Чем живет деревня в Башкирии

Чем живет деревня в Башкирии всякий раз наблюдаю, посещая родителей в селе Старобалтачево. С подачи Дмитрий Михайличенко решил описать то, что вижу сам и слышу от знакомых.
Райцентр с 8 тысячами жителей и деревня в 25 километров от него — не одно и то же. Если в первом имеются многие привычные горожанину атрибуты современности вроде супермаркетов, хорошей мобильной связи, водопровода, газа, асфальта, бытовых услуг, культурной жизни и даже бассейна, то во втором — время остановилось. Здесь нет работы, нет дорог и почти нет людей. Редкие фермеры, пытающиеся возделывать землю и выращивать скот, скорее исключение.
Есть в районе крупные деревни, которые не вымирают — это главным образом бывшие «центральные усадьбы» колхозов. Из 87 населённых пунктов таких около 15. Здесь число жителей тоже сокращается, но именно здесь иногда появляются новые школы и ФАПы, о которых традиционно любят у нас рассказывать.
Говоря о сельском хозяйстве, которое в советское время было здесь повсюду, могу сравнить собственные детские наблюдения и сопоставить их с тем, что вижу сейчас и слышу от старожилов. Предположу, что мои выводы не актуальны для большинства южных районов, ведь здесь зона «рискованного земледелия». Так вот, на фоне «рекордных урожаев зерна» последних лет, о которых говорят как в РБ так и по России, здесь некоторые поля, на которых я в 92-м году «убирал» с колхозниками урожай, заросли лесом. Другая часть — пока только травой и кустарником. Местами встречаются обрабатываемые поля, но общее впечатление, что это процентов 20 от того, что было. То там, то тут слышу истории про фермеров — энтузиастов, вижу их коровьи стада, пасущиеся внутри электрических изгородей (!), вижу восстанавливаемые фермы. Но также вижу, что этих историй значительно меньше историй запустения.
Ещё в начале нулевых практически каждый местный, включая жителей райцентра, имели личное подсобное хозяйство, то есть держали корову плюс/минус овец и прочую живность. К началу 10-х эта составляющая деревенского быта практически полностью исчезла. Это произошло сразу после прихода элементарных атрибутов цивилизации — до 2002 года даже в райцентре не было газа (все топили дровами), почти не было асфальтированных улиц и торговля была весьма ограниченна. К слову, хорошо помню, как было с обеспечением в позднесоветское время — купить еды было почти невозможно. Выживали натуральным хозяйством. Но в изобилии была продукция местного (ныне почившего) хлебокомбината — чёрный кирпичик за 16 копеек, которым кормили гусей, свободноживущих все лето на лугу вдали от хозяев. В те годы каждый клочок земли с зелёной травой непременно скашивался для личных нужд — основные сенокосные угодия были колхозными.
Пожилые бывшие колхозники любят приговаривать, что раньше они производили в разы больше продукции, но им ничего не доставалось. А сейчас земля пустует, но проблем с мясом и хлебом нет. Понятно, что здесь перекликаются очень разные составляющие — от политической системы страны до глобализации. Но местному мужику это кажется абсурдом. Добавлю, что мальчишкой наблюдал масштабы только видимого неприкрытого воровства колхозного имущества — дизельное топливо ведрами из бочки, а зерно мешками прямо из комбайна.
В наши дни то один предприниматель возьмёт бюджетных денег на восстановление фермы, то другой. Не скажу, что всё впустую. Но общее впечатление именно такое. За 15 лет местный «молочный комбинат», оставшийся с советских времён, несколько раз перезапускался с новым оборудованием. Сейчас в процессе очередная попытка.
Кроме бюджетных организаций, торговли и нескольких инфраструктурных объектов работы для молодых практически нет. При этом люди не выглядят бедными и несчастными ). Машины, пусть чаще и отечественные, обновляют регулярно.
Поговаривают, что местные жители 8 лет ждали резких улучшений от выходца из деревни Штанды Рустэма Хамитова. Но кроме его редких частных визитов в летние выходные в гости к родственникам ничего вспомнить не могут ). Ещё говорят, что то ли случайно, то ли не очень, но действующий глава республики, дескать, побывал во всех районах Башкирии, кроме Балтачевского.
Даже мое поколение, закончившее школу в 99-м году, в большинстве здесь не живет. Молодежь продолжает эту традицию. Многие работоспособные мужчины средних лет зарабатывают вахтовым методом.
Здесь довольно сильны традиции. Не всегда лучшие ). Достаточно взглянуть на «явку» во время выборов. Я не против активности граждан, вы же понимаете, о чем я )
Если в целом, то большие села живут. Люди строят дома, рожают детей. Частный бизнес пытается что-то делать. Районная Администрация, судя по соцсетям, старается быть в тренде и как-то в этом участвует.
И да, это было оценочное суждение наблюдателя, а не журналистский репортаж.

Транспортная реформа в части междугородних перевозок по Башкирии закончится ничем, если чиновники не поймут простых вещей, которые не нужно придумывать — достаточно просто перенять. Поясню на примере райцентра Старобалтачево, откуда до центра Уфы около 200 км.
Люди продолжают предпочитать таксистов на «Ларгусах» или частные «ГАЗели» потому, что:

  • «билеты» бронируются по телефону,
  • пассажиров при желании пассажира забирают из дома,
  • дорога до Уфы занимает 2 часа вместо 4 на автобусе БАТ, так как последний заезжает на промежуточные автовокзалы, чтобы добрать пассажиров, но и здесь не везёт, так как «смотри все пункты сначала»,
  • в Уфе пассажиров доставят до нужного места: как правило это РКБ либо студенческие общежития:
  • из Уфы их заберут от той же РКБ вместо Южного автовокзала.
    По словам местных жителей, сюда отдельный автобус Башавтотранса даже не запущен, так как транзитный из Верхних Татышлов — и тот ездит пустым. Экономикой здесь и не пахнет.
6 января 2020 Жизнь Среда обитания Транспорт
Источник: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3915179471829210&set...

Еще новости