И так вернемся к нашей транспортной реформе, а точнее большому мыльному пузырю, который пытаются нам продать под видом этой самой «реформы». Я не хочу сейчас разбираться её плюсы и минусы, просто потому, что моему личному убеждению никакой реформы у нас просто не было. Реформа подразумевает глубокие структурные изменения, а не просто тупое затыкание дыр огромными бюджетными инвестициями для создания видимости благополучия и перераспределения под шумок финансовых потоков, ходящих в отрасли.
А теперь я попробую вам доказать это. Для начала, давайте сразу поставим одну точку над «i», на «успехи» транспортной «реформы» есть два взгляда с разных сторон, и я сейчас не о восторженном взгляде самих реформаторов. Это взгляд с точки зрения пользователя, так сказать — обывательский и с точки зрения работоспособности самого механизма. При этом эти взгляды могут иметь существенные различия в оценках и это не значит, что кто-то из «глядящих» ошибается, просто всё зависит от точки, с которой «глядишь».
Ну, приступим. Есть три основных момента, которые нам пытаются продать в качестве доказательства что реформа не только была, но и прошла она с оглушительным успехом:
Мы купили много новых автобусов. Да много, да купили. А тут давайте вспомним про две точки зрения на «реформу». И с точки зрения обывателя это реально некоторых впечатляет, просто потому что они блестят. Но даже с точки зрения обывателя не все так радужно, ибо многие теперь и старых дождаться не могут. С точки зрения же профессионала, покупка такого класса автобусов, в таком количестве и есть ничто иное, как — мыльный пузырь.
Начнем с того, что покупка новых автобусов в правильно работающих системах называют без пафоса — обновлением парка, а не «реформой» и делают это регулярно в том числе в других городах без нашего пафоса и помпы, понимая для чего их покупают и где и кого они будут возить. У нас же была просто задача — купить очень много по меркам наших оптимизаторов автобусов и громко об этом объявить, устроив из их передачи шоу республиканского масштаба.
При этом, на этих новых автобусах просто некому работать, они стоят без водителей, и это был первый удар в спину оптимизаторов, они, наверное, думали, что водитель идет в комплекте с новым автобусом. Плюс ко всему их некуда ставить и негде и некому обслуживать. И теперь самое главное. Основным параметром, определяющим работу автобуса в транспортной системе, является его — провозная способность. А тут на вообще все плохо и если брать для расчета просто даже паспортную вместимость, то получается следующая петрушка.
Мы купили 372 автобуса малой и средней вместимости, они одновременно способны перевезти чуть меньше 13 тысяч пассажиров. При этом, если бы мы купили на те же деньги больших автобусов с газовыми двигателями, то получилось бы 147 машин, и они бы уже могли перевезти более 16 тысяч пассажиров и при этом мы бы получили серьезную субсидию из федерального бюджета, если не ошибаюсь почти половину!!!… истраченных на закуп средств.
А если бы вообще, без изысков то могли купить обычные, надежные и проверенные дизельные автобусы и их получилось бы — 275 штук и перевезти бы они уже могли более 30 тысяч пассажиров. То есть, на те же деньги мы могли купить техники, которая работала бы эффективнее более чем в два раза!! Но в мыльном пузыре главное не эффективность, а его размер.
Теперь вернемся к безналичной оплате. Опять же с точки зрения обывателя, да, есть изменения в лучшую сторону у них появилась возможность, как минимум попытаться оплатить проезд картой в большем количестве маршрутов, за эту попытку правда можно получить заряд отборной брани на чисто русском языке, но попытаться то можно, а раньше нельзя было, значит реформа удалась.
С другой точки зрения все выглядит несколько иначе. Тут опять же стоит разделить историю на две части. Первая часть, это безналичная оплата проезда банковской картой и это требование федерального закона, которое вообще ни имеет никакого отношения к нашей «реформе» и обязательно к внедрению к определенной дате на всем транспорте России. При том, что система безналичных платежей на транспорте существовала и не плохо работала еще с лохматого 2011 года.
А вот транспортное приложение с картой АЛГА — это вообще отдельная история. Про то, какое это приложение кривое и кто и для чего его проталкивают, я уже сто раз писал в том числе и вообще о самом смысле существования транспортных карт. Ссылки ниже. Но давайте посмотрим на эту историю, с другой стороны. Вот смотрите, если кто-то помнит, преподнесли нам это как инвестпроект неких инвесторов в числе которых Сбербанк и запустили его в качестве пилотного проекта на территории республики, чтобы избежать законные вопросы со стороны ФАСа и прокуратуры.
Правда чуть позже выяснилось, что никакой это не инвест-проект и что по окончании пилотного проекта программное обеспечение и мобильное приложение будет необходимо выкупать, а условно-бесплатными являются только терминалы, и то именно условно, потому что их стоимость заложена в процент за обслуживание.
А теперь объясните мне, зачем республике это приложение вообще нужно и для чего оно служит? Для того, чтобы жители республики могли ездить дешевле на несколько рублей? Так просто сделайте этот проезд дешевле на несколько рублей и всё! Зачем городить такой затратный огород? Хотя нет, дешевле он только для владельцев карты АЛГА. Для чего? Да тут все просто, чтобы раскачать проект с этой картой, то есть это такая промо-акция по популяризации транспортного приложения и самой карты.
Но я повторяю вопрос, для чего нужна эта карта республике? Дело в том, что «дешевле» и единственную полезную функцию этого приложения «пересадка в течении часа» происходит не по щучьему велению, а по её хотению и данные выпадающие доходы БАТу компенсирует бюджет. То есть, я правильно понимаю, что на данный момент, бюджет тратит колоссальные средства на популяризацию чьего-то «инвест-проекта» который нафиг самой республике не нужен и зарабатывают с которого исключительно операторы этого проекта и «инвесторы»?
Где в этой, по сути коррупционной теме, в которой не последнюю роль играет Сбербанк, вполне возможно даже не подозревая об этом (но его представители могут связаться со мной, и я объясню им, во что они вляпались), хотя бы признаки реформы? Да и… хотел отдельно отметить, что «новую» кривую и непредсказуемую систему безналичных платежей внедряли «поверх» уже существующей с 2011 года системы, которая очень неплохо работала и работу которой просто нужно было расширить на частников, но у неё был один существенный минус, она была не подконтрольна Мухаметьянову и поэтому её выдрали с корнем по живому без наркоза.
Третье. Нелегалы. Ох это любимая сказка сейчас которая затягивается тоскливыми голосами оптимизаторов и их подпевал из числа политологов, когда любую критику в свой адрес они сразу называют противодействием нелегалов, которые цепляются за многомилионный теневой пирог. При этом часто сами себе в этой истерике противоречат, сперва заявляя, что нелегалов они всех победили уже давно. И многие обыватели в это легко верят и даже раздаются жидкие аплодисменты из зала.
По факту об этом тоже уже написано не раз. У нас сейчас все, все автобусы работающие в городах республики на регулируемых маршрутах, в основной своей массе включая БАТ, кроме нескольких межмуниципальных маршрутов, работают нелегально! Просто потому, что легальным перевозчиком считается тот перевозчик, который в том числе имеет карту маршрута, выданную на основании требования 220 ФЗ по итогам проведенного конкурса, тем перевозчикам, которые этому 220 ФЗ соответствуют. И с точки зрения, как раз этого закона, именно частники на нерегулируемых маршрутах легальное всех остальных.
У нас все карты регулируемых маршрутов просто раздали без конкурсов в 2016 году, тем перевозчикам, которые победили в конкурсах 2013 года и вполне возможно соответствовали тем требованиям, но в большинстве своём не соответствуют требованиям закона, на основании которого им эти карты выдали! Вот на этом можно заканчивать вообще разговоры про нелегальных и легальных перевозчиков, потому что последних у нас просто нет вообще. А легальными и нелегальными перевозчиков назначают исходя из их лояльности, наличии «крыши» и их договороспособности с нужными людьми. И это даже не Техас, в котором к слову с общественным транспортом все очень неплохо. Я бы даже перефразировал нашего главу, требовал не убрать Техас на дорогах, а создать на них что-то подобное хотя бы.
Когда же мне начинают рассказывать, про борьбу с «нелегалами», мне всегда хочется спросить, ребята, а эти нелегалы, они кто? Вам не кажется, что это как раз и есть тот малый бизнес, о поддержке которого вы с пеной у рта кричите из каждого утюга? Просто этот бизнес работал в тех и исходя из тех правил, которые на рынке существовали? Правил понятийных, и сейчас вместо того, чтобы сесть с ними за стол переговоров, выработать общие правила и стандарты работы начать с ними сотрудничать, вы сделали из них страшилку, которой чиновники пугают непослушных детей, не дав рынку вообще ни каких новых правил «игры» и просто пытаясь переформатировать этот рынок под свои аппетиты.
Возвращаясь к «реформе». На основании всего вышеизложенного я и утверждаю, что никакой реформы не было от слова , поэтому говорит о том, удалась она или нет, вообще смысла нет. Что это было? Был передел рынка, была бурная имитация и надувание огромного мыльного пузыря, который для обывателя конечно может казаться красивым, но может в любой момент лопнуть и похоронить вообще всю транспортную систему, которая сейчас живет исключительно потому что бюджетом затыкают все проблемные места в ней. Вопрос на сколько этот бюджет хватит, учитывая, что он у нас дефицитный и что «жируем» мы пока на старые запасы бывшего главы, а аппетиты и потребности БАТа только растут.
Про затыкают бюджетом. Просто информация для размышления. Мухаметьянов хочет протащить под видом реформы идею о том, что большинство маршрутов по нерегулируемым тарифам необходимо перевести на регулируемые тарифы (и о них мы уже писали не раз) при этом размер бюджетных дотаций на компенсацию выпадающих доходов на них увеличивается до одного миллиарда рублей!
Теперь внимание, после и если эту аферу удастся провернуть, то проезд на этих маршрутах для пассажиров не станет дешевле! Он останется на том же уровне и для них вообще ничего не изменится измениться что-то может только для Тимура, который рассчитывает это «контролировать» и бюджет будет просто перечислять в виде компенсаций МИЛЛИАРД рублей, при этом (продолжаем внимательно следить за самой мыслью) основным перевозчиком по этим маршрутам в нарушение того же 220 ФЗ Тимур хочет сделать БАТ, который и должен являться конечным получателем части этих денег и который в свою очередь будет основную их массу передавать в качестве налогов в Федеральный бюджет.
Эй, вы там это, таким хитрым образом решили поддержать федеральный бюджет и Сбербанк, через транзит денег через БАТ и развивая проект Сбербанка за счет бюджета, в этом и был основной смысл транспортной реформы? А, ну тогда всё ок, мы просто ожидали другого.