Сегодня на сайте Администрации ГО г.Уфы вышла прелюбопытная статья про инициированный недавно депутатами Горсовета Уфы и по совместительству владельцами или руководителями строительных компаний, либо просто аффилированных с застройщиками, законопроект о внесении изменений в республиканский и федеральный законы б объектах культурного наследия.
Я описала в начале декабря суть планировавшихся поправок, о том, как законопроект был мягко раскритикован даже правовой службой Курултая потому, что поправки прямо противоречили федеральному закону №73-ФЗ.
Одно из главных поправок — требовали установить предельный срок проведения ГИКЭ (гос. историко-культурную экспертизу) до 01.07.21. и если к этой дате не успеют старые выявленные ОКН (объекты культурного наследия) включить в Единый государственный реестр ОКН, то автоматически такие объекты будут подлежать исключению из перечня выявленных ОКН. Для выявляемых впервые памятников депутаты также пытались установить предельный годичный срок для проведения ГИКЭ и если не успеют провести ГИКЭ, то и новые памятники (а это не только здания, но и памятники археологии, курганы и т.д.) также подлежат автоматическому лишению охранного статуса.
Особо хочу отметить, что стоимость ГИКЭ десятки тысяч рублей и имеют право ее провести исключительно аттестованные в Министерстве культуры России эксперты, получающие на это спец лицензию. Всего бюджета республики Башкортостан не хватит, чтобы успеть нанять одномоментно всех экспертов со всей России и посадить их делать экспертизы выявленных ОКН только в нашей республике. Более того, статус выявленного ОКН ну никак не отличается от статуса прошедшего гос экспертизу, т.к. памятники из обоих реестров охраняются одинаково. Разница только в границах охранных и защитных зон на земельных участках. У выявленного памятника нет охранной или защитной зоны, памятник охраняется в пределах своего периметра.
Если все проблемы в Уфе и республике в том, что якобы невозможно реставрировать и выставлять на торги наши памятники, находящиеся в Перечне выявленных ОКН (что явная 100% ложь), в чем проблема выставлять на торги и активно реставрировать здания, уже включенные в Единый гос. реестр?
Дом Тихониных, усадьба Бухартовских, доходный дом Видинеева, усадьба Судаковых, доходный дом Давыдова на Карла Маркса, усадьба Степанова-Зорина на Чернышевского, 47, усадьба Ахтямова, что прям напротив Галереи Арт на Чернышевского. Все это уже объекты, включенные в реестр. И что? Они продолжают разрушаться и каждый из них уже горел.
Или деревянная Усадьба братьев Соловьевых, что на ул.Свердлова, отреставрированная и там в ближайшие месяцы уже будет открыт по распоряжению Радия Хабирова Музей полярников. Усадьба братьев Соловьевых как раз до сих пор в Перечне выявленных ОКН и через Гос историко-культурную экспертизу не проходила пока. Отсутствие ее в Реестре не помешало ее прекрасно отреставрировать!
Что еще удивило меня в этой статье. Ее автор в качестве наглядного примера к своей статье публикует фотографии горящей усадьбы Бухартовских и Доходного дома Видинеева. Только оба эти здания прошли ГИКЭ и включены в Единый гос реестр ОКН в 2017гг. И что-то толку для этих зданий от нахождения в реестре я не вижу. И предметы охраны у них давно определены. Однако это мало им помогло…
Я сегодня пытаюсь растолковать максимально, в надежде, что этот пост прочтут и сами депутаты. Уважаемые депутаты, давайте сядем уже один раз за круглый стол. Вы зададите нам максимально все свои вопросы и опасения. Мы постараемся предметно вам ответить на все ваши вопросы и опасения! Иначе получается как глухой телефон.
P.S. Публикую ссылку на ту самую статью с сайта мэрии Уфы