ДУМ РБ поддерживает примирительные процедуры

Опыт мировых религий состоит не только в священных книгах, но и во взаимоотношениях между людьми. Достаточно часто среди верующих возникают конфликтные ситуации, которые возможно разрешить путем переговоров и роль религии здесь также не стоит списывать со счетов.
 

Обратившись к религиозным традициям таких мировых религий как Ислам, христианство и буддизм, а также локальных, но распространенных культов, таких как иудаизм и индуизм, мы попытаемся проследить роль традиции в разрешении конфликтов.

Речь, в первую очередь, пойдет о способах предотвращения или разрешения конфликтов между людьми в одной религиозной общине.

Так сложилось, что наш регион – Республика Башкортостан, является субъектом с преобладающим количеством приверженцев Ислама. Именно поэтому первую из обзорных статей мы посвятим способам решения конфликтов в мусульманской общине.

Проблемы, которые возникают на данном этапе исторического развития, имеют разнообразную направленность. Люди вступают в споры как со своими соседями и родственниками, так и с совершенно незнакомыми людьми. В среде верующих людей любых конфессий считается неприемлемым воровство и убийство, но так как у нас светское государство, то наказание за эти преступления регламентирует государство и Уголовный кодекс.

Однако в ряде случаев конфликты не имеют состава преступления, но причиняют обиду одной из противоборствующих сторон. В таких случаях, вполне уместным будет обратиться к мудрости священных книг и практике религиозных традиций: истину можно черпать в разных источниках.

Если конфликт происходит в материальном поле, но одна из сторон все еще надеется добиться сатисфакции не обращаясь в суд, то в таком случае виновника можно «пристыдить». В Исламе очень сильно развито ощущение братства и единства, что позволяет повлиять на недобросовестного партнера по бизнесу через священнослужителей или соседей – они могут устроить оппоненту суд совести.

Кроме того, в священных текстах мусульман рассматривается несколько вариантов конфликтов, которые и разрешаются по-разному.

В хадисе ат-Тирмизи напрямую говорится о такой процедуре, как примирение единоверцев: «Примирение между мусульманами допускается, если только дело не касается такого примирения, по условиям которого запретное объявляется дозволенным, а дозволенное – запретным, и мусульмане могут выдвигать любые условия, кроме тех, которые объявляют запретным дозволенное или объявляют дозволенным запретное».

Как видно из текста, еще в эпоху зарождения Ислама появилась такая процедура как примирение сторон.

Согласно хадису Ибн Маджа, примирение конфликтующих сторон возможно и по двум другим сценариям. Если точнее, речь идет не о способах примирения, а о конкретных ситуациях, согласно которым по канонам мусульманской религии возможно примирение.

В одном из случаев, во время спорной ситуации, один мусульманин заявляет, что другой – его должник, а оппонент – что он таковым не является.

Вот что об этом говорит хадис Ибн Маджа:

«Что же касается примирения в случае непризнания, то здесь имеются в виду такие случаи, когда один человек заявляет, что ему что-то должны или что ему что-то принадлежит, а другой это отрицает, но потом они приходят к примирению, договариваясь о том, что один из них отдаст что-либо другому или признает свой долг, или приходя к взаимовыгодному соглашению, или договариваясь о прощении долга, или находя какое-нибудь иное решение».

То же самое относится и к достижению примирения в тех случаях, когда неизвестно, кому именно принадлежат те или иные права. Примером может служить такое положение, когда по прошествии долгого времени поддержания деловых отношений между двумя людьми оказывается неясным, принадлежит ли право на что-либо одному из них или обоим сразу, или же оказывается неясным, какой частью имущества имеет право распоряжаться человек, и партнёры приходят к примирению, договариваясь между собой по данному спорному вопросу и стремясь решить дело по справедливости.

 

Наилучшим решением в подобных случаях будет прийти к примирению друг с другом, найдя такое решение, которое, по мнению обоих, является наиболее справедливым и правильным. Примерно в таком ключе действует и медиация.

В настоящее время процедура примирения сторон – медиация, набирает популярность. Ситуации, описанные в вышеупомянутых хадисах, перекликаются с современными российскими реалиями, а значит, не теряют своей актуальности.    

Таким образом, религиозная традиция Ислама позволяет прийти к взаимопониманию и решению спора, опираясь на мудрость священного Корана. При этом данная традиция коррелирует с законодательством светского государства.

В духовном управлении мусульман Республики Башкортостан прокомментировали ряд положений, высказанных в настоящей статье.

Первый вопрос, который мы задали представителям ДУМ РБ, звучал следующим образом: «Как в исламе относятся к разрешению конфликтов путем примирения сторон с привлечением посредников, заинтересованных в решении спора, но не встающих на чью-либо сторону»?

На что был получен исчерпывающий ответ от заместителя председателя-муфтия ЦРО ДУМ РБ Руслана хазрат Саяхова: «В исламе к разрешению конфликтов с привлечением посредников относятся положительно. Более того, сохранение вселенской гармонии (добрых взаимоотношений и мира, в частности) — одна из миссии человека на земле.

Относительно семейных разладов, в частности говориться: "Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий." (Коран, сура "ал-Ниса", айат 35)

Относительно разладов, расстройства и порчи взаимоотношений в Коране сказано неоднократно, что "разлад и расстройство хуже, чем убиение" (Коран, сура "ал-Бакара", айат 191)». Таким образом, заявление ответственного лица ДУМ РБ еще раз подтверждает – в исламе примирение сторон является одной из важнейших традиций.

Мы попросили прокомментировать представителей ДУМ РБ вышеописанные хадисы, в которых говорилось о примирении конфликтующих сторон. Руслан хазрат Саяхов заявил, что данный хадис полностью соответствует духу ислама.

Кроме того, представитель ДУМ РБ рассказал, что в качестве посредников при разрешении конфликтных ситуаций в пределах уммы могут выступать священнослужители. В частности, «священнослужитель может выступать в качестве посредника и консультировать относительно взгляда религии на возникший вопрос, проблему», — заявил Руслан хазрат Саяхов.

В духовном управлении мусульман по Республике Башкортостан пожелали Гильдии медиаторов РБ успехов во всех начинаниях и положительно оценили инициативы медиаторов.

«Мы искреннее желаем мира и благоденствия всем жителям земли, и родного края в частности. Примирение — это воплощение божественных установлений. Пусть Всевышний поддержит всех, кто стремится сеять добро и благо», — сказал в заключении заместитель председателя-муфтия ЦРО ДУМ РБ Руслан хазрат Саяхов.
11 марта 2015 Пресс-релизы

Еще новости