Рассмотрим проспект Октября поближе, с точки зрения города в целом. Почему вообще он должен быть таким каким мы его сейчас воспринимаем – простой дорогой, соединяющей два города Уфу (центр) и Черниковск (отдельный город до 1956 г.). По сути, ничего за 60 лет в сознании так и не изменилось –

мы так же воспринимаем проспект как транзитную магистраль для пропуска интенсивных потоков транспорта из одного конца города в другой, забывая при этом что есть другой путь восприятия проспекта как центральной части города, линейного центра (см. предыдущую статью).

Уфа-черниковка

Синей линией на схеме показан проспект Октября — связь Уфы с Черниковкой (до 1956 г. — город Черниковск)

черниковка5

Современный вид на Черниковск.

Первое, что нам скажет опытный транспортник – проспект Октября в Уфе относится к магистральным улицам общегородского значения регулируемого движения. А в Москве помимо таких улиц есть ещё и городские ДОРОГИ I и II класса, и разрешённые скорости на них от 80 до 100 км/ч. Почему происходит такая путаница в терминах и кто пустил дороги в город?

Уфа в час пик с высоты птичьего полета: https://www.youtube.com/watch?v=EnNz6JhB9Ug

Перекресток сверху Уфа. Зорге — Галле ускорено в 5 раз: https://www.youtube.com/watch?v=0TnXmEnTptc

Для начала нужно понять разницу между УЛИЦЕЙ и ДОРОГОЙ, раз даже в официальных кругах их начинают путать. Дорога предназначена для передвижения между городами, между городом и деревней, между городом и аэропортом и пр. Магистральные улицы предназначены для выхода на эти дороги и связи городских районов между собой.

Улица нужна для передвижения в городе. Дорога нужна для передвижений вне города. На дороге нет тротуаров, только обочины и зоны безопасности. Вдоль дорог не ходят пешеходы, поэтому и тротуаров там нет – разве что технические. На улице обязательно должны быть тротуары и никаких обочин и зон безопасности, разгонных полос и прочее. Проще говоря – дорогам нет места в городе, но они очень важная его составляющая вне города. Не нужно превращать городские улицы в магистральные дороги.

Улица, пусть даже и крупная транспортная магистраль в центре города, должна всегда оставаться равнодоступной для всех видов передвижения и человеческой активности, будь то пешеходная или транспортная. Никто не говорит о перекрытии транспортной артерии или ухудшении её провозной способности – только о восстановлении прав самых ущемлённых видов передвижения – пешеходном, велосипедном и на общественном транспорте.

карта уфы-гугл

Синим на схеме выделены меридиональные связи Уфы с Черниковкой — их не так много (всего 5) и проспект Октября является основной. Однако, на схеме есть и другой подтекст — значение проспекта Октября сегодня больше в связи городских районов между собой нежели с окружающими деревнями и посёлками. А отсюда следует вывод — нужно развивать проспект как общегородской линейный центр.

Теперь о конкретной транспортной магистрали – проспект Октября связывает жилой и промышленный район Черниковска и центр города Уфы. Пересечения с другими магистральными улицами в одном уровне – всё как по таблице 11.1 из СП 42.13330.2016. Выходов на внешние автомобильные дороги проспект не имеет, однако есть транспортная связь с магистральными улицами, которые выходят на внешние автомобильные дороги. А отсюда следует первый вывод – проспект используется в основном для связи районов между собой и в меньшей степени – для выезда за город.

Любой кто выезжает за город по проспекту Октября, вынужден проехать его транзитом. Поэтому, во многом благодаря магистрали Салавата Юлаева, выезд из города стал намного проще по проспекту Салавата Юлаева, а не по проспекту Октября. Сам проспект Октября при разрешённой скорости от 60 до 80 км/ч для своего класса может иметь всего 4 полосы. Максимально можно сделать его 10-полосным (радость-то какая!), но он всё равно упрётся в кольцо центрального рынка и множество пересечений с другими магистральными улицами в одном уровне. Предел пропускной способности уже достигнут, предел провозной способности наоборот сокращён. Раздувать его до восьми полос было ошибкой, уничтожив при этом потенциально самый эффективный по провозной способности рельсовый транспорт. Остановимся здесь на втором выводе – провозная способность 6-полосного проспекта является вполне достаточной.

Проблема только в возросшем автомобильном движении, которое никак не компенсировалось повышением качества и связности сети пассажирских перевозок. Качество и эффективность сети, которая была отдана на откуп частным компаниям на долгие 25 лет не контролировалось городскими властями. Общественный транспорт за это время деградировал настолько, что выбор пользователей всё больше увеличивал поток индивидуальных автомобилей, что и привело к подобному решению по отказу от общественного транспорта в пользу индивидуального и увеличению проспекта Октября до 8 полос.

Пересекать 8-полосный проспект без островков безопасности стало не только неудобно, но и небезопасно, а для стариков и родителей с детьми — так и вовсе небезопасно. Отсюда третий вывод – из-за недальновидности и, уж простите за прямоту, откровенной транспортной неграмотности властей мы потеряли способ быстро и безопасно пересекать проспект Октября пешком, что тоже способствует использованию индивидуального автомобиля уже в качестве безопасного средства передвижения по городу. Уже слышу, как оппоненты здесь мне возразят четырьмя пешеходными переходами под проспектом.

Шутка ли — вы и правда думаете, что их достаточно на всём 8 км протяжении проспекта? Для стариков, детей и инвалидов? А ведь мы сейчас говорим о главной улице города. С основными маршрутами транспорта, где люди каждый день пытаются попасть на учёбу, работу и детские сады – и далеко не у каждого студента есть машина, а у родителя – возможность развезти всю семью, при этом не опоздав на свою работу. Так что вывод четвёртый – 8-полосный проспект небезопасен для перехода, неудобен для поездок на общественном транспорте и неэффективен для поездок на индивидуальном автомобиле. Восемь полос по 3,5-4 метра провоцируют носиться «с ветерком», но не в «часы пик».

Для наглядности прикладываю снимки проспекта Октября, с количеством полос, пересечений с другими магистралями и пешеходными переходами. Исходя из всего вышесказанного можно собрать комплексный ответ «почему стоит проспект?» и, следовательно, конструктивно предложить, как это исправить – на схеме и словами.

Первое что бросается в глаза – непостоянная ширина проспекта и постоянно изменяющееся количество полос от перекрёстка к перекрёстку. Десятиполосный, он спускается улицей 50-летия Октября к Центральному рынку, который запирает его 4-полосным бутылочным горлышком, и расширением кольца здесь уже не поможешь – нужно, наоборот, развести в два разных перекрёстка с островком безопасности вместо кольца. Крестообразный – для улиц Революционная и Цурюпы; Т-образный для ул. Цурюпы и 50 лет Октября. И это вовсе не сложно, можно даже временными средствами –чтобы оценить результат и получить поддержку жителей для дальнейших преобразований на постоянной основе.

ПР-2-ЦР - фотошоп

Теоретическое предложение как улучшить перекрёсток на Центральном Рынке. Ещё в 2014 году на международном форуме «UrbanБайрам» выдвинул Лука Гуала. (см. статьюР.Рангулова) Предлагаю вообще освободить огромную площадь и сделать её доступной для людей, провести конкурс и реконструкцию — создать дружелюбное и привлекательно место в центре города. Аналогами являются московские «Белая площадь» или откопанный участок китайгородской стены «Яма» 

Центральный

Сегодня примерно такое состояние, фото свежее — 2 ноября 2018. Краткое описание: мы видим по шесть (!) полос въезжающих на кольцо с каждой из примыкающих шестиполосных магистралей, причём в центре фото за круглым островком находится остановка общественного транспорта, который тоже вынужден продираться сквозь кольцо (показано зелёным).

И уж точно не стоит городить огромную транспортную развязку в двух уровнях с переходом улицы 50 лет Октября на ул. Цурюпы во втором уровне над кольцом… Иногда радуешься, что у города нет денег на подобные наполеоновские планы – подобные решения уничтожат остатки исторической улицы Цурюпы и Революционная.

Нужно ввести жёсткий градостроительный регламент и мораторий на транспортно-ориентированные решения в центре города. Только приоритет пешехода и общественного транспорта, частичный или полный запрет в будущем на проезд в центр города на индивидуальном автомобиле, и тем более – строительство развязок в двух уровнях на границе исторического центра. Подземные туннели под центром города для связи с магистралью непрерывного движения и выезда из города – пожалуйста, но вы же туннели строить не умеете… (отсылка к недостроенному туннелю под парком Лесоводов)

Возвращаясь к схеме проспекта Октября, пойдём от Центрального рынка в сторону Черниковска – 10-полосная магистраль сужается (смешное слово – оно здесь даже не применимо) до 8 полос через квартал их становится 6 из-за постоянных пробок на остановке из не менее чем 8 микроавтобусов, парочки газелей и одного двух автобусов с троллейбусом. Врать не буду – просто снимки из космоса приведу. Далее полос остаётся 8, и каждые полкилометра-километр следуют пересечения с почти такими же 6-8 полосными магистралями, причём всё это в одном уровне и без островков безопасности. Это неправильно и так не должно быть, но это происходит.

ПР-3-ФМ-ФОтошоп

Участок проспекта рядом с «остановкой Фирма Мир». Мы видим 8-10 автобусов и микроавтобусов, которые перегородили подъезд к остановке и примыкающую улицу чуть больше чем полностью. Результат — неравномерное движение общественного транспорта на маршруте, срыв графика и желание пассажира поскорей сесть в личный автомобиль.

К тому же, например на ост. Спортивная и ост. Округ Галле самим же любителям автомобилей и ГАЗелей приходится несладко, потому что они друг другу мешают при правом повороте на перекрёстках, а обнесение перекрёстков заборчиками мешает людям единовременно и быстро переходить и без того широкую дорогу (специально не называю здесь улицей).

Спортивная

Обычный день на «Спортивной» — перекрёсток улицы 50 лет СССР и проспекта Октября. Мы видим множество микроавтобусов, въехавших на перекрёсток или стоящих прямо за ним, нарушая тем самым нормальное движение.

Причём на «Спортивной» больше всего заторов из-за левого поворота с проспекта, а на «Округа Галле» наоборот — из-за правого поворота на проспект. В первом случае имеем связь Черниковска и проспекта Октября с жилым районом Зелёная роща, и решить это можно только ещё большим количеством удобных связей и перепланировкой данного перекрёстка. Во втором случае – запрет правого поворота с заездом на полосу общественного транспорта путём установки отдельной фазы светофора, потому что для левого поворота с проспекта Октября есть подобная фаза. Наверное, этот абзац будет понятен только уфимцам, простите все 🙂

Дальше подробно рассматривать каждый перекрёсток не вижу смысла, так как ошибки одни и те же и они повторяются на каждом пересечении. Здесь приведены поверхностные решения неспециалиста, первые что приходят на ум. Разумеется, нужны полноценные исследования существующей пропускной и провозной способности улиц, исследование конфликтных точек, за которыми должны следовать пилотные проекты и временные решения уже сегодня, чтобы с пришествием времени оценить результат перепланирования перекрёстков и распространить их далее на весь проспект.

Итак, соберём все выводы воедино:

1– проспект используется в основном для связи районов между собой и в меньшей степени – для выезда за город.

2 – провозная способность 6-полосного проспекта была вполне достаточной.

3 – утерян способ быстро и безопасно пересекать проспект пешком

4 – современный восьмиполосный проспект небезопасен для перехода, неудобен для поездок на общественном транспорте и неэффективен для поездок на индивидуальном автомобиле.

И предварительные решения:

  • не нужно превращать городские улицы в магистральные дороги.
  • восстановить права самых ущемлённых видов передвижения – пешеходного, велосипедного и на общественном транспорте.
  • нужны полноценные исследования существующей пропускной и провозной способности улиц, исследование конфликтных точек и разработка пилотных проектов
  • внедрять эти пилотные проекты — уже сейчас пригласить экспертов, а главное — начать в реальности перепланировать перекрёстки, ориентируясь на все виды передвижений и на безопасность пешеходов (уже Пермь говорит о том, что нам нужны островки безопасности — очнитесь)
  • в обязательном порядке обеспечить искусственными неровностями подъём проездов до уровня тротуара, обеспечив безопасность пересечения местных проездов и пешеходного тротуара вдоль проспекта Октября — проезд не должен разрезать тротуар, а тротуар должен идти с непрерывным мощением. Убрать заборчики-загончики на переходах через магистральные улицы, заузить их у мест пересечения и обеспечить островками безопасности.

 

Кажется советов так много, что их наберётся ещё на следующую статью… 🙂

И последние две ссылки ниже, свидетельствующие о том, что наши власти забили большой болт на создание комфортной городской среды с акцентом на пешеходов, а не на автомобили. Понятно, что всё это делается во благо, и речь идёт о выезде из города… Но может стоило сначала оценить, почему и куда идут транспортные потоки? И, например, запустить шаттлы в МЕГУ, Дёму и Аэропорт. Мост, конечно, дело хорошее — но когда он ещё будет? А помочь удобнее передвигаться по городу людям нужно уже сейчас:

wx1080

Уфа будущего: дублер проспекта Октября, новый мост и 12-полосная трасса: https://www.ufa.kp.ru/daily/26651/3671764/

В Уфе планируется расширить проспект Салавата Юлаева до 6 полос: https://youfa.ru/news/140170/

Яснее ясного ведь, что расширением дорог город от пробок не спасёшь — но нет, опять решают выделять миллиард на расширение развязки при въезде. На сим откланиваюсь.

Семён Кучеров, архитектор ООО АБ «Проспект»