А мне категорически нравится то, что делает уфимский The Театр. Сегодня вечером имела честь побывать на таком таинстве как читка еще непоставленных пьес (эскизы пьесы), и это было офигенно. Послушала две пьесы: «подлинность и подделка. русский авангард. Супрематическая пьеса» и «РАС-сказы».
Первая: близкая мне по духу добротная журналистская работа, но только для сцены. Компиляция диалогов русских авангардистов, пояснений и отзывов организаторов и посетителей скандальной выставки русского авангарда в Генте 2017 года. Ее организаторов в итоге обвинили в мошенничестве. В том, что под видом неизвестных работ авангардистов были выставлены подделки. Воистину одна из задач театра — это просвещение публики, и работа Марии Улья Нова прекрасно с этой задачей справляется.
С удовольствием посмотрела бы пьесу в исполнении актеров. Сегодня это был замечательно исполненный монолог Anastasia Patlay, читка которой хорошо визуализировалась
Вторая пьеса просто бомбическая: «РАС-сказы» Виктории Емелёвой. Это рассказы-монологи четырех матерей и одного отца, воспитывающих детей с аутизмом. Рассказы — это реальные интервью с реальными родителями… проникновенные, поглощающие, объединяющие и в радости, и в горе… Пьеса о том, как диагноз, поставленный однажды ребенку, меняет жизнь его родителя. Вот мама из состоятельной семьи в России, бегавшая прежде марафоны по всему миру, теперь сравнивает свою жизнь с темным тоннелем, по которому движется на ощупь и любые вспышки в развитии Сережи, например, неожиданно произнесенное слово, пугают ее больше, чем привычная темнота… А это мама из Казахстана. отчаянно сопротивляется системе, ставящей на ее сыне крест со словом «инвалидность»…Еще одна семья распадается после заключения врачей, хотя оба родителя любят и поддерживают дочь. Или мама, которой повезло выйти замуж в Шотландию, и которая настолько счастлива в своей особенной семье, что какое-то время даже вообще не замечает особенностей в развитии Джонатана. Собственно, никакой драмы не происходит и тогда, когда консилиум из 12 врачей подтверждает у Джонатана «классический аутизм». Потому что в Шотландии есть бесплатная программа поддержки таких детей и их семей, а к диагнозу прилагается не инвалидность, а «наша помощь». То, как Виктория, которая знает о детском аутизме все и даже больше, уложила откровения родителей в пьесу, — потрясающе. Мы привыкли смотреть такие истории в кино, а не на сцене. Но они определенно достойны именно сцены, где дистанция между актером, материалом и зрителем минимальна (в The театре, я бы сказала, она практически отсутствует). Я не люблю российское драматическое кино за то, что оно выворачивает мои чувства наизнанку. Но Виктории чудом удалось этого избежать: в подобранных ею монологах не только страх и боль, но и смех, и надежда.
На самом деле «Рас-сказы» — готовая заявка на любой грант: это надо показывать старшеклассникам, студентам, депутатам Курултая и Госдумы. Именно так когда-то было в Шотландии, где мамы детей-аутистов достучались до парламента. И после этого появилось финансирование у программ поддержки детей с аутизмом.
Документальный театр. Кажется, так это называется. Я в абсолютном восторге, ребята. Снимаю шляпу. Жалею, что не успела посмотреть все, что вы провели в The ТЕАТР в эти выходные. Я ваша горячая поклонница с недавних пор. Желаю удач и достойного финансирования.
Спасибо, Alia Yahina, за оказанную мне честь присутствовать на замечательном событии