27 января 2016 года, исполняется 75 лет со дня рождения Габдрахмана Кадырова

Сегодня, 27 января 2016 года, исполняется 75 лет со дня рождения
выдающегося советского, российского и башкирского спортсмена, шестикратного чемпиона мира по мотогонкам на льду Габдрахмана Кадырова.

Без его имени немыслима история мирового мотоспорта и история Башкирии, причем не только спортивная. В «золотые 60-е» мотоспорт стал брендом нашей республики, таким же, как мед и кумыс, как башкирская нефть. Будучи одним из самых молодых в славной плеяде башкирских мотогонщиков, которые принесли в 60-е годы Башкирии всемирную спортивную славу, он в итоге оказался в этой плеяде самой яркой фигурой.

Габдрахман Кадыров вошел в историю мотогонок на льду как первый чемпион Европы и первый чемпион мира. В день юбилея пора, наконец, всем осознать, что именно он стал вообще первым спортсменом Башкирии, завоевавшим титул чемпиона мира.
Уфимский тяжелоатлет Сергей Елисеев, которого до сих пор называют первым русским чемпионом мира, одержал свою победу в соревновании, даже не носившем названия мирового первенства, но уже потом приравненном к нему, и в 1899 году, когда еще не было ни Башкирии, ни Международной федерации тяжелой атлетики. К тому же проживал он в то время не в Уфе, а в Петербурге.

Следующий «чемпион мира» из Уфы — Дмитрий Соколов завоевал в 1959 году на чемпионате мира по биатлону серебряную медаль в гонке на 20 километров и стал первым спортсменом Башкирии — призером мировых первенств. В том году биатлонисты разыграли единственный комплект наград, но журналистам этого оказалось мало, и они самостоятельно наделили сборную СССР первым местом в «неофициальном командном зачете». А в результате, помимо реального титула вице-чемпиона мира, за Соколовым закрепился и мнимый: в энциклопедии Башкортостана, например, он — «чемпион мира в командном зачете».

Первый олимпийский медалист из Башкирии (бронза, 1968 год) уфимский стрелок Ренарт Сулейманов был награжден золотой медалью на чемпионате мира 1962 года за победу в составе сборной СССР в командных соревнованиях по стрельбе из пистолета.
Таким образом, до Габдрахмана Кадырова золотой медали официального чемпионата мира в индивидуальных соревнованиях из спортсменов Башкирии не завоевывал никто.

Примечательно, что в год 75-летия Габдрахмана Кадырова первой его победе в чемпионате мира по мотогонкам на льду исполняется 50 лет. Золотую медаль чемпиона мира и лавровый венок он получил на московском стадионе «Динамо» 25 февраля 1966 года, по завершении четвертого финального этапа, а «оформил» чемпионство днем раньше, выиграв там же третий этап. Это была третья победа подряд, поскольку первые два финальных этапа, проходившие на уфимском стадионе «Строитель», также принесли победу Г. Кадырову, а в зачет шли три лучших результата из четырех. Любопытно, что двумя годами раньше Габдрахман стал первым чемпионом Европы точно таким же образом, досрочно, выиграв три первых этапа.

Еще одна «маленькая» деталь той первой мировой победы Габдрахмана Кадырова. С московских этапов на весь Советский Союз шла прямая трансляция по первой программе Центрального телевидения, которое вело передачи только по вечерам и на котором вообще не было рекламы.

Габдрахман Кадыров был почти на десять лет младше своего главного соперника Бориса Самородова, которого зарубежная пресса назвала чемпионом мира по гонкам на льду еще до проведения первых официальных международных соревнований, а заявил о себе в гонках на льду на пять лет позже. Начав в конце 50-х с мотокросса, уже в 1960 году Кадыров приступил к освоению гаревых дорожек на мотоциклах класса 500 кубических сантиметров. В 1962 году он был включен в сборную СССР по спидвею, и осенью выступил в серии матчей Швеция — СССР, состоявшихся на треках Швеции и Австрии.
Войдя с 1963 года и в сборную Союза по гонкам на льду, Кадыров был включен в число советских участников Кубка ФИМ — первого официального международного турнира по ледовому спидвею, предшественника чемпионата Европы. В четырех из пяти этапов, проходивших в СССР, он выступал вне конкурса, на пятом стал зачетным участником вместо травмировавшегося москвича Бориса Захарова, и с ходу занял второе место. В шведской половине выступал уже как зачетный участник, трижды вошел в призовую тройку, причем одну гонку выиграл. В итоге набрал 24 очка и всего половину очка уступил занявшему третье место в общей классификации шведу Оке Эстблуму. Обладателем Кубка ФИМ стал Борис Самородов, второе место занял москвич Всеволод Нерытов.

Это уже была заявка как минимум на одну из медалей первого чемпионата Европы, который ФИМ учредила в 1964 году.

Из шести золотых медалей чемпиона мира только две Габдрахман Кадыров завоевал в родных стенах: первую — в Москве, а вторую — в 1968 году в Уфе. Это была самая драматичная его победа. Преимущество, полученное на первых двух этапах в Салавате, на двух последующих, уфимских он растерял и позволил себя догнать по очкам Владимиру Цыброву. Причем гонщик из Подмосковья в Уфе дважды победил, набирая по 15 очков. Судьба чемпионского титула решилась лишь в дополнительном заезде, где стремительный старт вывел вперед Кадырова.

После финиша этого заезда гонщик из ФРГ Петер Кнотт, который был ростом около двух метров, выбежал на дорожку, посадил на плечи Кадырова и совершил с ним круг почета. Такого не было в истории спидвея ни до, ни после.

Любовь западных немцев к Кадырову и советским гонщикам вообще началась с победы Габдрахмана в полуфинале чемпионата мира, проходившем в Инцелле в том же 1968 году. А после того, как на этом высокогорном катке в Баварии Кадыров завоевал три золотые медали чемпиона мира (1969, 1971, 1973), его популярность в Западной Германии значительно превзошла популярность местных гонщиков.
Популярен он был и в Великобритании, хотя там выступал только в гонках по гаревой дорожке. За внешнее сходство с членами «ливерпульской четверки» пресса окрестила его битл-боем. Той же прессой был запущен в употребление сокращенный на западный манер вариант имени — Габ. Дома, в Уфе тоже применялся сокращенный вариант: Кадырова с детства все звали Геной. Правда, потом это имя сменило веское прозвище «Отец».

Как и все советские трековые гонщики, Габдрахман Кадыров всю карьеру в спидвее провел на мотоциклах завода «Эсо», позднее влившегося в «Яву». За прославление марки «Ява» на международной арене, после того как он завоевал свой пятый титул чемпиона мира (1972), чехословацкое внешнеторговое объединение «Мотоков» подарило Кадырову автомобиль «Шкода 110 ЛС», вручение которого состоялось в Ленинграде во время континентального финала командного чемпионата мира по спидвею.

Впоследствии этот автомобиль притягивал к себе на улицах и во дворах Уфы толпы мальчишек, а те, кого Кадыров прокатил на этой машине, считали себя счастливчиками.

Спортивная карьера Габдрахмана Кадырова — от первого мотокросса в 1958 году до последней ледовой гонки в 1977-м — длилась почти 20 лет. За все это время он не получил ни одной сколько-нибудь серьезной травмы, и по его вине не получил сколько-нибудь серьезной травмы ни один из его соперников. Скорость и азарт никогда не затуманивали его сознание. Чем острее была борьба, тем расчетливее становился Кадыров, тем ближе подходил он к границе риска, но никогда ее не переходил. Конечно, случались и падения, в том числе и без посторонней помощи, но исход их был неизменно счастливым.

Получив высшее физкультурное образование, по завершении спортивной карьеры Габдрахман Кадыров перешел на тренерскую работу как в сборных СССР по спидвею и гонкам на льду, так и в Башкирском обкоме ДОСААФ. Большой спортсмен стал и хорошим тренером. Учениками Кадырова считают себя заслуженный мастер спорта России Михаил Старостин и мастер спорта СССР международного класса Николай Корнев. Перечислить их заслуги немыслимо, вместе ими завоевано на чемпионатах не ниже российского около ста медалей. В 1982 году под руководством «Отца» Михаил Старостин дошел до финала чемпионата мира по спидвею, впервые проводившегося за океаном — в Лос-Анджелесе.

К сожалению, полностью реализовать свои способности на тренерском поприще Кадырову не удалось; жизнь сложилась так, что Габдрахман Кадыров был вынужден бросить спортивную работу, и оставался в мотоспорте только в качестве судьи. Кстати, судьи международной категории, на счету которого были также гонки чемпионатов мира на гари и льду.

Но уйдя из мотоспорта, а затем и безвременно уйдя из жизни (31 июля 1993 года), он продолжал служить башкирскому мотоспорту.
Его имя во многом помогло в возрождении мотогонок на льду в Уфе. Ведь многие недоумевали, почему Мемориал чемпиона мира по гонкам на льду проводится в гонках по гаревой дорожке. В 2000 году провели, наконец, на льду, после чего решением Правительства Башкортостана был создан спортклуб имени Г.Кадырова, в 2010 году преобразованный в Центр технических видов спорта имени Г.Кадырова.
***
Все медали Габдрахмана Кадырова

Мотогонки на льду

Чемпион мира 1966, 1968, 1969, 1971, 1972 и 1973, серебряный призер 1970 и бронзовый — 1974 года.

Чемпион Европы 1964 и серебряный призер 1965 года.
Чемпион СССР 1964, 1969 и 1970, серебряный призер 1966 и 1967 годов в классе 500 куб. см. Серебряный призер чемпионата СССР 1963 года в классе 175 куб. см.

Бронзовый призер командного чемпионата СССР 1977 года в составе сборной Башкирии.

Чемпион РСФСР 1966 года в классе 500 куб.см и 1963 года в классе 175 куб.см, серебряный призер 1964 года и бронзовый — 1967 и 1968 годов в классе 500 куб.см.

Спидвей

Серебряный призер командного чемпионата мира 1964 и бронзовый — 1967 года в составе сборной СССР.

Чемпион СССР 1967, 1968, 1969 годов в составе команды «Башкирия» (Уфа), серебряный призер 1964 года в составе команды «Уфа» (Уфа).
Бронзовый призер Кубка СССР 1969 года в составе команды «Башкирия» (Уфа).

Чемпион Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта (1965) и Спартакиады народов СССР (1967) в составе сборной РСФСР.

УФА, 27 янв 2016. /ИА «Башинформ», Николай Ермоленко/

ФОТО: Александр Бельский (исторические), Ирина Горькова

‪#‎speedway‬ ‪#‎icespeedway‬ ‪#‎motosport‬ ‪#‎ufa‬ ‪#‎bashkortostan‬

27 января 2016 Машина времени
Источник: https://www.facebook.com/groups/motosport/permalink/10377443...

Еще новости