Ну так сказать, в качестве вступления…. во многих регионах и муниципалитетах, там, где они относительно самостоятельны, выражение «транспортная реформа» это просто набор букв, под которые впихивается любая суета, связанная с транспортом, чаще всего закупка новых автобусов и не имеет реальной концепции и даже банального понимания, что в результате этой реформы город или регион в целом должен получить. Они чем-то напоминают клипы Бузовой, что-то брякает, что-то мелькает, а смысла нет никакого.
Насмотревшись на реформаторов всех мастей, по «городам и весям», а также на то, как они пытаются впихнуть невпихуемое, называя это — транспортной реформой, решил составить небольшую инструкцию, соблюдая которую чиновники, вдруг неожиданно поставленные на кормление в сферу общественного транспорта, не выглядели, как минимум глупо.
И так, вы каким-то чудом или оказались в кресле отвечающего за развитие муниципального транспорта, или вам эта задача неожиданно прилетела в качестве наиважнейшего поручения, вы в этом очень мало понимаете, тем не менее результат дать нужно завтра.
Первое, определите для себя, что вам необходимо, вы реально хотите изменить мир к лучшему и оставить после себя на земле лучик света, или вам нужно тупо пересидеть волну и потом уйти с повышением на место потеплее. Тогда никаких проблем, все очень и очень просто. Нужно торжественно делать максимум громких заявлений, в торжественной обстановке открывать двери у автобусов, разработать брендбук для общественного транспорта, покрасить в него пару автобусов, установить с десяток умных остановок, заявить о разработке какой либо информационной платформы на которой в дальнейшем будет строится вся система и в идеале продавить покупку десятка Векторов как вишенку на торт местной транспортной реформы и вообще быть громким, звонким и активным, главное руками ничего не трогать, что бы не сломать.
Что еще важно (я сейчас вот вообще не шучу) Создать какой-либо информационный ресурс для связи с общественностью и посадить туда относительно вменяемого попугая, который будет сыпать на все ответы заготовками типа: «мы примем к сведению, мы рассмотрим, мы накажем….. можно даже иногда обещать расстрелять виновных» и периодический выкладывать красивые картинки и объяснять, что реформа идет полным ходом и очень скоро станет лучше. Если сделать всё правильно, то этот ресурс сможет служить громоотводом, собирающим весь негатив в сети и избавляющий первых лиц реагировать на общее недовольство общественным транспортом.
На такой имитации при правильно расставленных акцентах вы сможете просидеть пару лет без проблем, при этом самое главное не нанесете системе большого ущерба своей деятельностью, не понимая сути вопроса и это уже можно будет считать маленькой, но победой. Но! Если или задача стоит так, или совесть подсказывает, что нужно реально что-то делать, то тут все намного сложнее, но тем не менее попробуем очень кратко накидать крупными мазками.
В принципе строить логику будем исходя из того, что вы новый человек в системе и не вросли еще в неё своими интересами и определенными обязательствами перед «хорошими людьми». В противном случае воевать вам придется со своим отражением в зеркале. И вот тут и первый важный момент, который может в принципе определить тот успех, которого вы сможете добиться в своем крестовом походе.
Система…..
Нужно понимать, что общественный транспорт — это сфера, напрямую связанная с оборотом большого количества наличных денег, да и денег в целом, соответственно ожидать, что она живет сама по себе и руководствуется законами природы смысла нет. Это сильно коррумпированные системы с наличием огромного количества интересантов и получателей с неё, которая за долгие годы пониженного внимания к ней само организовалась так, что одним желанием её не изменить.
Основная масса людей, которые будут вас поздравлять с назначением или от неё стараются держаться подальше, понимая, что «это поля Маркиза Карабаса», или работают в команде этого «Маркиза». И их основная задача вас направить в нужное им русло, а не помочь совершить революцию в одной отдельно взятой деревне. Что с этим делать, сказать сложно, но если нет человека на самом верху, который бы одобрил «души прекрасные порывы» и вы не имеете прямого контакта с одним из первых лиц, который выпишем вам условный карт-бланш на реальную реформу, то в принципе можно и не начинать даже, вас сожрут довольно быстро, отработанных механизмов для этого масса.
Но возьмем идеальную ситуацию, у вас реально есть желание что-то изменить, а у желания есть основание в виде человека способного влиять на принятие тех или иных знаковых решений.
Документация….
Чаще всего, всю существующую в регионе планируемой транспортной революции можно даже не читать, а сразу отправлять в печку вслед за перепиской Энгельса с Каутским. Чаще всего это латанные перелатанные новыми заплатками старые портки, которые носили еще при советском союзе. Опираться на них, или тем более использовать их в качестве основы смысла нет, от слова — вообще.
Нет конечно, если основная задача деятельность чисто имитировать, то подойдут любые исписанные буками листки в качестве документов транспортного планирования, даже инструкция по сборке стола из ИКЕИ. На сегодняшний день, эти документы нужны в основном, для получения федеральной поддержки и для представления в суд, для обоснования своей позиции, в частности в спорах с перевозчиками.
В первом случае если вдруг появилось желание пропитаться федеральными деньгами, достаточно найти «специалистов», хорошо знающих как, работает система и её требования, которые вам на коленке слепят документы так, что они пройдут конкурс на получение этого финансирования, а если еще копеечку добавите, то и помогут им пройти. Во втором, все проще, любой чиновник великолепно знает, как затянуть любой процесс и в результате шваркнуть саму систему даже его проиграв.
Но мы же рассматриваем вариант фантастический, когда вы реально решили, что-то в этой жизни изменить.
Тогда всё в печку. Первое важное решение, которое вам необходимо принять на этом пути, которое определит всю дальнейшую судьбу вашей реформы, это какими ресурсами вы её будете делать. Тут два варианта, внутренними ресурсами или внешними. При этом тут довольно интересная ситуация, внутренними ресурсами полностью без привлечения внешних, увы не получится даже при большом желании и внешними без максимальной мобилизации внутренних будет очень сложно и принципиально разница только в том, что будет условным архитектором самой конструкции, в этом случае конечно предпочтительнее, что бы основные рычаги были в ваших руках, если вы сможете их удержать.
Вариант первый, внешние ресурсы….
Допустим сами вы до этого, как к сожалению, часто это и бывает, трамваи и автобусы видели только на картинках в букваре и окно своего лимузина, а ваша команда и до этого уровня просветления относительно работы общественного транспорта не дошла. В этом случае, вот вообще нет смысла постигать систему кидаясь самому на остановку, как сейчас любят делать чиновники разного ранга. Понять, как работает, стоя два часа вечером на остановке, в ожидании автобуса, который не придет невозможно, можно только убедится в размере той задницы, которая существует.
Соответственно единственным вариантом в данной ситуации может быть использование внешнего ресурса. Но тут самое главное не выпустить его из-под контроля, что бы в итоге не «родила царица в ночь, не то сына, не то дочь», а для этого нужно быть способным четко сформулировать ТЗ и контролировать ход его исполнения. Уточню сразу, вопросы оплаты проезда, цвет автобусов и прочие фестивальные темы на первом этапе вообще не имеют значения, суть ТЗ на первом этапе должна решать вообще другие вопросы — построение фундамента.
И тут просто нанять какую-либо столичную компанию за икс денег, которая вам этот торт целиком испечь должна будет, далеко не самый лучший вариант, я бы даже сказал, что этот вариант — говно. Привлечение внешних ресурсов должно осуществляться поэтапно для решения локальных вопросов. К примеру сегодня все при первой возможности начинают считать пассажиропоток, у нас вообще, если не знаешь с чего начать, принято начинать с подсчета пассажиропотока.
На первом этапе, на котором закладывается фундамент системы — это вообще бесполезные цифры, на получение которых вы можете истратить кучу времени и сил, вам эти цифры нужны будут намного позже, поэтому не нужно зря тратить время. Основные термины, которыми вы должны оперировать на стадии создания фундамента, это: транспортный спрос и мобильность. Если упрощенно, то вам нужно понять, куда и откуда сегодня людям в основном необходимо ездить.
Уточню сразу несколько моментов. Нужно удержаться от желания скатиться в область городского планирования и желания поучаствовать своими фантазиями в этом процессе к примеру фантазиями про метро или скоростные трамваи. Если вы пойдете по этому пути, то утоните в спорах о их необходимости, поисках финансирования и других связанных с этим в том числе политическими процессами, которые вас уведут в тупик вечных бесполезных споров. Ваша основная задача, увы намного проще, сложить с использованием уже имеющихся в ваших руках кубиков, часто старых и потрепанных систему имеющую способность в итоге развиваться в любом направлении в бесконечности, но привязанном к четкому пониманию горизонта трех максимум пяти лет.
Тем более имея на руках четкое понимание транспортного спроса и построенного на его данных изохрон, вы можете относительно быстро смоделировать любую систему в дальнейшем и вписать или изменить в существующую любую фантазию, в том числе понять её жизнеспособность. Возможно проектировщики и транспортные инженеры закидают сейчас меня камнями, с криками, что их роль в развитии городов может быть ключевой и участие их в этом процессе просто жизненно необходима.
Только разговор идет сейчас идет о условном начальнике отдела или департамента транспортного планирования, который по исходным условиям задачи и в транспорте то очень поверхностно разбирается, а вы на него хотите шапку Мономаха напялить и определить ему роль вершителя судеб развития города, он бедолага обычную кепку то сегодня с трудом носит. И второе, да роль транспортников при принятии решения о развитии городов конечно важна, только вот играет роль их мнение только в условиях скачек на сферических конях в вакууме, в то время как первую роль в реальности играют политические течения и лоббистские возможности крупных игроков, в том числе производителей подвижного состава и финансистов, под которые города вынуждены подстраиваться в своем развитии. Поэтому и задницу мучать даже смысла нет, хотя я вижу у многих соблазн велик.
Теперь как эти данные получить. Механизмов на данный момент для этого куча. От данных которые можно получить у сотового оператора, что кстати и пытаются сейчас некоторые сделать, до простого и традиционного анкетирования населения. Только вот хочется предостеречь от попыток пойти самым простым путем. Необходимо использовать как минимум три независимых источника данных, полученных из разных источников и тут мы возвращаемся к привлечению внешних исполнителей.
Опять же часто существует соблазн привлечь одного с громким именем, желательно из столицы, который сам пройдет путь от начала до конца и выдаст вам готовый конечный документ. Самый простой, но далеко не самый хороший путь. Если он будет делать все от реальных полевых исследований и анкетирования, до расчета и построения транспортной модели, то в итоге он будет использовать часто те же ресурсы что и вы можете использовать самостоятельно, в частности получить данные у сотового оператора, или заказать опрос у местного исполнителя, только стоить это будет в разы дороже и достоверность данных может быть существенно ниже.
Поэтому просто создаем или проектный офис, или рабочую группу при муниципалитете, которая и будет являться архитектором проекта и заказчиков исполнения последовательных шагов. Который формирует ТЗ на три разных исследования или анализа мобильности населения. Дальше получив итоговый результат уже отдаете его математикам, в идеале необходимо привлечь одного или нескольких в штат, которые вам уже смоделируют первичную самую простую транспортную модель.
Я конечно понимаю соблазн сразу размахнуться на модель распределения поездок по сети, модель распределения по видам транспорта, или даже замахнуться на самого Вильяма нашего Шекспира на модель временного спроса, только мать вашу, прежде чем бегать, нужно сперва ходить научиться. При этом для получения базовой «простой модели» можно даже обойтись без именитых транспортных специалистов, да и вообще обойтись без транспортников, при том, что город может очень неплохо использовать данные этой модели не только с точки зрения развития общественного транспорта. Я могу сейчас влет назвать несколько направлений довольно серьезно заинтересованных в них. Кстати на условиях того, что им будет представлен к этим данным доступ можно и привлечь от них определенное финансирование.
И так, резюмируя первую часть моего послания «идущим на смерть» и желающим что-то реально сделать, ваши основные задачи не начинать переставлять маршруты по принципу, «их тут слишком много, а там слишком мало» пытаясь спекулировать понятием «дублирования маршрутов». Качество транспортной системы определяется не количеством проходящих через остановочный пункт автобусов и вполне возможно такое дублирование может быть в определенных случаях оправданно, оно определяется некоторыми иными показателями и единственным первым возможным шагом на пути к светлому будущему может быть только фундамент из простой базовой модели, на которой уже можно будет строить иные, более сложные модели и саму систему.
Продолжение следует….