Ну ладно, я достаточно наигралась ) Поэтому вот вам разгадка недавнего водружения шинного лебедя на постамент от памятника Пушкину, который не стоит там уже целых четыре года (как выяснилось, для многих это прошло незамеченным!). Автор реплики — Айдар Бекчинтаев, как я и указывала. Поэтому прежде всего дадим слово ему:
"Жэк-арт сам по себе — уникальное явление в российском искусстве со своими изобразительными традициями и канонами, заслуживающее внимательного изучения и мало кого оставляющее равнодушным. К нему можно относиться как с ненавистью, так и с восторгом, красота в глазах смотрящего, но визуальных образов сильнее на наших территориях найти не так уж и просто.
И целью акции было — обратить внимание на феномен этого народного творчества и на его неповторимую эстетику. Смысл был в том, чтобы приглядеться к этим шинным лебедям и научиться видеть их красоту, чтобы хоть ненадолго (лебедь не простоял и суток) поставить их вровень с монументальной скульптурой и городскими памятниками".
Лично я тоже готова восхищаться шинными лебедями, но только в рамках кича и всяческой постмодернистской иронии. Водружением кича на пьедестал мы как бы задаем вопрос сами себе: сколько можно мириться с кичем в наших городских пространствах, будь то двор или центральная улица? Почему мы не уважаем сами себя и не поднимаем вопрос ребром, когда видим очередное творчество работников ЖЭКа, которое тут же одобряют главы районов, исходя из своих сельских вкусов? Яркий пример — глава Октябрьского района, заполонивший проспект образчиками народной анималистики. Удивительно, что молчит и художественное сообщество, хотя его это касается напрямую, потому что профессионалы в таком случае не получают заказов.
Закономерно, что при подобном попустительстве такой лебедь или клоун запросто может из двора переместиться в центр города. Что наглядно демонстрирует этот проект, даже если его цель, по мысли автора, другая.