В прошлую пятницу состоялась запись очередной передачи "Красная кнопка", тема которой была посвящена будущему региональной литературы. У барьера встретились редактор литературного журнала "Бельские просторы" Юрий Горюхин и предприниматель и молодая писательница Алла Кузьмина. В студии были еще известные писатели и поэты, преподаватели филологических факультетов БашГУ И БГПУ, студенты журналистского и филологического факультетов республиканских ВУЗов.
Ведущий передачи Азамат Муратов ловко сталкивал лбами приглашенных оппонентов и создавал интригу. Сидящие, статистами в зале, приглашенные, тоже незаметно втянулись в тему и равнодушных практически не оставалось. Высказаться стремились почти все. Мне тоже удалось пару раз получить в руки микрофон. Не знаю, что именно попадет в эфир, потому что съемки шли три часа и, естественно, в передачу войдет не все. Поэтому, постараюсь сжато изложить свое видение о будущем региональной литературы здесь.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ГЛУБОКОЙ ДЕПРЕССИИ.
Этому есть свои причины:
1. Еще в начале 90-х годов прошлого века был нарушен коммуникационный канал между писателем и читателем. Если в Советское время в каждом сельском райповском магазине был книжный отдел, то с наступлением рыночной экономики, эта сеть была порушена и безвозвратно утеряна.
2. Тиражи газет и журналов, где публиковались региональные писатели, рухнули еще тогда. А сейчас они выпускаются в количестве, которое можно назвать номинальным. Литературные произведения, печатаемые там, не доходят до читателя.
3. Главное книжное издательство республики — издательство "Китап" им. З. Биишевой печатает книги местных авторов очень ограниченно и тиражом, который хватает только для библиотек. На большее нет средств. В свободную продажу книги почти не поступают и массовый читатель о них попросту не успевает узнавать.
4. Престиж профессии писателя сильно упал. Если в Советское время профессия писателя была не только высокооплачиваемой, но и почетной, то сейчас ни денег, ни признания. Совсем другие приоритеты и у государства, и у общества.
НЕ НУЖНО ДАВАТЬ ЛОЖНЫЕ ОРИЕНТИРЫ БУДУЩИМ ПИСАТЕЛЯМ.
На передаче мне пришлось услышать много интересных мнений. Некоторые из них я бы назвал спорными. Например, тезис о том, что современная молодежь читает меньше, чем старая. Или то, что на бездуховность молодежи влияет… Интернет и надо его запретить всем детям в возрасте до 15 лет. Или надежду о том, что вот мол, когда-нибудь все образуется и профессия писателя снова станет престижной и высокооплачиваемой. Нужно только дождаться своего часа или найти хорошего маркетолога для продвижения своих бесценных произведений. В пример приводилась судьба Джоан Роулинг, автора серии книг про Гарри Поттера.
Вынужден разочаровать таких идеалистов. Региональная литература, в том виде, в котором она застыла в настоящее время, никогда не будет широко востребованной и высокооплачиваемой. Особенности и условия рынка просто не позволяют этому свершится. Со стороны государства внимание тоже будет только снижаться. А зачем государству гуманитарная отрасль, не имеющая востребованности у масс, и не приносящая денег?
Это во времена Сталина и немного позже, писателям уделялось огромное внимание. Это, без преувеличения, была каста! Почему? А все потому, что Иосиф Виссарионович отлично понимал влияние художественного и печатного слова на массы. И писателей он холил и лелеял — премии, звания, дома отдыха, квартиры, привилегии…
А сейчас? А сейчас какой-нибудь Кабзон имеет в десятки раз больше влияния на массы, чем все писатели республики, вместе взятые. Кто такой Кабзон? Прозаик?.. Поэт?.. Нет… Просто блогер. Ни о каких званиях и премиях от государства даже не помышляет, бумажную газету, а может и книгу, в последний раз держал лет … Башнефть" и Мегафон.
Мои возражения озвученным мнениям:
1. Современная молодежь не читает меньше, чем это было в советское время. И вести подсчет по количеству изданных тиражей книг и периодических изданий не корректно. И тогда многие издания, типа "Поднятой целины" прямиком шли в макулатуру, а значит их нельзя включать в список прочитанных книг. И сейчас львиная доля информации потребляется не через изданные книги и журналы, а через интернет. Кое-кто может не поверить и долго смеяться, но даже "Анна Каренина" и "Война и мир" читаются с электронных книг.
2. Интернет — это не вред, а величайшее благо не только для читателей, но и писателей. Будь моя воля, я бы такие предметы, как таргетинг и контекст, СММ, e-Commerce, SEO ввел бы, как обязательные предметы, начиная с средних классов. Глядишь, через 10-15 лет обогнали бы и Японию, и Запад сразу по многим направлениям. Но сейчас не об этом. А про пользу интернета и социальных сетей для писателей, напишу ниже.
3. К сожалению для романтиков, никогда ничего не образуется и как раньше не станет. Те газеты и журналы, которые продолжают издаваться в бумажной версии, потихоньку сдохнут или переформатируются в электронные верси. Книжные издательства тоже по-закрываются. Их и так много закрывается каждый год. И издаваться поэтам и прозаикам станет решительно негде.
И что же делать?
А начинать учиться рисовать гифки. Это же тоже, своего рода, творчество. И главное, благодатная аудитория есть. И ее становится все больше и больше.
Шучу, конечно же!. Но… Не совсем.
Ну а что делать-то, если серьезно? И вообще, каково будущее региональной литературы?
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА БУДЕТ ЦВЕСТИ И ПАХНУТЬ.
На самом деле у региональной литературы вырисовывается блестящее будущее. Только тем, кто собирается ею серьезно заниматься, нужно слушать не своих преподавателей и действующих писателей, а зарубить у себя на носу следующее:
1. Запомнить, что профессия писателя, это не творчество и талант, а… следование определенным технологиям. То есть, писательское дело, это такое же ремесло, как, например, изготовление булочек. И у нее есть свои технологические секреты. Талант — хорошая подмога, но задние технологии — важнее.
2. Произведение писателя такой же продукт, как та же булочка. И изготавливаться оно должно с учетом ожиданий и потребностей ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ. Ну или в стол, для будущих поколений.
3. Как и любой продукт, произведение писателя, должно иметь наиудобнейшую логистическую цепочку доведения до потребителя, то есть читателя. В этой части, будущим (да уже и нынешним тоже) повезло. Не нужно писать свои повести и рассказы на бумаге и нести их в редакции и издательства, ждать решения редакторов. Не надо гробить гектары леса на печатание своих нетленных произведений в журналах и книгах, а потом ждать, купит их читатель или нет.
Есть интернет и социальные сети. Современные инструменты и технологии помогут вам не только разместить их там на всеобщее обозрение, но и продвинуть на максимальную аудиторию. У хороших произведений есть шанс получить миллионы читателей. Причем, практически, моментально. И вот вы уже знамениты!
4. Остается лишь последний вопрос, как все это монетизировать? Чувствовать себя хорошим, и даже знаменитым писателем, конечно приятно, но хотелось бы еще денежек за свой труд, не правда ли?
А вот как. Хороший и знаменитый писатель будет являться обладателем ценнейшего капитала — аудитории. И чем он более талантлив в творчестве и продвижении, тем аудитория у него больше. Или — качественнее. Каждый писатель сам выбирает свою Целевую Аудиторию — массовую или качественную, узкоспециализированную. А этот капитал (то есть, аудиторию) уже можно конвертировать в деньги. На каждой из электронных страниц вашего бесценного произведения органично может разместится реклама какой-нибудь булочки или подсолнечного масла, ну или … Чего угодно.
Самое интересное, рекламу можно со временем менять, увеличивать, уменьшать по ходу изменения конъюнктуры рынка.
Да и в сам текст рассказика или романа можно втиснуть какую-нибудь информашечку про булку с кунжутом за дополнительную плату той пекарни, которая ее печёт. А что? Продакт Плейсмент никто не отменял. Даже классик современной американской литературы Артур Хейли не просто не брезговал этим, а как бы, очень даже наоборот.
И всем хорошо. И рекламодателю, и читателю. А самое главное-то!.. Писательская профессия снова станет высокодоходной! И не только. Я бы хотел посмотреть на того государственного деятеля, который попробует не уважить писателя, имеющего миллионную аудиторию. В региональном масштабе. Так что, профессия снова станет почетной и уважаемой. В том числе со стороны государства.
Как-то, вот так…
На фото:
Вверху.Снимок на память с одним из лучших ведущих БСТ Азаматом Муратовым.
Внизу:
1. Героиня передачи — предприниматель и писатель Алла Кузьмина, безусловно, стала украшением передачи;
2. Как всегда, серьезный и очень логичный в своих рассуждениях, Юрий Горюхин.