ЭПИГРАФ
" Официально заявляем: нам важно мнение каждого зрителя, будь то "профессиональный" театровед или обычный театрал"
Ответ модератора группы БАТД им.
М. Гафури в одном из комментариев под одним из постов в профильном паблике в ВК.
ДРАМА "АНТИГОНА" — ОБИДНЫЙ ПРОВАЛ ОТКРЫТИЯ СЕЗОНА.
На сцене Башкирского Академического Театры Драмы им. М. Гафури состоялась премьера — драма французского драматурга Жана Ануйя в постановке казанского режиссера Фарита Бикчантаева "Антигона". Без предисловий — премьера оказалась провальной. Тем обиднее, что это была не просто премьера, а премьера, предваряющая открытие 97-го театрального сезона.
На фотографии видно, что зал полупустой. На самом деле, было заполнено 75 процентов партера. И это в первый день открытия сезона, когда не попавших в зал должно быть больше, чем зрителей внутри театра!
Как так получилось? В чем причина? Попробуем разобрать.
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА КОНФУЗА — ОТСУТСТВИЕ ВНЯТНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЕАТРА.
У неудачи никогда не бывает одной причины. Всегда надо искать комплекс этих причин. Но в данном случае этот комплекс можно назвать одним термином — отсутствие внятной маркетинговой политики. Это отсутствие маркетинговой политики видно во всех сферах деятельности театра. От неграмотной рекламы до бесстыдно убого ассортимента буфета. Но на примере постановки этого спектакля, оно проявилось особенно выпукло.
Если желаете, сделаем более детальный разбор, с надеждой, что это пойдет на пользу театру, мы очень любим и за который действительно переживаем.
В моем понимании, спектакль — это продукт, а зрители — это покупатели, то есть клиенты, которые голосуют за спектакль своим рублем. Нравится им постановка — покупают билет. Не нравится — не покупают.
А как зритель заранее может знать, понравится ему спектакль или нет? Вот тут, кроме прямой рекламы, существует несколько нехитрых маркетологических приемов, чтобы сделать так, чтобы зрителю показалось, что ему спектакль обязательно понравится еще до того, как он его посмотрит. Один из них — заманить его названием премьеры. Название — это обертка! Упаковка… Чем она ярче, понятнее, интригующе, ближе зрителю, тем больше шансов, что на спектакль придет больше народу.
Например, как вам такое название "Тайная любовь и невероятные приключения Муртазы Губайдуллыча" (музыкальная комедия)? Или романтическая драма под тем же названием. Нравится? Вы бы пошли? Да еще если бы автором сценария был указан Ростислав Мурзагулов — тоже раскрученная в медийных кругах ябашкортостана фигура. Тут я, конечно, спаясничал. Для большей доступности материала я иногда прибегаю к абстрагированию до абсурда. Тут тот самый случай. Надеюсь, читатель меня понял.
А как вам такое название спектакля в Башдрамтеатре — "Антигона"?
Мы знаем, что башкирский зритель любит смотреть постановки про любовь, любит он и приключения, житие звездных особ тоже для него любопытно. А говорит ли о чем-то для него слово "Антигона"? Знает ли он, что это вообще означает? На 98 процентов очевидно, что нет.
Далее, фамилия автора сценария — Жан Ануй. Говорит ли оно для рядового башкирского зрителя о чём-то? Ну кроме того, что, вероятно, это француз (хотя он, кстати, и не француз по национальности).
А что, у нас в Башдрамтеатре, устоявшаяся практика, что на произведения французских драматургов зрители идут охотнее, чем на постановки местных авторов? Я бы такого не стал утверждать. Чего уж там, у нас даже на "Три сестры" Чехова-то, национальный зритель идет с неохотой. Ему свое ближе и про свою жизнь больше охота посмотреть со сцены.
Я не говорю, что российской и мировой классики в национальном
театре не должно быть. Пусть будет. Дозировано. Не в ущерб национальной. Лучшие образцы мировой драматургии. И… Самое главное — эти произведения должны отвечать чаяниям, характеру, менталитету или хотя бы конъюнктурным ожиданиям зрителя. Но нынешний премьерный спектакль — при всём уважении к постановщику и идейным вдохновителям постановки — не отвечает этим требованиям.
Самым ярким подтверждением моих слов является отношение зрителя к премьере.
Особенно настораживает, что таких, далеких от чаяний, менталитета и конъюнктурных ожиданий потенциального зрителя, спектаклей, в последнее время стало очень много ставится на подмостках Башкирского театра. Они не находят отклика у зрителя, потому что чужды ему. Но их продолжают ставить. Налицо, потеря связи со зрителем и потеря — чувства зрителя. Этому, конечно же, есть свои причины. Но в этом посте — не об этом. Сегодня об ошибках в маркетинговой политике театра.
Попытка впихнуть устоявшемуся зрителю Башдрама с его устоявшимися потребностями, переживания молодого (к моменту написания "Антигоны" еще не устоявшегося и неопытного) парижского драматурга, ремейкнувшего трагедию Софокла, применительно к оккупированной немцами Франции — очень смелый ход, конечно. Но… почти, безнадежный. Если проводить аналогию, то это похоже на попытку продать в буфете районной сельской администрации Старлебашевского района атрибуты кришнаитской религии. Авось, кто-то да купит.
Проблема Башдрамтеатра в области маркетинга не только в том, что он ставит перед собой неподъемную задачу — собрать зрителей на непонятные для него постановки, с непонятными темами, непонятными авторами и непонятными названиями спектаклей. Вообще, работа рекламного отдела поставлена из рук вон плохо. Это видно и невооруженным глазом. Точечные месседжи в "Башинформе" и БСТ, малоинформативные посты в полупустой группе в ВК и безобразнейшее (извините, другого слова не нахожу) использование баннерных поверхностей — только усугубляют положение. А указанные мной в самом начале причины еще более усугубляют положение т
Я бы в пример привел молодежные тусовки, дискотеки и другие мероприятия, ориентированные, практически, на ту же целевую аудиторию. В условиях отсутствия штатного персонала и рекламного бюджета, они умудряются проводить более эффективные рекламные кампании. Так-то!
Бог свидетель, у меня нет никакого личного предубеждения к нашему театру. Там работает очень много моих друзей. К руководителю театра — Олегу Закировичу Ханову наша семья относится с особым трепетом и уважением. Но.., о тех проблемах, о которых я написал, уже говорит вся башкирская тусовка. И есть опасение, что если не сказать о них открыто, по-дружески, то ситуация может усугубиться. Поэтому, прошу своих друзей с театра воспринять мой пост не как попытку наезда, а как дружеское указания на те промахи, которые, может, они сами, пока не видят, но которые еще можно исправить.
Р. С. Вчера в группе ФБ Башдрамтеатра были выложены проекты макетов рекламной афиши спектакля "Антигона" с просьбой к зрителям поучаствовать в голосовании, который из проектов лучше. Так вот, мое мнение — оба проекта плохие. Ну, не несут они никакой смысловой нагрузки, ни побуждают желание пойти на спектакль.