Аркаим для маломобильных и детей: проверено на себе

Присутствие детей, а также маломобильных и инакомыслящих в группе  экскурсантов — своеобразная проверка "на вшивость": состоялась группа как временный коллектив или нет.  Невероятно, но факт — находятся такие особо раздражительные особы, что позволяют себе фыркать и негодовать:  да  зачем надо было  брать детей во взрослую компанию, мы заплатили свои деньги (на слове свои эти  люди делают особое ударение) и имееем право на покой и удовольствие. На толстых и передвигающихся  недостаточно быстро тоже ворчат: они занимают  много места,  они задерживают всю  группу,  без них было бы намного лучше, спокойнее и приятнее.

Давно  проверено — если в  группе берут верх подобные настроения, то это  уже не  группа, а набор индивидумов, лишенный радости коллективного восприятия общих событий. Если таких настроений нет —  группа становится более сплоченной, становится пусть и временным, но коллективом, и впечатления от поездки становятся незабываемо светлыми и добрыми.

Итак, я с клюкой (вобще-то я видела в ней альпеншток) ломанулась на Аркаим.  Все 18 посадочных мест в втобусе были заняты, и всех своих спутников я  помню по именам: руководители Тагир и Таня, москвичи Катя, Сережа и Женя, Инга, мама Коли и сам семиклассник Коля, девочка Диана и ее тетя Вилена (мама и тетя воспринимались нами  как  старшие сестры), ищущий свой путь Никита,  подросток Дина и ее мама Римма из Стерлика,  две  подружки красавицы Альбина и Оля, любительница купаний Людмила, а  также опытная Натали  и  невозмутимая  Ира.
Дети испытанием для  группы не стали. Дети на Аркаиме вполне органичны, если это здоровые, некапризные, любящие природу дети.  Дети из нашего автобуса вели себя идеально!  Что не скажешь про меня.

Мало того, что я пыхтела и меееедленно шла, так я ж не участвовала в некоторых  ритуалах и не говорила "Оммм…". Я не нарезала спирали, не открывала счета во вселенских банках, не наматывала круги вокруг  горы Семь печатей,  не рисовала мандал  и шарахалась от слова "практика" и йогских терминов. Я спорила с утверждением, что все больные грешники  и  с самого начала охарактеризовала себя как упертую православную. И группа с пониманием отнеслась к моим особенностям — как физическим, так и ментальным. Группа выделила для меня очень удобное место в автобусе (панорамный микроавтобус, спроектирован специально для экскурсий), группа следила, чтоб я не сверзилась с  гор и не  шмякнулась на равнинах и благородно молчала, когда меня  приходилось ждать. О, моя славная, великодушная группа, как же я признательна тебе за твою  терпимость и снисхождение к моим  особенностям!
А еще я признательна москвичам. Москвичи предпочитали историзмы хождению по горам, с ангельским   смирением выслушивали наши назойливые советы сходить туда-то и посмотреть то-то, делали  общегрупповые фотографии, пели со всем  автобусом песни, обнаруживая  глубокое знание текстов, и не отказались поучаствовать в игре "тайный друг". Про игру и ее удивительные результаты как-нибудь отдельно, но  должна сказать, что пишу я  эти заметки благодаря ей,  этой  игре. Мы-то с Дианочкой  знаем, правда,  Диана?
А сейчас Аркаим  глазами относительно маломобильного
Начнем с высокого, с гор. Горы (они же сопки, они же холмы ), на которых мы побывали, вполне покоряются маломобильным экскурсантам. Непосредственно у лагеря Аркаим две заметные горы, Шаманиха (Желаний)  со своими уступами и Грачинная (Любви). Последняя чуть по круче, но вполне вполне достижима. Гора Разума, Гора Счастья, гора Банк, гора Семь печатий и несколько  горушек, названия которых мне неизвестны — все это вполне достижимо.
Воды. Я там купалась наравне со всеми. Никаких особых затруднений при захождении в тамошние водоемы, кроме эстетических,  нет.  Жаль, какая-то сволочь устроила отхожее место рядом с озерком "Живая вода" — а в озерке такие  белые кувшинки, просто загляденье — ну да Бог этой сволочи судья.
Быт. Самое неудобное, пожалуй, так это деревянный туалет. Тем, кому затруднительно садиться на корточки, придется непросто. Зато деревенская  баня, в которой мы искупались, была просто великолепна и вполне комфортна. Стройная девушка Альбина великодушно уступила мне полутароспальную кровать, а сама довольствоалась односпальной, поэтому со спальным местом  проблем тоже не было.
Итог: передвигающимся по трудной местности с палочкой, как я, на Аркаиме вполне сносно. А если еще с такой группой, какая была у меня, так и вовсе замечательно.
Жилье, питание, цены
Моя поездка обошлась мне в  5 тыщ рублей. Это проезд до Аркаима, передвижение по Аркаиму, питание — два завтрака, обед, ужин — а также сутки с хвостиком жилья. Дополнительные траты — музейные билеты (200р), баня (150 р). Еще на Аркаиме я купила подобие  путеводителя, сувенирчики и гостинцы домой в виде деревенских творога, масла и молока.
Жилье —  комната в гостевом домике на 7 мест,  из удобств холодильник и розетка. У другой части группы, как я поняла, условия несколько лучше, но мне лично отсутствие телевизора казалось  благом. Рукомойник (умывальник) на улице, вода  была не всегда. Все это с лихвой перекрыла баня!
Питание — оволактовегетарианское. Вдоволь напилась  деревенского молока, наелась каймака, творога. В первый затрак были  деревенские яйца  — это что-то с чем-то. Из  десертов — шарлотка с яблоками и творог с бананами. Чай с травами, компот из вишни. Каши, суп с домашней лапшой. Можно было делать бутерброды с маслом и каймаком. Короче, сытно. Из  хавчика я на Аркамиме купила  только одну  шоколадку в магазине у Ифы, которую доела в Уфе.
Магазины — оных заведений достаточно,   ближайший  от нашего  жилья был у Ифы. Цены? Сникерсы по 35 рублей, альпенгольд с начинкой по 60, остальное не запомнила. У лагеря, что находится за забором с надписью заповедник Аркаим, полно  всяких пирожковых, какбачков и пловных. Говорят, съедобно, но я там не была.
Тряпки якобы из Индии и изделия почти что народных промыслов меня как-то не впечатлили.  Сувениры из камушков (эпоксидной смолы)  не слишком дороги, не слишком дешевы. Репертуар из  гостиницы Севастополь, 14-ый этаж. Об этом я высказалась  девушке из  Уфы, торгующий сувенирами. Девушка была  загорелая, в  индийском наряде. Кстати, своеобразная  "жертва ШОСов" — обычно она торговала бижутерией и камешками в подземном переходя, так во время саммитов ей настоятельно посоветовали уехать из Уфы. Реплику про "Севастополь" выслушала с пониманием и мечтательно вздохнула: да, для нас там рай. Не  хотелось бы  охаивать весь ее товар — среди всякого барахла были изумительные броши из яшмы, например. Книжные  точки —  арии, веды, йоги, Беловодье. Без комментариев. Нет, один все  же выдам —   ни одного путного, с хорошей схемой, путеводителя. В меру научных книг про Аркаим тоже не было.
Купила как бы ониксовые яйца по 100 рублей и браслетики, кожанные и  бисерные, по 50. Дешево и сердито. Да,  не могу  не отметить  — продавцы интеллигентные, приятные собеседники, без барыжного духа. Респект.
Если дикарем
Дикарем на Аркаим тоже можно. Жилье около 400 рублей в сутки, питание — 500, плюс-минус. Некоторые, как Ильяс из Казани, устриваются на подработку,  дрова там рубить, например. Я бы пошла в полуподпольные экскурсоводы. У меня уже получилось.
Мне нужно было проехать до аллеи менгиров. Попросила  подвезти пару из Магнитогорска. Довезли. Пока осмартивали менгиры, рассказала им кое-что из прочитанного и услышанного. Пара была в восторге и оказалась брать с меня условленную плату за проезд. Съэкономила, короче.  Но шутки шутками, а дикарем приехать в Аркаим можно. Вот только с группой — интереснее.
История
Если вас интересует только история  и совсем не интересует природа, то соваться на Аркаим нет смысла. И эти менгиры, и курган, и многое другое есть ни что иное, как реконструкция.

Вот если ты находишься в Керчи, то можешь быть спокоен — черепки, которые находтся у тебя  под ногами  — подлинные. Мелек-Чесменский курган — подлинный.  Руины Пантикапея — подлинные. Если ты в  Беломорске  на реке Выг у петроглифов, то знаешь — они подлинные. А тут — реконструкция.
На Байкале, у мыса Шаман за полчаса можно найти микрорезцы и черепки  посуды,  и это будут подлинные микрорезцы. В Героевке, у Керчи, можно найти настоящие черепки амфор.  На Аркаиме самостоятельно за полчаса ничего не найдешь.  Такого археологического сафари, как на Байкале или в Керчи, не получится.
Природа
Вы будете смеяться, но природа вокруг Аркаима в радиусе 50 км примерно одинакова. Римма со мной согласна. Степь, горки… Можно достаточно далеко отъехать,   и будет тот же пейзаж. И везде можно будет  открыть  гору Богатства или Уступ плодовитости. Нет, во мне явно погиб экскурсовод…
Но многие вещи действительно впечатляют. Меня поразили вишни — степные вишни,  деревца-кустики высотой от 20 см.  Вот такусенький малыш, а на нем ягодки… Очень трогательно. Такая жажда жизни, жажда плодоношения… Или вот боярышник  —  плодики мелконькие.. Где-то  они размером чуть ли не с ранетку, а тут  меньше горошины…  Столько энергии в них, ребята, не передать.
Все свежее,  незапыленное, рвущееся к солнцу. Свезло, так свезло — было достаточно тепло, чтобы купаться, и достаточно прохладно, чтобы не задыхаться от жары. Дождик лил — но только когда мы  или обедали, или отдыхали — под дождем мы не горам шастали. Мы видели радугу.
Я видела и    богородскую травку, и полынь, и  иван-чай, и пижму, и растение, напоминающее каменную розу…  Птицы — самые разные.  Тушканчики перед автобусами скачут. Мхи. Одинокая сосна  на вершине среди камней, иголочки коротенькие, трудно ей…
Вязочки-фантики-монетки
Это какой же надо быть скотиной, чтобы убивать  на Аркаиме деревья? Эти  бесконечные вязочки-тряпочки-ленточки, они по всей России, но тут, на ослабленных деревцах, они наиболее отвратительны. Завязывать тряпку на  большом здоровом дереве это одно, но на маленьком, беззащитном берёзыше   — совершенно другое. И не  будет ни счастья, ни здоровья, ни любви у того, кто убивает деревья  ради своей прихоти.
Это каким же нужно быть тупицей, чтобы думать, что оставленная грошовая карамелька или мелочь,которую в городе никто не подбирает, обеспечиит замусоривателю природы неземное счастье? Вот оставили булку на  горе,  булка заплесневела, ссохлась, лежит, портит вид. Кому от этого хорошо? Какое счастье подвалит оставившему? Да никакое.
Моя группа сидит на уступе среди окурков и кусков от лент. Говорят про предков. Взгляды упираются в машины, палатки, людей. Взади группы по спирали топчется  стадо. Я присяду рядом ненадолго, но сидеть тут долго — увольте. Лучше поброжу. Впрочем, вскоре группа пересаживается в другое место,  почище — тут и поговорить можно.
Спиралей никаких тут в древности не было, это недавнее нововведение. Семь печатей — тоже новое изобретение (хотя гора, безусловно, хороша) . Гора Банк, это  где виртуальные "вклады открывают" —  тоже   чье-то измышление. Пипл хавает. Впрочем, игра во вклады —  это не столь страшно, чем вязать вязочки. Хочется поиграть людям — отчего ж не поиграть. Я вполне допускаю, что у кого-то  вскоре наладятся финансовые потоки (от  игры или от чего другого, выяснять не будем).  Но я в такие  игры играть не буду. У меня другой уровень игр. Спасибо группе, что  поняла меня.
Чаша и Ильяс
Я держала в  руке кованную чашу и  нечто, напоминавшее пестик. Если осторожно стукнуть пестиком по чаше, раздается  звон. Если провести пестиком по краю чаши, звон переходит в вибрирование. Еще звон, еще вращение по краю — вибрация все усиливается и усиливается, чаша уже поет, распространяя волны… Незабываемое  впечатление.

Мы на горе Разума. Отстветы заката. Закат  провожали  сидя в автобусе. Хотелось сказать  — да выйдем  из автобуса на  2 минуты, проводим солнышко, но не отважилась. Тут же на горе то ли мужчина, то ли парень, с добрым  лицом. Это Ильяс из Казани. Манипулирует  с чашей, звук становится сильным, резким, громким. Ильяс говорит фразу на непонятном языке — я вспоминаю  речь эльфов из "Пластилина колец". Группа делает что-то из йоги. Я б присоединилась, но.. Но не буду я кричать  в конце Ом, поэтому стою рядом с Ильясом. Ильяс достает  кубыз (варган) и подыгрывает движению группы. Получается здорово.
Выяснилось, что на горе Ильяс провел  5 часов. Ждал терпеливо, когда кто-нибудь его отсюда заберет. Дождался.
— Ты любишь своих родителей? — спросила я у него потом. Вопросов было задано много, но этот мне  показался важным.
— Уважаю,  — честно  признался Ильяс. В то, что он честный, искренний, я поверила с первой секунды.
Эх, Ильяс, замечательный ты парень, добрый,  щедрый, играешь на варгане змечательно, призер чего-то там, и Чаша у тебя удивительная. Спасибо, что подарил мне счастье поиграть на твоей Чаше. Надеюсь, в твоем сердце когда-нибудь проснется любовь к родителям. Не уважение, которое уже есть, а любовь.
"Благодарим" и Тагир
Тагир йог. Инструктор по йоге. Веган, похоже. В отличие от просто инструкторов, он еще многое может. Мы с ним не то что бы оппоненты, но… Я не отрицаю, что йога сама  по себе вещь   неплохая,  но не разделяю ту религиознно-идеологическую  подоплеку, которая  за ней стоит. Ну не мое это! Я не критикую буддизм,  индуизм, кришнаизм, йогу и многое другое, Тагир не критикует православие, меня  и мое поведение.
Я выпала Тагиру как объект для проявления тайной дружбы в игре  "тайный друг". Хорошая игра, кстати, если  играть по честному.
И вот перед отъездом мы на горе Семь печатей. Фото на память. Тагир  предлагает встать всем в круг, встаю тоже. Предлагает положить руки на плечи соседям. Кладу. Хором говорим три раза Благодарим, добавляем  — Аркаим. Момент истинного счастья. "Как бы мне это нерезко, максимально мягко, выйти из круга, когда дойдет дело до Ома" — прикидываю я. Но Тагир обошелся без ома. Он выполнил миссию тайного друга, и при этом меня переиграл. Спасибо ему.
Он переиграл меня еще один раз, уже в автобусе. Показал одно упражнение, которое я  переодически теперь делаю, сидя  за компом. Хлоп, повернули, преместили, замок, вывернули. Показал всем, а  потом еще раз, медленно, уже для меня.  Это я к тому, что при желании даже маломобильной толстой православной мясоедке можно взять много чего полезного от подвижного йога-вегана. Выигрывает проигравший.
Люди
Я до сих пор не разобралась, что важнее для меня было в эту поездку —  историзмы,  природа или люди. Иногда хочется считать, что люди.  И хочется повторить тезис, что на  Аркаиме люди меняются, светятся, улыбаются излучают  энергию. Что становятся более  выносливыми и могут физически делать то, что не делают дома (что касается меня, то это чистая правда). Хочется. Но дело не только в Аркаиме.
Разве ж на поезде Снежинка не было со мной того же самого? Или на Уфимской вечерке? А во время уличных  шествий? Я  еще там, там и уж точно там.
Аркаим — аркаимом, а люди — людьми.
22 июля 2015 Общество Туризм
Источник: http://enekrasova.livejournal.com/206720.html

Еще новости