Я помню деревенский бревенчатый дом в деревне Казакларово Буздякского района Башкирии. Мы — 2-3-хлетние малыши — сидели на полу и играли с патефоном. Крутили ручку, пытаясь заставить музыку звучать. Но патефон было сломан.
Это год примерно 81-й — 82-й… Дедушка еще был живой. Но в моей памяти он совсем не отпечатался. Я его не помню. Хотя есть фото, где он держит меня на руках. Мне там примерно месяцев 5-6.
Мои воспоминания о нем — это только рассказы отца. В первом или во втором классе в школе надо было рассказать о своих дедах-участниках войны. Только тогда от отца я узнал, что мой-то дед не просто воевал, но был награжден орденом Красной звезды.
Что на войне он оказался чуть ли не с самого ее начала — с 41-го года. Нет, не уходил на фронт добровольцем. Не был в составе кавалерийской дивизии Шаймуратова. Просто проходил срочную службу и, когда началась война, был переброшен на фронт…
Прошел всю войну: с 41-го по 45-й. Уже в самом ее конце — в феврале 45-года где-то в Пруссии получил тяжелое ранение, поэтому до Берлина не дошел чуть-чуть.
После войны дед хотел продолжит карьеру военного, но из-за плохого зрения был комиссован. Вернулся в деревню, женился, работал директором школы в своей деревне…
Воспитал 5 детей: дочь Дина, сын Рамиль, мой папа Рабес, Раис и Анис. Младший погиб от рук пьяного соседа — еще молодым. Дина-апа всю жизнь работала учителем в школе, ее дочь Гульнара продолжает семейную традицию (у нее у самой растет дочь), а сын Раушан на заработках на Севере, трудится шофером (у него двое сыновей-близнецов). Рамиль-абый живет в Златоусте, у него двое детей: сын Вадим прошел через мясорубку первой чеченской войны, дочь Лилия — экономист.
Мой папа учился на юрфаке БГУ, но в итоге стал высококлассным токарем. У него двое детей: я — бывший журналист телекомпании ВСЯ УФА, ныне пиарщик "Башкирского кирпича" (образование — учитель русского языка; у меня есть дочка — Рубина) и дочь Алсу — по образованию учитель начальных классов и английского языка. У нее есть сын Данил.
Самый богатый на детей оказался Раис: два сына и дочь. Радмир работает в Москве на телевидении, у него две дочери, Рушад живет в Канаде, у него сын и дочь, Раушанья училась в Америке, там вышла замуж за веселого парня Джонни и иногда шлет нам совместные фото.
Единственным продолжателем фамилии, в итоге, оказывается Рушад Рахимов с сыном Каримом. Видимо, ему и предстоит продолжать беречь и сохранять эти драгоценные медали.
Папа рассказывал, что дед о войне говорить не любил. Старался избегать этих разговоров, приговаривал: ничего хорошего там нет. Лучше — мир. Лишь бы не было войны…