Каждый день на планете около 800 млн. автомобилей потребляет примерно 5 млрд. литров бензина, и с каждым днем это число растет. Вас можно простить, если вы не знали этой цифры, но простить вас за то, что вы не заглянете за забор Уфимских Нефтеперерабатывающих Заводов ""Башнефти", будет сложно.
Пожалуй, это будет самый непростой пост. Когда я попал на территорию этого мега-завода, я вдруг понял, что, скорее всего, это самое впечатляющее сооружение, которое я видел в своей жизни. И объяснить на пальцах как делают бензин, будет практически невозможно. Но я попробую)
И так, что из себя представляет этот завод:
множество и множество разнообразных трубопроводов, коммуникаций, установок, ровных подстриженных газонов, и, практически, полное отсутствие запаха нефтепродуктов. Это то, что мне сразу бросилось в нос и глаза. Не скажу, что запах кристально чистый, но пока мы были на территории, я почувствовал запах только на эстакаде налива, о которой будет, я думаю, отельный пост.
В прошлых постах я уже писал о том, как нефть очищают и перегоняют на заводы. Но этого оказывается мало. Нефть снова собирают в резервуары (РВС), когда она доходит сюда. Ее также отстаивают, и от этого она становится еще чище, чем прежде. Как собирают такие конструкции можно посмотреть тут)
Как только нефть отстоялась, ее начинают перегонять вот в такой вот шумный аппарат. Сложно объяснить схему его работы, но насколько я понял, здесь нагревают нефть до определенной температуры.
Тут происходит первичная обработка сырой нефти, которая состоит из двух стадий: ЭЛОУ – электрообессоливание сырой нефти и АВТ – атмосферно-ваккумная трубчатка. Таким образом происходит дистилляция, а по-простому — перегонка. Принцип самогонного аппарата. Сначала нефть сильно нагревают, и при разной температуре начинают испаряться разнообразные фракции, которые затем конденсируются и собираются уже раздельно. На выходе мы получаем легкие дистилляты (прямогонный бензин или нафта из которых делают сам бензин), средние дистилляты (прямогонные дизельные фракции из которых делают дизель и авиакеросин) и тяжелый остаток (прямогонный мазут)
Все собранные фракции при первичной перегонке, и тяжелый остаток, далее подвергаются вторичной переработке.
Всей этой громадиной управляют несколько человек.
"Башнефть-УНПЗ" — это город. Город с жесткой дисциплиной и техникой безопасности. Здесь все соблюдают скоростной режим, не курят вообще, одеты как положено, и никто не выделяется. Здесь так же есть небольшие скверы.
По расписанию ходят автобусы, где всегда есть свободные сидячие места)
Есть даже океанариум))
Есть небоскребы и ночью здесь особенно красиво. Отличие от других небоскребов в том, что здесь нет лифта)
В одном из таких небоскребов происходит каталитический крекинг. Здесь используют такой же принцип самогонного аппарата, только в установку крекинга подают не сырую нефть, а тот прямогонный мазут, который остался при первичной обработке. Здесь при более высоких температурах, давлении, в присутствии катализаторов из мазута вытягиваются оставшиеся бензиновые и дизельные фракции. Такими установками на Уфимских НПЗ обеспечивается самая глубокая переработка нефти в России.
У каждой установки свои операторы.
Здесь хранится азот, на случай несчастных случаев)
А это новая установка Гидроочистки бензина каталитического крекинга. Суть ее работы такая же, как и на предыдущей установке крекинга. Отличие лишь в том, что в тех легких дистиллятах, которые вытягивались из мазута содержится сера, от которой так же необходимо очистить фракции. Для этого она собственно и предназначена, так как Башкирская нефть довольно таки высокосернистая.
Представил себе, если бы они еще и в фейсбуке сидели или музыку вконтакте слушали. Мне кажется это бы разнообразило их работу)))
Далее бензин поступает в насосную группу подготовки и перекачки бензина.
Готовый бензин закачивается в знакомые нам РВС
И уже из РВС подается на эстакаду Налива
Вагоны подаются специальной лебедкой.
Вот как-то так происходит вкратце переработка Башкирской нефти. Очень сложно разобраться с терминологией далекому от нефтянки человеку, а тем более блогеру)
Было в этот день еще посещение другого завода "Башнефть-Новойл". Чем он отличается от Башнефть-УНПЗ, так это новой крутой установкой по производству водорода, которую скоро запустят
Это цитадель блестящих серебристых труб завораживает своей красотой.
Не переключайтесь. Продолжение следует…