Довольно часто мы привыкли видеть во дворах Уфы либо ржавые пережитки советского прошлого, либо примитивное оборудование кислотных цветов. В них мало того, что отсутствует хоть какой-то креатив, но и безопасность, доступность для МГН и комфорт.
Кричащая цветовая гамма и отсутствие ударопоглощающих покрытий, не говоря уже о идеи
Нередко игровое пространство превращается в безобразную парковку
Давайте разберемся в принципах хорошей детской площадки и рассмотрим проекты датской команды Monstrum, которые создают одни из лучших пространств для игры.
Обратимся к основным правилам качественного городка от «КБ Стрелка» (https://strelkamag.com/ru/article/pravila-idealnoi-detskoi-ploshadki-gde-tochno-ne-budet-skuchno)
ПРАВИЛО 1:
Юлиан Рихтер: «В создании площадок нет чёрного и белого или правильного и неправильного. Но есть ключевые вещи, о которых мы всегда помним.
1) Первая из них — это самоопределение. Детская площадка должна помогать в этом ребёнку.
2) Второе ключевое слово — вместе. Площадка для несколько поколений
3) Игра — это не сборник правил. В игре дети учатся по-настоящему. Этого не даёт спорт, где есть правила и цели, и не даёт школа, где игровой процесс чаще всего блокируется.»
ПРАВИЛО 2:
НЕ КАЖДАЯ ПЛОЩАДКА ПОДОЙДЁТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Дарья Алексеенко: Можно условно выделить два подхода к детским площадкам: функциональный и тематический.
Тематические площадки, по сравнению с абстрактными, ограничивают фантазию ребёнка. Но при этом поиграть там несколько раз в месяц действительно интересно. Во дворах жилых домов лучше организовать пространства абстрактной игры, чтобы у детей была возможность поворачивать разные сценарии.
ПРАВИЛО 3:
ПАНДУСА ДЛЯ КОЛЯСОК — НЕДОСТАТОЧНО
Безбарьерная среда
Даже если ребёнок на коляске приедет сюда и сможет побыть в атмосфере — не обязательно поиграв во всё, — это уже будет очень хорошо.
На плоской поверхности играть скучнее, чем если есть хотя бы маленький холмик, изменение рельефа, которое разнообразит любую площадку.
ПРАВИЛО 4:
ДЕТЕЙ НЕ НУЖНО СПРАШИВАТЬ, КАКУЮ ПЛОЩАДКУ ОНИ ХОТЯТ, ЛУЧШЕ ПОПРОСИТЬ ПРИДУМАТЬ ПРО НЕЁ ИСТОРИЮ
Юлиан Рихтер: Мы не привлекаем детей к процессу проектирования. Наверняка многие педагоги вам скажут «давайте соберём группу, пусть они укажут место и скажут, что хотят». Но дело в том, что они расскажут о том, что видели, и не факт, что результат такого обсуждения будет выше, чем работа профессионалов. Определить характер места, придумать историю, образ или легенду площадки должны дети.
ПРАВИЛО 5:
ПЛОЩАДКА ДОЛЖНА УЧИТЫВАТЬ СПЕЦИФИКУ МЕСТА
Важно — понять контекст района: окружение, социальную ситуацию, будущих пользователей.
В домик можно залезть и посидеть в укромном месте, что тоже важно детям. И вообще, если в районе есть уникальное место и там играют дети — это положительно влияет на само его отношение к району.
ПРАВИЛО 6:
НЕ ЗАБЫВАТЬ ПРО ПОДРОСТКОВ
Юлиан Рихтер: «На детских площадках стало больше хай-тека, пластика и синтетических материалов. Увеличилась доля массового производства и крупных компаний, работающих по принципу конвейера. Кроме того, на площадках появляется больше зон для подростков: в 13–14 лет тоже нужны игра и самоопределение с её помощью.»
Потрясающие тематические площадки с безгранично яркими сценариями создает датское бюро Monstrum
«Королевский парк сов»
«Зомби парк»
«Африканская саванна»
«Кашалот в океанариуме»
«Монстр»
«Глобус»
«Железнодорожная станция»
«Путешествие в LEGO HOUSE»
«Разбившийся воздушный шар»
«Осьминог и океанский лайнер»
Есть реализованный проект и в Москва в парке Горького.
Нестандартные решения
Помимо традиционных горок и качелей, можно разнообразить оборудованием для игр с водой! С помощью различных каналов, затворов, сосудов можно сооружать запруды и различные траектории движения жидкости.
Столики для замеса грязи. Ей можно не только пачкать одежду, но и творить!
Наличие оборудований с элементами контролируемого риска, например высотных сооружений, позволяет сократить намеренно создаваемую детьми опасность. Это также поможет им уже с детства преодолевать себя, площадка становится нескучной.
Уличный конструктор – это не только захватывающая игра. Это тренажер, развивающий пространственное мышление. Дети знакомится с симметрией, осваивают пространство «выше», «ниже»…
Зоны игрового оборудования
Каждое оборудование имеет свои зоны безопасности, с учетом которых и расставляются по территории. Все регламенты прописаны в ГОСТе (ссылки ниже)
Материалы
Играя, ребёнок познает окружение. Естественные материалы лучше всего рассказывают о своих свойствах: металл твердый блестящий, дерево с прожилками и тд. Если все же используется цвет, то гамма должна быть результатом кропотливого подбора гармоничных сочетаний.
Ударопоглащающие покрытия можно разнообразить на основе паттернов