На прошлой неделе в Уфе состоялся первый Международный экологический форум. На круглом столе по экологическим проблемам города выступили Уфаводоканал, Спецавтохозяйство, Уфагорсвет, Управление строительства, Горзеленхоз и другие хозы. Но вместо того, чтобы, как профессионалы в своей области, привлекать внимание общественности к экологическим проблемам города, руководители городских ведомств воспевали успехи своих хозяйств. У меня даже возникло ощущение, будто они оправдываются перед слушателями за то, что не зря получают зарплату, хотя их там особо никто ни в чем не обвинял.
В сухом остатке мне запомнились следующие экологические проблемы города:
· Уфаводоканал: нет денег на «еще более лучшее» оборудование, нельзя пить воду из крана,
· Горзеленхоз: выдирают цветы с клумб,
· Разработчики секретных полимеров и биохимикатов: выветриваются газоны, портятся деревья от вредителей,
· Союз велосипедистов – город сделал полутораметровые (вместо трехметровых) дорожки на строящейся набережной на р.Белая.
Всё, больше экологических проблем в городе нет. Нет сверхнормативных выбросов в атмосферу, нет проблемы утилизации отходов, нет проблемы со своевременным и достоверным измерением воздействия на окружающую среду и информированием населения о чрезвычайных экологических ситуациях, и других экологических проблем тоже нет.
Какова же реальная ситуация в городе и в Башкирии? Как с этим жить? И самое главное – что ж делать?!
На днях мне попал в руки доклад главного эколога Башкирии Александра Веселова, который дает ответы на эти вопросы. Александр Калинович не только описывает ситуацию, как она есть на самом деле, но и предлагает шаги, которые обеспечат «экологический прорыв», а также меры, которые необходимо реализовать в долгосрочной перспективе. Казалось бы всё не так плохо – реальная ситуация в области экологии Башкирии на самом деле известна и даже есть решения. Но! Проблема в том, что известно все это было давно — на протяжении уже нескольких лет Александр Веселов пишет и информирует органы власти об ухудшающейся экологической ситуации в нашем крае. Так почему же никто ничего не делает, чтобы решить эти проблемы!? Это, скорее, риторический вопрос, который у нас, в Башкирии, относится не только к экологии. Раз уж пост про экологию, то не буду уходить в другие темы.
Что предлагаю я? Чтобы помочь сдвинуть ситуацию с мертвой точки и уберечь наш край от экологической катастрофы, к которой мы все приближаемся, я предлагаю сделать следующее.
Первое – прочитать и распространить доклад Александра Веселова среди своих друзей и знакомых. Давайте сделаем этот доклад вирусным и назовем эту акцию «А вы читали доклад Веселова?».
Второе – всем неравнодушным написать обращения Главе РФ, Главе РБ и Правительству РБ с предложением прорывных мер.
Итак. Посмотрите еще раз на картики. А теперь, если вам не все равно, чем вы дышите, что пьете, что едите; если вы хотите гулять по чистому городу и среди природных гор, а не гор мусора; если вы ответственно относитесь к себе, своим детям и любите наш край, сделайте доброе дело – присоединяйтесь к акции и помогите изменить экологическую ситуацию в Башкирии к лучшему. Только так, все вместе, создав общественный резонанс, мы сможем сподвигнуть наши власти к реальному решению проблем в области экологии! Также призываю СМИ, блогеров, активных пользователей социальных сетей и общественные организации обратить внимание к сложившейся ситуации и помочь с распространением информации.
Ниже я привожу текст обращения и адреса органов власти, которым рекомендую направить это обращение. Также привожу краткие тезисы (в моей интерпретации) и полную версию доклада Александра Веселова.
Адреса для отправки:
Президенту Российской Федерации через главного федерального инспектора по Республике Башкортостан — priemn.prezidentarfvrb@mail.ru
Главе РБ и Правительству РБ — https://letters.openrepublic.ru/request/a
Обращение:
Действующая в Республике Башкортостан (далее – «РБ») система управления охраной окружающей среды и природопользованием не в состоянии обеспечить решение актуальных экологических проблем и социально-экономическое развитие республики за счет эффективного рационального использования природных ресурсов и требует кардинального изменения. Природные ресурсы, как основа жизни населения и экономики республики, слишком велики и разнообразны, чтобы совмещать управление ими (включая обеспечение экологической безопасности) с функциями управления промышленностью или сельским хозяйством .
В связи с этим прошу до конца 2016 года принять следующие меры по обеспечению «экологического прорыва» в Республике Башкортостан:
1. Ввести в структуре Правительства РБ отдельную должность заместителя премьер-министра Республики Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения промышленной и экологической безопасности (являющегося одновременно министром природопользования и экологии РБ), с функциями координации (по Указу Главы РБ) деятельности следующих министерств и ведомств:
—Министерство экологии и природопользования РБ;
-Министерство лесного хозяйства РБ;
-Управление Росприроднадзора по РБ;
-Управление Роспотребнадзора по РБ;
-Управление Россельхознадзора по РБ;
-Отдел по РБ Агентства по недропользованию (Башнедра);
-Отдел водных ресурсов Камского БВУ;
-Отдел по РБ Средне-Волжского управления Росрыболовства;
-ФГБУ «Башкирское УГМС»;
-Отдел по РБ Уральского управления Ростехнадзора.
2. Провести круглый стол на уровне Правительства РБ по формированию экологической политики в РБ;
3. Создать и обеспечить деятельность координационного межведомственного совета по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при Правительстве РБ с участием экологически ориентированной общественности и некоммерческих объединений предпринимателей.
Содержание и краткие тезисы доклада «Экология или экоЛОХия в Башкортостане»
1.Охрана атмосферного воздуха – цифры от лукавого
· Фоновые концентрации по загрязнению атмосферного воздуха в Уфе растут с 2002 года;
· Данные из системы электронного контроля выбросов на дымовых трубах крупных предприятий Уфы и Стерлитамака предоставляются гос.органам самими предприятиями;
· Пост Башгидромета может находиться на расстоянии в десятки и сотни километров от предприятия, а перечень контролируемых Башгидрометом вредных веществ на порядок меньше, чем в выбросах проектируемых предприятий;
· Производственная деятельность ни одного из предприятий не была приостановлена или их технологический режим не был изменен при безветренной погоде;
· Есть сомнения в объективности замеров Управления гос.аналитического контроля (УГАК) по жалобам от населения, т.к. УГАК также работает с предприятиями республики на основании коммерческих договоров;
· Отсутствует решение проблемы «Уфахимпрома» — источника воздействия диоксина на здоровье более чем 200 тыс. жителей республики;
· В атмосферном воздухе городов республики контролируются не все вещества, являющиеся приоритетными в соответствии с методологией оценки риска здоровью; не на всех постах отбор проб проводится по полной программе наблюдений;
· Материальное и финансовое обеспечение системы экологического мониторинга в республике за последние 5 лет еще более ухудшилось;
· Имеет место эффект накопления вредных веществ в окружающей среде и т.д.
2.Вода уже не источник жизни?
· Сброс дизтоплива (более 500 л) в 2014 году в коллективных садах Калининского района г.Уфы по результатам анализов проб УГАК показали отсутствие превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по нефтепродуктам как в почве, так и в воде; ущерб не взыскан;
· Несмотря на то, что большинство наших рек имеют категории «загрязненная» и «грязная», по данным чиновников, ссылающихся на госстатотчеты предприятий, состояние водных объектов улучшилось, поскольку три небольших предприятия построили очистные сооружения;
· В стат.отчетах не учитывается ухудшение очистки сточных вод вследствие износа действующих очистных сооружений остальных предприятий и водоканалохозяйтсв, громадные объемы сброса коммунальных стоков от дач, коттеджей, личных подворий, аварийные канализационные сбросы, фильтраты от свалок и полигонов для захоронения отходов, от горнодобывающей и нефтедобывающей промышленности.
· Отсутствует канализация и очистные сооружения в 18 районных центрах РБ, Туймазинский, Краснокамский и другие районы уже утратили чистую питьевую воду, уже 15 лет Кантюковское поле (22 кв.км) в Стерлитамакском районе истекает бензиновыми родниками в пойму реки Белой. Меры не предпринимаются.
· Запрошенная Башкирским обществом спасения акватория р.Белая под проект создания учебно-производственной базы и спасательной станции была отдана индивидуальному предпринимателю;
· Отсутствует порядок в выделении карьеров для добычи песчано-гравийной смеси, отсутствует контроль за расхищением общераспространенных полезных ископаемых; в 2010 году 5 млн.куб.м гос.запасов кирпичных глин Мурдашевского карьера в Мелеузовском районе РБ было списано под размещение в карьере свалки промышленных и бытовых отходов.
3.Отходы пока не стали доходами
· Анализ эффективности управления отходами в РБ
· Самодурство или удар по инвестициям в отходоперерабатывающую индустрию?
· Выводы по управлению отходами
· Рекомендации по проблеме управления отходами органам власти, предприятиям-владельцам отходов и владельцам объектов по размещению отходов, объединениям экологических предпринимателей
4.Природный потенциал и экология республики: будем грамотно управлять или разбазаривать?
В ответ на резолюцию участников круглого стола, вмещающую в себя экспресс-анализ экологической ситуации в республике (приведен в докладе), проведенный общественными экологическими организациями РБ 26 августа 2015 г., от Минэкологии РБ была получена отписка без намерения осуществить коренную перестройку охраны природы в республике.
5.Сравнение деятельности Управления Росприроднадзора по РБ и Минэкологии РБ
6.Перечень природных ресурсов и соответствующих экологических проблем в РБ
7.Предложения по обеспечению «экологического прорыва» в РБ (приведены в обращении)
8.Навстречу Году экологии-2017: прошло два месяца с момента публичного поручения Минэкологии РБ о совместной с общественными организациями подготовке Года экологии-2017, однако оргкомитет до сих пор не создан, общественные организации игнорируются министерством.
9.Послесловие: Развитые страны ищут и находят выходы из ситуации. По этому пути неизбежно пойдет и Россия. Только нужно стать активными гражданами и спросить как с себя, так и с чиновников за результаты природоохранной деятельности, за сохранение возможности жить в чистом мире.
Полная версия доклада — по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B1jKk