Решить спор в досудебном порядке уфимцам помогут медиаторы
Россия за свою многострадальную историю XX века прошла сразу несколько стадий решения споров между гражданами страны. Несмотря на то, что советский суд считался «самым гуманным и справедливым» в мире, обращаться к третьей ветви власти было не очень-то и принято. Большинство конфликтов решалось на бытовом уровне, на каких-то взаимных договоренностях, а то и при активном вмешательстве общественности и рабочих коллективов.
В 1990-е годы расклад заметно поменялся. Парткомы, месткомы и советы тещи во время, например, бракоразводных процессов, ушли в прошлое. В «моду» вошли «разборки», «стрелки» и прочие элементы бандитской жизни. Не поделил имущество с партнером по бизнесу? Нанимай телохранителя, нет никаких гарантий, что конфликт не решится при помощи пуль.
Прошло 15 лет, страна, пережившая распад, залечила раны, а подавляющая часть конфликтов вновь вернулась в правовое поле. Безусловно положительная тенденция, имеющая все же ряд минусов. Загляните на сайт практически любого суда – каждый день десятки, а то и сотни заседаний. При таком темпе работы начинаешь сомневаться в качестве работы беспристрастных, по идее, судей.
Какой же этап следующий? Возможно, этап решения конфликтов в досудебном порядке. В минувшую пятницу в Геральдическом зале Курултая состоялся круглый стол «Гильдии медиаторов Башкирии». Помимо молодых медиаторов, обсудить проблемы досудебного решения конфликтов собрались представители судов, администраций и крупных юридических контор, депутат Государственной Думы РФ Рафаэль Марданшин и уполномоченный по правам предпринимателей Рафаиль Гибадуллин. Присутствовал на встрече и корреспондент информационного портала ТриШурупа.рф.
Итак, кто же такой медиатор? Согласитесь, для большинства россиян это слово ассоциируется с приспособлением для игры на гитаре. На самом же деле медиатор — это независимый специалист, помогающий двум сторонам конфликта решить дело без привлечения судебной инстанции.
Проще говоря, это тот человек, который примиряет обе стороны. Не стоит путать медиатора все с той же условной «тещей». Квалифицированный медиатор не будет причитать «Настенька, не разводись», или «Владик, отдай Стасику его долю в бизнесе». Его задача – урегулировать спор так, чтобы все стороны остались довольны, при соблюдении определенного баланса сил. Медиатор организует переговоры между конфликтующими и ориентируется на достижение четких, юридически правильных договоренностей.
Есть ли перспектива развития системы медиации в Уфе? Сейчас сказать сложно. С одной стороны, процедура медиации куда выгоднее для многих участников спора, а в случае с бракоразводными процессами даст шанс сохранить большое количество семей. С другой – процедура досудебного решения проблем появилась не вчера, но популярностью такой выбор явно не пользуется.
«Мы планируем разместить информацию о процедуре медиации — урегулирования конфликта в досудебном порядке -на сайтах судов и в канцеляриях. Те, кто придет в суд с очередным исковым заявлением смогут ознакомиться с информацией о медиации, о ее преимуществах» — рассказала нашему корреспонденту директор «Гильдии медиаторов РБ» Полина Вишневская.
Поддержал создание и работу «Гильдии медиаторов» и Рафаиль Гибадуллин, уполномоченный по правам предпринимателей. «Сейчас, когда в обществе возрастает некая напряженность, некий негатив, подобный институт нужен как никогда» — поделился впечатлениями с журналистом ТриШурупа.рф Рафаиль Вагитович.
Применять процедуру медиации в сфере долговых споров предложил директор Долгового Дома "Русина" Руслан Гиндуллин. По его мнению, привлечь должников к процедуре досудебного разрешения конфликтов можно при помощи Антипремий. Так, в течение года самых упертых должников предлагается добавлять в специальный реестр, а по его итогам самым частым гостям списка будет присвоен статус "Самого непримиримого должника Уфы", с соответствующим "пиаром" в СМИ.
Что ж, ничего против сглаживания напряженности мы не имеем, вот только поможет ли этому зарождающийся институт медиации? Если опустить весь пафос, то почему бы и нет? В любом случае о популярности или непопулярности нового института умиротворения споров можно будет говорить через несколько лет. На наш, сугубо редакционный взгляд, будущее медиации зависит от информированности населения. Чем больше граждан будут знать о возможностях досудебного мирного урегулирования конфликта при посредничестве профессионала, тем лучше это будет как для медиаторов, так и для самого населения.