою учительницу русского языка и литературы в школе №98, моего классного руководителя Валентину Петровну Сысоеву. Она вела у нас также факультативные занятия по риторике в 10-11 классах, так как её не было в школьной программе. Это были замечательные уроки! Валентина Петровна умнейший и интереснейший человек! Я до сих пор не упускаю случая побеседовать с ней хотя бы коротко, когда оказываюсь в школе (моя дочь учиться в 98ой). Огромнейшее спасибо и нижайший поклон Валентине Петровне за то, что я могу с гордостью называть себя русским человеком, нисколько не умаляя своего чувства достоинства татарина.
Я, вообще, сторонник абсолютного возврата советской системы образования с учётом новых реалий. В общеобразовательную программу можно бы добавить такой предмет, как изучение народов России. Что-то вроде простого информативного курса, который принял бы в себя чуток географии, немного истории, "щепотку" культуры разных народов, населяющих страну. Разве плохо, если все будут знать друг о друге больше? Может быть тогда мы перестанем делить граждан России по цвету кожи, разрезу глаз или форме носа?
Как минимум в одном Ленин был прав, когда говорил: "Учиться, учиться, и ещё раз учиться", пусть даже говорил он это и не о школе. А я повторю, лишних знаний не бывает, бывают упущенные или временно невостребованные.

13 декабря 2012 Образование Общество
Источник: http://chudny-vinni.livejournal.com/17083.html

Еще новости