Угольный глобус, советское искусство и тот самый, уполномоченный заявлять. ИТАР-ТАСС. Стою у входа. В голове пульсирует, что за всю жизнь ни разу не читала их сообщения и даже сайт не видела. Горе-горе-журналист. Идем стройной командой, во главе хрупкая и вся какая-то леди Ирина Плещева из Общественной палаты России. По дороге сюда рассказывала что вот еще совсем, казалось бы, недавно, она приехала из Воронежа студенткой журфака. А теперь вот тут, в Москве, помогает региональным журналистам узнать, как работают федеральные СМИ.
Встречает нас еще одна Ирина, редактор полит.отдела ТАССа. Молодая, лет 30 с небольшим. Русское лицо века девятнадцатого. Попадись она Толстому на глаза,обязательно бы написал о ней и на обед пригласил бы в Ясную Поляну. Входим в главный newsroom. Два этажа, телеэкраны, звонки, прозрачные стены.
Людей много, все работают как минимум второй десяток лет. Большинство долгое время были зарубежными корреспондентами. У всех по два монитора. На одном открыта ТАССовская программа. Тут по тегам раскидываются все новости России и мира, в день каждый специалист (почему-то именно это слово приходит на ум) обрабатывает сотни сообщений. Ну то есть схема такая: приходит сообщение от стрингера (журналист на фрилансе, сам снимает, сам пишет), редактор определяет важность сообщения, при необходимости звонит, уточняет данные и только после этого новость публикуется. На втором мониторе просто браузер с десятками открытых страничек.
Возле мониторов лежат таблички с рекомендациями по темам. Как объясняет Ирина, их задача — информировать, а не разжигать. Еще раз скажу, что это главный отдел Агентства, элита. В дни выборов или других важных полит.событий сюда вызывают даже тех, кто в отпуске. Всеобщая мобилизация. Да и в обычные дни здесь работают сутками, во сколько пересменки не вспомню, а блокнот с записями потеряла через месяц на Летней школе Русского репортера.
Еще мы прошлись по культурке, социалке, международке и т.д. Забавно было в отделе религий. Мы спросили девушку, как она освещала новость о часах Патриарха. "Никак. Это не новость", — ответила она. А в пресс-зале, кстати, глобус уже синий, современный. Поставили бы лучше тот черный, как у входа. Вещают русские такие в другие страны, иностранцы видят этот угрюмый символ великой державы и проникаются…
Попасть в ТАСС, говорят местные работники, не сложно. Требования хорошие — высшее образование (истфак, филфак и международники в особом почете) и отличный иностранный. Единственная бюрократическая заморочка — прописка у вас должна быть московская. А почему? Отвечают, мол, так исторически сложилось. Тем не менее, здесь постоянно стажируются десятки начинающих журналистов. После работы в полях Москвы для дальнейшего карьерного роста вас отправят работать в другую страну. Несколько лет в тоске по Родине и путь в главный newsroom открыт.