Настало время подробно написать про большое и громкое дело, которое мы сейчас ведем в споре с УЖХ Октябрьского района и защищаем жителей от неправильного начисления по квартплате.
Многие СМИ уже описывали эту ситуацию, вот лишь небольшое количество ссылок, собрал таки в кучу)
Комсомолка, БСТ, Проурал, Вести, снова Проурал, Уфаситими, АиФ, Паша Степанов.
Скорее всего этот же судебный процесс стал катализатором листовок с моим изображением, которые были обнаружены в ЖЭУ — 75 Октябрьского района, и потом, как выяснили сотрудники Комсомолки (за что им респект), еще в одном ЖЭУ того же района.
мой предыдущий пост, Проурал, МКСеть, Комсомолка.
Но давайте подробнее про саму ситуацию. Наливайте чай/кофе в кружку и усаживайтесь поудобнее)
В конце ноября 2016 года ко мне обратилась одна знакомая (потом их кол-во значительно увеличилось)
Начав разбираться в этой ситуации, выяснили, что УЖХ Октябрьского района увеличило ставку по отоплению с предыдущих 18 рублей за квадратный метр до 36-37 рублей, и дополнительно доначислили некую сумму за предыдущий период.
Оказалось, в 93 домах Октябрьского района, в августе-сентябре 2015 года почти одномоментно (!!!) вышли из строя общедомовые приборы, которые считают объем потребленного домом тепла.
Обычно, при наличии счетчика плата за отопление ниже, порою значительно. Как пример – двушка в 45 квадратов при наличии этого счетчика платила за отопление 810 рублей, а без счетчика – 1665, т.е. разница в 2 раза. Если умножить на 12 месяцев в году, то экономия на оплате только по отоплению порядка 10 000 рублей. Что согласитесь, не мало, особенно для пенсионеров.
(скрин квитанции, слева сумма по отоплению за октябрь, справа — за ноябрь)
Так вот УЖХ эти приборы учета не отремонтировала, не поменяла, как должна была (об этом ниже), и поставщик тепла БашРТС стал начислять этой управляющей компании суммы за отопление по нормативу (при том что сам объем то передаваемого тепла не изменился), а те не нашли ничего проще, чем переложить эти затраты за свои косяки на жителей.
Вот собственно вокруг этих счетчиков и весь сыр бор.
Продолжили капать тему, и узнали что так делать было нельзя и вот почему (не проматывайте эту часть, постарался без сложных юридических терминов)
В 2009 году Госдума приняла закон «Об энергосбережении», как раз после этого началась повальная установка счетчиков как в квартирах, так и в подвалах домов. Сроки установки периодически сдвигали, но сейчас, например, для личных нужд все коммунальные ресурсы должны учитываться. Если нет счетчика – вводят повышающие коэффициенты, не будут делать перерасчет если Вы уехали отдыхать и т.п. Но я как обычно ушел в сторону )
Так вот, в соответствии с ЖК РФ и этим законом, в домах необходимо проводить мероприятия по энергосбережению в соответствии с некими установленными перечнями и принципами.
Эти перечни в свою очередь установило Правительство РФ вот тут, и дальше поручило регионам устанавливать свои перечни мероприятий по энергосбережению.
Наше башкирское Правительство вот тут написало, что управляющая компания должна следить за нормальной работой приборов учета и своевременно проводить их ремонт.
Опять таки, в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, ФЗ «Об энергосбережении» управляющая компания обязана оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества. В соответствии с другим Постановлением Пр-ва РФ № 491, одной из составляющих содержания общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.п.
Вывод №1:
Исходя из положений действующего законодательства, на управляющую компанию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Есть у нас спецорган в Правительстве – Министерство строительства и ЖКХ, которое дает разъяснение по некоторым Правилам. Так, еще в 2015 году они выпустили письмо, где подтвердили (естественно) трактовки некоторых норм законодательства, и указали, что общедомовые приборы учета в частности по отоплению – это общая собственность всех жителей дома. Поэтому управляющая компания должна сделать так, чтоб приборы учета всегда были в рабочем состоянии, своевременно ремонтировались или менялись, и в силу прямых указаний закона обязана установить и ввести в эксплуатацию этот прибор тепла, даже если и не самостоятельно, то с помощью поставщика ресурса, например того же БашРТС. Т.е., обязанность собственников по нормальному обслуживанию этих приборов учета переходит к управляющей компании. Причем Минстрой на устранение этих нарушений дает 2 месяца.
Дальше уже Минэнерго, прочитав все, что написано выше, выпустило свой Приказ, где описало порядок мероприятий по взаимодействию между УК и поставщиком отопления для установки и замены приборов учета. Там снова многобукоф, но суть сводится к тому, что максимум за 40 рабочих дней новый прибор учета должен быть установлен.
В принципе, этих 40 дней хватает с избытком, потому что снова по одному из законов, если счетчик сломался, то 3 месяца сумму по отоплению считают исходя из предыдущих среднемесячных показаний этого прибора (которые есть), и лишь потом, с 4 месяца могут начислять по нормативу.
Вывод №2:
Управляющая компания обслуживает общедомовые приборы учета, ремонтирует их в случае поломки, либо если прибор не ремонтонепригоден – обеспечивает дом новым прибором учета, и законодатель по разным нормам отвел им на это 2 месяца максимум.
Более того, жители помимо платы за отопление ежемесячно оплачивают и строку «содержание». Это статья расходов вмещает в себя обширный перечень вопросов, начиная от уборки территории/подъездов и вывоза мусора, заканчивая самими услугами управляющей компании и работами по начислению платежей Можете поискать эти расшифровки по своему дому на сайтах УК. Самое интересное, что в эту строку «содержание» как одна из составляющих, входит обслуживание того самого общедомового прибора учета.
(вот пример стандартного отчета, УУТЭ — как раз и есть тот самый Узел Учета Тепловой Энергии)
Т.е. все собственники дома ежемесячно платят за то, чтобы прибор учета:
Но фишка в том, что в перечисленных выше 93 домах приборы учета тепла как сломались в августе-сентябре 2015 года, так и были установлены через год – полтора. Т.е. в это время никакого теплосчетчика в доме не было, но плату за его обслуживание УК брала.
Тут еще можно добавить, что наши доводы подкреплены как минимум несколькими решениями Верховного Суда РФ (раз, два), которые собственно говорят о том, что написано выше. Ну т.е. вина УК в этой несвоевременной замене счетчика сквозит изо всех щелей.
Ко всему этому вывод итоговый:
Управляющая компания обслуживает Ваш общедомовой прибор учета, в данном случае тепла. В случае его поломки она обязана в максимально установленный 2-х месячный срок принять меры к замене этого прибора учета. Если у нее нет своих денег (что вполне может быть), то УК обязана обратиться к поставщику конкретного вида ресурса, в нашем случае БашРТС, и попросить чтобы они за свой счет установили этот счетчик, переложив сумму за эту работу на жителей. Если все эти работы будут выполнены в нужный срок, то жители на себе никак не ощутят изменений в оплате за отопление. Т.е. как платили бы они раньше по 18 рублей за квадрат площади квартиры, так бы после установки нового счетчика и продолжали бы платить по 18 рублей. И не было бы никаких судов, претензий и очередей пенсионеров в ЕРКЦ в попытках вернуть свои деньги.
Собственно все эти выводы мы обобщили, грамотно на 6 листах написали иск и отправили в суды, с просьбой вернуть излишне переплаченные из-за бездействия УК деньги.
Но на судах началось самое интересное)
Во-первых эти дела подсудны мировым судьям, дело крайне нестандартное и как видно выше, описано во многих нормативных документах, которые перетекают один из другого (собственно то о чем я часто говорю, что жилищное законодательство крайне забюрократизировано и занормировано), что непросто для понимания, если ты раньше просто не сталкивался с такими делами. Так что судьи были не готовы к рассмотрению этих дел.
Во-вторых, УЖХ пошло на хитрость, и на суды стали приносить расписки якобы от старших по домам, что, мол, они (УЖХ) их уведомили о том, что прибор учета сломался, и просят жителей провести собрание и принять решение о замене этих приборов учета. И таким образом спихнули с себя ответственность. Мол, жители виноваты сами, что не поменяли прибор учета. Они же типа эксперты и должны знать какой прибор в какой дом им больше всего подходит.
В-третьих, Жилинспекция в ответ на запрос газеты «Проурал» четко обозначило ту же самую позицию, что УК обязана своевременно заменить сломанный прибор учета, хотя в ответах в адрес Уфасити.ми лукавит, либо вообще не отвечает )
В-четвертых, по одному из домов из этих 93, жители дважды писали в ту же ГЖИ, с просьбой вернуть эти незаконные начисления. В первый раз ГЖИ написали что да, это нарушение, и выписали предписание. Во второй раз написали, что предписание исполнено, типа все ок. И действительно, исключительно по этому дому жителям в марте 2017 года вернули те две дополнительные суммы, которые начисляли в ноябре и декабре. Но перерасчет по разнице ставок так и не сделали.
В-пятых, по другому дому из этого списка в том же 2016 году ГЖИ выписывало протокол на УЖХ за нарушение закона «Об энергосбережении» как раз из-за несвоевременной замены этого самого прибора учета. Штраф они оплатили. Эту инфу мы в ГЖИ запросили – в ответ тишина.
Про некоторых судей хочется сказать отдельно – но это уже другая тема )
Немного цифр, для понимания трагичности ситуации.
В 93 домах около 7 500 квартир.
У кого то ранее тариф был 18 рублей, у кого то 23, так что усредним для общей температуры по больнице до 20. Норматив же, который УК стала начислять, составляет 37 рублей.
Также для примера возьмем среднюю двушку около 45 квадратных метров. Начисляют по новым ставкам с ноября 2016 года по текущий момент, т.е. 9 месяцев.
Ущерб для этой двушки такой: 37 (нынешний тариф) – 20 (тариф по счетчику) * 45 (площадь квартиры) * 9 (месяцев) = 6 885 рублей.
Два месяца (ноябрь и декабрь 2016) всем жителям начисляли какой то перерасчет, со слов УК за то, что они «не сразу перевели эти дома на норматив». В среднем на ту же двушку еще 1 000 за два месяца.
Плюс как писал выше – брали за обслуживание этого прибора учета, когда его не было больше года. Тут точных сумм нет, но примерно около 250 рублей за год
Итого ущерб среднестатистической двушки = 6 885 + 1 000 + 250 = 8 135 рублей.
Помножьте это на 7 500 квартир, получим 61 млн рублей.
Причем я еще не беру в расчет нежилые помещения, но порядок цифр примерно таков, ну может около 70 млнрублей.
Главный вывод:
Доказательств нашей (и жителей) правоты вагон и маленькая тележка. И мы продолжаем ходить в суды и доказывать что белое – это белое. Пострадало очень много людей, и мы просим простые в общем то вещи – делайте свою работу нормально и качественно, и не будет никаких претензий. А если решили содрать с пенсионеров дополнительно по 10 000 рублей за свои косяки – то будьте любезны их отдать обратно.
Так что держите за нас кулачки и все получится.
Такая вот история борьбы добра со злом )