В Уфе по какой-то эстетской причине свирепствовала особая любовь к пиву производства Стерлитамакского пиво-безалкогольного завода.
Несмотря на наличие собственного завода ПБН.
Наличие же в городе завода синтетического спирта, который, судя по всему, выпускал в неимоверных количествах полиэтиленовые мешки, породил странный вид технологичной и компактной тары полиэтиленовые мешки, которые вбирали в себя примерно 4 литра разливного пива.
Проблема невозможности пить из мешка решалась технологично — небольшим силием пальцев из него вытягивались в районе дна индивидуальные соскИ-штуцеры, превращая мешок с пивом в подобие вымени. При желании этот сосок можно было завязать узелком и идти дальше в лесопарк без потерь пива.
Только потом я узнал, что в других областях, краях и республиках люди спешат к своим Учкудукам* с трехлитровыми банками и таким странным сейчас видом тары, как эмалированные молочные бидоны с деревянной ручкой на проволочной дуге, которая поскрипывала при каждом шаге.
Бутылочное пиво было большой редкостью и настоящим деликатесом — оно ценилось, поскольку трудно было разбавить. И разбодяжить для искусственной пенности стиральным порошком «Лотос». Довольный вид продавца пива и частный автомобиль Волга ГАЗ-2410, припаркованный возле каждого пивларька, наводил страждущих на мысли об экзистенциальной несправедливости мира.
Самое вкусное пиво БАССР, по мнению, народных дегустаторов, повторюсь, носило такие одежды.
Представлений о термаркетинге тогда, в пору социалистической интеграции, не было. Вернее, оно было одно на всех. Рижское пиво в Дюртюлях. Таёжное — естественно в горно-степном Зауралье БАССР (Сибайский, Баймакский заводы Центросоюза).
Почему-то «московское» выпускалось в Стерлитамаке и далее везде:
К слову, крайне знаменитый сейчас местный пивной бренд «Шихан» появился в начале девяностых, когда парад суверенитетов перетек на потребительский рынок. До того момента напиток с выраженным «чешским» хмелевым горьким вкусом, который доминировал в СССР из-за всенародной любви к «Жигулевскому», в рынке не присутствовал под таким названием. Очевидно, если на универсальные сорта пива был свой ГОСТ, то новый башкирский хит выпускался по Техническим Условиям. Возможно, в этом и состоял секрет популярности иногородних названий напитков.
На них был ГОСТ 1978 года, который по номеру странным образом совпадал с телефонным кодом Стрелитамака (3473)
Наряду с белебеевскими водками, продукцией столичного "молагропрома" (в начале нулевых предприятие было продано в другой регион), изделями мясоконсервного комбината, местные продукты стали неким воплощением суверенитета, экономической самостоятельности регмона в действии. И какое-то время всё это можно было пить и есть, думая, что сырьё на эти предприятия поступает родное, башкортостанское, а, значит, «настоящее».
_______________
* Учкудук — территория в Кировском районе Уфы, где были сосредоточены сразу три торговых предприятия по реализации пива. Название стало распространённым после того, как всероссийским шлягером стала одноимённая песня узбекского ВИА «Ялла».
Этикетки предприятий по производству ПБН сохранены и каталогизированы автором ресурса nuBO.ru, многая ему лета и большая благодарность!