Жирная запятая

Этому сюжету — 5 лет и один месяц. Его сделала Юлия Нигматуллина — глубокий, вдумчивый и острый телерепортёр, финалист ТЭФИ-«Регион» (репортаж «Люди и твари») и победитель конкурса «Правда и справедливость» (сюжет про махинации с анализами). Тогда Юля работала на ВГТРК. Теперь на БСТ.

Там такая история: школьники из Черниковки с преподавателем ходят на Курочкину гору и присматривают за могилами со звездочками. Красят, убирают ветки, повязывают ленточки.

В оцифрованных базах данных есть только 2 имени военнослужащих однозначно похороненных на кладбище «Курочкина гора» — Григория Перданкова из Пензенской области и Александры Михайловой из Новосибирской. Это потери небоевые, часть, в которой они служили — не с переднего края. Они охраняли особо важные объекты промышленности. В документах написано «убило поездом 8.03.1945». Эта запись нас укрепила в том, что мы на правильном пути и бросать начатое дело нельзя.

По всему холму, в чаще леса разбросаны металлические памятники со звездой. Где уже не сохранилось имён. Только надписи, тщательно подновляемые школьниками: «умер в 1944 году». Эти металлические пирамидальные конструкции уходят в землю, с каждым годом их меньше. Много там и «гражданских» захоронений, которые датируются тридцатыми и сороковыми годами. Там есть и восьмиконечные кресты с табличками, есть и с надписями на тюрки. Весь поросший густым лесом холм — это старое черниковское кладбище.

Статус этого места был не определен: на кадастровой карте было белое безмолвие. Сейчас там есть некий статус.

Что с этим кладбищем делать — непонятно. Оставлять уходить в землю тоже — совестно. Все время там появляются признаки ухода за захоронениями (помимо наших с Союзмашем субботников).

Нормальной поисковой работы по Курочкиной горе пока никто не проводил.
Сложность ещё в том, что рядом были эвакогоспитали, которые должны были по документам отправлять на более известное Сергиевское кладбище. Которое находилось в 20-22 километрах от Черниковки (или Сталинского района Уфы). Это по документам. Как было на самом деле, мы можем только предполагать.

За несколько лет мы по всем инстанциям намотали не один километр, Виталий Брыкин оббил в щепки не один порог. В итоге получилась виза от Ульфата Мансуровича, что дело нужное. Параллельно изменился статус земли.

В общем, мы решили больше не терпеть неясности и неопределенности и не оставлять все как есть. Нельзя бросать.

Кинули клич штабом — отправили шапку по кругу в штабе ОНФ и заказали камень у фирмы, которая работает в Тимашево как раз по этому делу. Делал мой одноклассник, Андрей Новиков. Все по совести и по божеской цене, с учетом того, что туда трудно добраться.

Мы хотели сделать максимально антивандально по понятным причинам.

Всё время с нами были сотрудники и руководство ПАО ОДК-УМПО и Башкирское региональное отделение Союза машиностроителей России, оказывая все виды помощи.

Здорово и по-человечески помог Калининский район — нужно было убрать бурелом и расчистить поляну, чтобы элементарно там можно было находиться и туда добраться.

Мы открыли этот памятный знак вместе с калининцами и заводчанами, там были действующий глава района Сергей Кожевников и его предшественник Григорий Букреев, а также депутат Горсовета Сергей Бубличенко. Получилось общее важное дело.

Теперь это место с карты не сотрётся. Теперь уже будет не так неудобно перед школярами, которые там регулярно бывают, судя по свежим георгиевским ленточкам.

Есть надежда, что через десятилетия это место останется зелёным пятном в городской застройке, когда город двинется в эту сторону.

И есть надежда, что архивные открытия случатся раньше, чем последняя ржавая красная звезда уйдёт в землю.

https://gtrk.tv/novosti/zabroshennaya-bratskaya-mogila-naydena-v-ufe?fbclid=IwAR0SGocG8W2QodPbuG05nqsc1lni5hBREzphPrknt9gxUbGPbydFWXXg9kc

23 июня 2020 Среда обитания
Источник: https://www.facebook.com/shamil.valeev/posts/102167520610234...

Еще новости