Недавно прочитал книгу Карла Сьюэлла "Клиент на всю жизнь". Крайне рекомендую всем организациям, сталкивающимся со мной как клиентом)
И вот на контрасте свежий случай из практики российского бизнеса. В объединённом визовом центре в Уфе на Гоголя, 53 есть фотокабинка для тех, кто приехал подавать документы, а фотографии нет. Охранник честно предупредил, что если я выберу нужный мне тип фото — на чешскую визу, то фотографию не примут. Но времени бежать куда-то фотографироваться не было, пришлось идти в кабинку. Сделал фото, девушка в окошке говорит — всё строго по миллиметрам, а тут фото вообще не подходит. Возмущаюсь — как так, написано же — на чешскую. Дают бесплатно ещё один жетон, говорят выбирать фото на болгарскую визу. Подошло.
Как человек, которому не всё равно, написал на email фирме по кабинкам — photominutka.ru. Мол, ребята, в кабинке неправильные настройки фото на чешскую визу. Отвечает мне (в воскресенье, что примечательно) некто Алексей Петров — сообщите какой размер правильный, пришлём правильные настройки. Сообщаю — эй-эй, ребята, я просто мимо проходил, а не из визового центра, свяжитесь с ними, а я просто учту на будущее, что вашими кабинками пользоваться себе дороже. И получаю фееричный ответ (зато честно, да): А нам то что? Мы не владельцы этой кабины. Это Вы не нам убыток наносите.
Я понимаю, что факт некорректных настроек скорее забота визового центра, который купил или арендует эту фотокабинку. Но клиентоориентированность, по-моему, выглядит немного иначе, а не "продал и забыл".